Модуль 6. Современная химия и биология.
Химические свойства веществ. Химическая связь; валентность; реакционная способность. Периодическая система элементов Менделеева. соединения атомов в молекулы. Неорганические и органические соединения. Химические основы жизни. Этапы эволюции в химии.
Биоэлементы и системы от молекулярного, клеточного, органного уровней, до биоценозов и биосферы. Определение жизни. Законы эволюции Дарвина. Экология. Современная генетика и генная инженерия как база развития медицинских наук, селекции, биотехнологии.
Модуль 7. История Земли и происхождение жизни. Происхождение и эволюция человека.
Земная кора, гидросфера и атмосфера как колыбель биосферы. Геологические и биологические эпохи истории Земли. Гипотезы возникновения жизни на Земле и ее развитие. Солнечная активность и биосфера. Появление приматов и человекообразных обезьян, биологическое сходство их с человеком. Австралопитеки, наяпитеки, питекантропы, неандертальцы, кроманьонский человек, как путь эволюции человека Роль труда в превращении обезьяны в человека. Человек в биосфере, антропный принцип. Учение Вернадского о биосфере и ноосфере
Модуль 8. Понятие системы. Общесистемные законы. Законы синергетики и кибернетики для социально экономических систем.
Понятия системного подхода и системного анализа в современном естествознании. Природные, технологические, биологические и общественные системы и общесистемные законы для них. Законы кибернетики для общественных систем, закон неизбежности кризисов и технологических катастроф. Синергетическое и традиционное мышление. Необходимость расходов энергии и материи для упорядочения системы. Порядок и хаос. Нелинейность, не замкнутость, неустойчивость, непредсказуемость. Возможность самоорганизации, образование режимов с обострением, кризисы, бифуркации, русла развития.
Модуль 9. Глобальные проблемы выживания земной цивилизации.
Глобальный кризис земной цивилизации, социальный, технологический, экологический и информационный. Информационноеуправление, манипуляция сознанием и информационные войны в современном мире. Концепция устойчивого развития. Коэволюция человека и биосферы. Место человека во Вселенной. Внеземные цивилизации.
Образовательные технологии
№ п/п | Виды учебной работы | Образовательные технологии (формы, методы, приемы) |
| Лекция | проблемная, визуализация, учебные фильмы, электронная презентация, мини-лекции с участием студентов |
| Семинар | представление докладов и сообщений, обсуждение результатов, диспут, дискуссия, тренинг, взаимообучение, взаимооценивание. |
| Презентация | постановка цели, определение методов решения проблемы; изложение результатов исследований, анализ и выводы; обсуждение (дискуссия) |
| Тестирование | бумажные и компьютерные варианты тестов с системой оценивания их результатов |
25 % - интерактивных занятий от объема аудиторных занятий
4.2.3.2. Лабораторный практикум - нет
4.2.4. Примерная тематика курсовых проектов (работ) - нет
Примерная тематика семинаров
Тема занятия | Трудоемкость | Темы семинаров | |||||
Модуль 1. История зарождения естествознания. Зарождение естественных наук | |||||||
Естественнонаучная и гуманитарная культуры. Определения и термины научных методов. Мировоззрение и достижения древних народов и цивилизаций Вклад древнегреческих ученых в начало наук. Учения Фалеса, Пифагора, Демокрита, Сократа, Платона, Аристотеля, Архимеда, Евклида, Птолемея. | 1.Естественнонаучная и гуманитарная культуры и науки. 2.Определения и термины научных методов. 3.Мировоззрение и достижения древних народов и цивилизаций, эмпиризм. 4.Натурфилософия, вклад древнегреческих ученых Фалеса, Пифагора, Демокрита, Сократа, Платона, Аристотеля, Архимеда, Евклида, Птолемея. | ||||||
Модуль 2. Начала современного естествознания. Средневековое возрождение. Механистическая картина мира, ее приложения и триумф. | |||||||
Средневековое возрождение, вклад Л. да Винчи, Н. Коперника, Р.Декарта и Г.Галилея Ф.Бэкона, И. Кеплера. Опыт и эксперимент как критерий истины. Законы Ньютона, как основа механистической картины мира. Понятия материи, пространства, времени, энергии в механике. Триумф механистической картины мира и ее влияние на технику и технологии | 1.Неизбежность средневекового возрождения, вклад Л.да Винчи, Н.Коперника, Р.Декарта Г.Галилея Ф.Бэкона, И.Кеплера. 1. 2,Опыт и эксперимент - критерий истины. 2. 3. Законы Ньютона, как основа механистической картины мира. 3. 4.Понятия материи, пространства, времени, энергии в механике. 4. 5. Развитие механистических представлений для твердых тел, жидкостей (гидродинамика) и газов. Колебания и волны, дифракция и интерференция. Звуковые волны. Ультразвуковая локация. 5. 7. Триумф механистической картины мира и ее влияние на технику и технологии. 6. 8. Математика как язык естествознания, алфавит, системы счисления, четкие правила, переменные, функции, двоичный код | ||||||
