Темa 1. Наука как процесс познания.
Задание 1.Заполните таблицу.
Специфика современной науки | Раскрыть содержание понятия | |
Универсальность знаний | ||
Фрагментарность знаний | ||
Общезначимость знаний | ||
Обезличенность знаний | ||
Систематичность науки | ||
Незавершенность науки | ||
Преемственность знаний | ||
Критичность науки | ||
Достоверность науки | ||
Внеморальность науки | ||
Рациональность знаний | ||
Чувственность науки |
Задание 2. Сравните основные характеристики современной и постмодернисткой науки.
Современная наука | Постмодернисткая наука |
Тема 2. История и тенденция развития естествознания
.Задание 1.Дать расшифровку следующих понятий: апейрон, атом, космос, бытие, материя, перводвигатель Аристотеля, натурфилософия, механицизм, геоцентризм, схоластика, гелиоцентризм, теология, электродинамика, вещество, электромагнитное поле.
Задание 2. Сравнить понимание «материи» в следующей таблице:
Ученый – естествоиспытатель | Материя – это … |
Фалес | |
Анаксимандр | |
Демокрит | |
Аристотель | |
И. Ньютон | |
Д. Максвелл | |
М. Фарадей | |
М. Планк | |
Э. Шредингер |
Тема 3. Концепции пространства и времени в современном естествознании
Задание 1. Назовите основные концепции пространства и времени. Сделайте сравнительный анализ двух концепций. Аргументируйте ответ.
Тема 4. Микромир: концепции современной физики
Задание 1.Охарактеризуйте различные модели атома.
№ | Название модели атома | Характеристика |
1. | Модель атома Дж. Томсона | Модель атома была основана на законах электричества |
2. | Модель атома Кельвина «?» | ??? |
3. | Модель атома Ф. Ленарда | ??? |
4. | Модель атома Г. Нагаоки | ??? |
5. | Планетарная модель строения атома .?. | ??? |
6. | Современная модель строения атома | ??? |
Тема 5. Мегамир: современные астрофизические и космологические концепции
Задание 1. Охарактеризуйте космологические модели Вселенной, авторами которых являются:
Автор | Название космологической модели Вселенной |
Филолай | Пироцентрическая модель Вселенной ( в центре Вселенной находится огонь, вокруг которого движутся по 10 сферам Земля, Меркурий, Венера, Марс, Юпитер, Сатурн, Солнце, Луна, звезды, сфера противоземли) |
Аристарх Самосский | ??? |
К. Птолемей | ??? |
Н. Коперник | ??? |
Д. Бруно | ??? |
И. Ньютон | ??? |
А. Эйнштейн | ??? |
А.А. Фридман | ??? |
Г.А. Гамов | ??? |
А. Гут, А.Д. Линде и др. | ??? |
Задание 2. Укажите, из чего состоит Солнечная система.
Солнце | ??? |
Земля | Планета |
??? | Спутник Земли |
??? | Планета |
??? | Планета |
??? | Планета |
??? | Планета |
??? | Планета |
??? | Планета |
??? | Планета |
??? | Планета |
??? | Малые планеты |
??? | «хвостатые звёзды» |
??? | крупные метеоры |
Тема 6. Современные концепции химии
Задание 1. Дайте определение, укажите, когда возникла наука.
Понятие | Определение | Время появления |
Химия | ??? | ??? |
Алхимия | ??? | ??? |
Ятрохимия | ??? | ??? |
Структурная химия | ??? | ??? |
Эволюционная химия | ??? | ??? |
Органическая химия | ??? | ??? |
Тема 7.Жизнь как особый уровень организации материи
Задание 1. Используя следующие понятия, составьте таблицу, где укажите уровень организации материи, элементарную единицу и элементарное явление, которые соответствуют этому уровню.
Понятия:
I. Молекулярно – генетический, биогеоценотический и биосферный, популяционно-видовой, организменный.
II. Редупликация, внутриклеточный перенос генетической информации; этапы круговорота веществ; дифференцировка; изменение генотипического состава популяции.
III. Биогеоценоз и биосфера; ген; популяция; организм или особь.
Основные уровни живой материи, их элементарные единицы и явления:
Уровень | Элементарнаяединица | Элементарноеявление |
Молекулярно-генетический | Ген | Редупликация, внутриклеточный перенос генетической информации |
Задание 2.Дайте определение:
Понятие | Определение |
Клетка | ??? |
Ткани | ??? |
Вид | ??? |
Популяция | ??? |
Биогеоценоз | ??? |
Биосфера | ??? |
Тема 8. Организменные уровни организации жизни
Задание 1. Изобразите в хронологической последовательности в виде таблицы эволюцию гоминид, используя данные:
Эволюция гоминид: человек разумный – 40 тыс. лет; кроманьонец – 28 тыс. лет; австралопитек — 4 млн. лет; гигантопитек – 4 млн. лет; неандерталец – 200 тыс. лет; человек умелый – 2, 5 млн. лет; человек прямоходящий – 1 млн. лет; питекантроп – 800 000 тыс. лет; синантроп – 800 000 тыс. лет; дриопитек – 5, 5 млн. лет; современный человек – 12 тыс. лет.
Эволюциягоминид:
Гоминиды | Времяжизни |
Дриопитеки | 5, 5 млн. Лет |
Задание 2. Охарактеризуйте основные положения концепций:
Концепция устойчивого развития человечества | Концепция устойчивого развития России | Концепция устойчивого развития Волгоградской области. |