Модуль 3. Молекулярно атомистическое строение материи. Теплофизика и термодинамика. | |||||||
Основные положения молекулярно-кинетической теории вещества. Строение атомов и молекул. Свойства идеальных газов. Земная атмосфера. Первое начало термодинамики, закон сохранения энергии. Второе начало термодинамики. Необратимость тепловых процессов, стрела времени. Третье начало термодинамики, понятие абсолютного нуля Кельвина. Энтропия и ее свойства. Динамические и статистические закономерности в природе. Тепловые машины в жизни современного человека. | 1.Основные положения молекулярно-кинетической теории вещества. 2.Свойства и законы для идеальных газов. Земная атмосфера. 4.Строение атомов и молекул. 5.Первое начало термодинамики, закон сохранения энергии. 6.Понятие абсолютного нуля Кельвина. Агрегатные состояния вещества твердое, жидкое, Газообразное, плазменное, нейтронное 7.Второе и третье начала термодинамики. Необратимость тепловых процессов, стрела времени. 8. Энтропия, и ее свойства, порядок и хаос. 9.Динамические и статистические закономерности в природе. 10.Цикл Карно, тепловые машины в жизни современного человека. | ||||||
Модуль 4. Электромагнитная картина мира | |||||||
Электричество, заряды. закон Кулона, электрическое поле. Электрический ток, закон Ома, закон электромагнитной индукции Фарадея-Ленца. Основные положения электромагнитной картины мира. Взаимодействие: дальнодействие и близкодействие. Предельная скорость распространения электромагнитных волн и полей. Законы сохранения в замкнутых системах энергии, импульса, момента импульс, массы, зарядов. Электричество в жизни современного человека | 1.Электричество, заряды, электрическое поле, закон Кулона. 2.Электрический ток, закон Ома. 3.Закон электромагнитной индукции Фарадея-Ленца. Магнитные поля их источники. 4. Основные положения электромагнитной картины мира. Взаимодействие - дальнодействие и близкодействие. 5.Предельная скорость распространения электромагнитных волн и полей. 6. Законы сохранения в замкнутых системах энергии, импульса, момента импульс, массы, зарядов. 7.Электричество в жизни современного человека | ||||||
Модуль 5. Современная физическая картина мира. | |||||||
Структура мира – микро, макро и мегомиры, их объекты и свойства. Основные, фундаментальные составляющие мира– материя, пространство, время, энергия и информация. их фундаментальные свойства.Понятия симметрии и ее проявление в окружающем мире. Понятия о законах атомной и ядерной физики, квантовой механики, теории относительности. Работы Резерфорда, Бора, Эйнштейна, Планка и отечественных физиков. Корпускулярная и волновая концепции описания природы. Математика как язык естествознания. Астрономическая картина мира. Движение светил по небосводу. Солнце и Солнечная система. Звезды их характеристики и эволюция. Звездные скопления, галактики, скопления галактик. Модели эволюции Вселенной. | 1.Структура мира – микро, макро и мегомиры, их объекты и свойства. 2. Основные, фундаментальные составляющие мира– материя, пространство, время, энергия и информация. их фундаментальные свойства. 3.Понятия симметрии и ее проявление в окружающем мире. 4.Понятия о законах атомной и ядерной физики, квантовой механики. 5.Работы Резерфорда, Бора, Эйнштейна, Планка и советских физиков. 6.Корпускулярная и волновая концепции описания природы. 7. Астрономическая картина мира. Движение светил по небосводу. Солнце и Солнечная система. Звезды их характеристики и эволюция. Звездные скопления, галактики, скопления галактик. 8.Модели эволюции Вселенной. 9.Информационные технологии, как новый этап развития науки и технологий. | ||||||
Модуль 6. Современная химия и биология. | |||||||
Химические свойства веществ. Химическая связь; валентность; реакционная способность. Периодическая система элементов Менделеева. соединения атомов в молекулы. Неорганические и органические соединения. Химические основы жизни. Этапы эволюции в химии. Биоэлементы и системы от молекулярного, клеточного, органного уровней, до биоценозов и биосферы. Определение жизни. Законы эволюции Дарвина. Экология. Современная генетика и генная инженерия как база развития медицинских наук, селекции, биотехнологии. | 1.Химические свойства веществ. Химическая связь; валентность; реакционная способность. 2.Периодическая система элементов Менделеева. соединения атомов в молекулы. 3.Неорганические и органические соединения, соединения атомов в молекулы. 3.Химические основы молекулярного уровня жизни. 4.Этапы эволюции в химии и ее значение в жизни современного человека. 5.Биоэлементы и системы от молекулярного, клеточного, органного уровней, до биоценозов и биосферы. 6. Определение жизни ее формы. 7.Законы эволюции Дарвина. Экология. 8.Современная генетика и генная инженерия как база развития медицинских наук, селекции, биотехнологии. | ||||||
Модуль 7. История Земли и происхождение жизни. Происхождение и эволюция человека | |||||||
Земная кора, гидросфера и атмосфера как колыбель биосферы. Геологические и биологические эпохи истории Земли. Гипотезы возникновения жизни на Земле и ее развитие. Солнечная активность и биосфера. Появление приматов и человекообразных обезьян, биологическое сходство их с человеком. Австралопитеки, наяпитеки, питекантропы, неандертальцы, краминьонский человек, как путь эволюции человека Роль труда в превращении обезьяны в человека. Человек в биосфере, антропный принцип. Учение Вернадского о биосфере и ноосфере. | 1.Земная кора, гидросфера и атмосфера как колыбель биосферы. 2. Геологические и биологические эпохи истории Земли. 3.Гипотезы возникновения жизни на Земле и ее развитие. 4.Появление приматов и человекообразных обезьян, биологическое сходство их с человеком. 5.Австралопитеки, наяпитеки, питекантропы, неандертальцы, краминьонский человек, как путь эволюции человека Роль труда в превращении обезьяны в человека. 6.Солнечная активность и биосфера. 6.Человек в биосфере, учение Вернадского о биосфере и ноосфере 7.Прогнозирование развития биосферы. | ||||||
Модуль 8. Понятие системы. Общесистемные законы. Законы синергетики и кибернетики для социально экономических систем. | |||||||
Понятия системного подхода и системного анализа в современном естествознании. Природные, технологические, биологические и общественные системы и общесистемные законы для них. Законы кибернетики для общественных систем, закон неизбежности кризисов и технологических катастроф. Синергетическое и традиционное мышление. Необходимость расходов энергии и материи для упорядочения системы. Порядок и хаос. Нелинейность, не замкнутость, неустойчивость, непредсказуемость. Возможность самоорганизации, образование режимов с обострением, кризисы, бифуркации, русла развития. | 1.Понятия системного подхода и системного анализа в современном естествознании. 2.Природные, технологические, биологические и общественные системы и общесистемные законы для них. 3.Законы кибернетики для общественных систем, закон неизбежности кризисов и технологических катастроф. 3.Синергетическое и традиционное мышление. Порядок и хаос в окружающем мире. 4.Необходимость расходов энергии и материи для упорядочения системы. 5. Нелинейность, не замкнутость, неустойчивость, непредсказуемость синергетических систем, возможность самоорганизации. 6.Образование режимов с обострением, кризисы, бифуркации, русла развития. 7.Нобелевские открытия по естествознанию и технологиям в 21-ом веке. | ||||||
Модуль 9. Глобальные проблемы выживания земной цивилизации. | |||||||
Глобальный кризис земной цивилизации, социальный, технологический, экологический и информационный. Информационноеуправление, манипуляция сознанием и информационные войны в современном мире. Концепция устойчивого развития. Коэволюция человека и биосферы. Место человека во Вселенной, антропный принцип. Внеземные цивилизации и возможности их обнаружения. | 1.Глобальный кризис земной цивилизации, социальный, технологический, экологический и информационный и его причины. 2. Информационноеуправление, манипуляция сознанием и информационные войны в современном мире. 3. Концепция устойчивого развития. Коэволюция человека и биосферы. 4. Место человека во Вселенной, антропный принцип. 5.Внеземные цивилизации, вероятность их обнаружения и возможные причины гибели. | ||||||
Итого: | |||||||
4.2.6. Контрольные вопросы курса:
1. Дать определения, разъяснить понятия: концепция, естествознание, культура, наука. Естественно- научная и гуманитарная культуры их взаимосвязь. Предмет естествознания и его отличие от других наук.
- Наука и её место в культуре.
- История естествознания. Вклад древнегреческих ученых в естествознание: Фалеса, Пифагора, Архимеда, Аристарха, Гиппарха, Платона, Аристотеля, Птоломея.
- Геометрия Евклида, дедуктивно – аксиоматический метод. Построение геометрических фигур из 4-х элементов( точка, прямая, угол и радиус кривизны).
- Механика Архимеда, начало физики. Золотое правило механики для рычага.
- Предмет математики и ее язык и основные понятия (константы, переменные, функции, множества, системы счисления).
- Геоцентрическая система мира Аристотеля – Птолемея. Гелиоцентрическая система мира. Вклад Коперника, Бруно, Галилея, Кеплера в науку.
- Становление современной физики. Законы кинематики, формулы взаимозависимости для пути, скорости и ускорения, понятия мгновенной скорости и производной.
- Три закона Ньютон. Основные формулы динамики их выражение через средние величины и дифференциальная форма второго закона.
- Закон всемирного тяготения и его следствия. Движение тела в поле тяготения, брошенного под углом к горизонту. Первая, вторая и третья космические скорости.
- Механическая картина мира. Ньютоновские понятия массы, пространства и времени. Предсказуемость мира и обратимость времени.
- Основные составляющие мира – материя, пространство, время, энергия и информация. Единицы измерения и пределы измерения.
- Фундаментальные свойства материи, пространства, и времени.
- Свойства информации, связь ее с основными составляющими мира, информационное моделирование.
- Микро, Макро, Мега миры, их различие и взаимосвязь. Единицы измерений размеров, масс, скоростей, энергии в этих мирах.
- Основы молекулярно кинетической теории строения вещества. Температура и скорость движения молекул, агрегатные состояния вещества.
- Понятие о законах и уравнениях для идеального газа.
- Три начала термодинамики.
- Принцип возрастания энтропии. Открытые системы и неравновесная термодинамика.
- Понятия о законах гидродинамики для стационарного течения жидкости и понятие о турбулентном течении.
- Электрические и магнитные явления. Законы Кулона, Ома, Фарадея
- Электромагнитная картина мира, ее отличие от механической.
- Электромагнитное излучение, закон Планка. Геометрическая оптика.
- Атомная и ядерная физика, основные положения.
- Взаимодействие и его виды. Близкодействие, дальнодействие
- Законы сохранения материи, энергии, импульса, момента вращения, заряда и их следствия.
- Происхождение Солнечной системы. Планеты солнечной системы. Особенности планет земной группы и планет гигантов.
- Солнце наша звезда. Современные преставления о Солнце. Солнечно – земные связи.
- Основные сведения о малых объектах солнечной системы: спутниках планет, астероидах, кометах, метеорах, метеоритах.
- Основные преставления о звездах, и их эволюции. Наша Галактика (Млечный путь). Место Солнца в нашей Галактике.
- Основные модели Вселенной: стационарная, пульсирующая, Большого Взрыва. Связь их с открытием “разбегания галактик” и “реликтового излучения”.
- Антропный принцип. Научный подход к проблеме НЛО, уфологии, астрологии. Проблема внеземных цивилизаций.
- История Земли. Эры и эпохи в истории Земли и развитии жизни.
- Гипотезы возникновения жизни. Естественнонаучные модели происхождения жизни. Эпохи в развитии жизни на Земле.
- Эволюция в биологии. Учение Дарвина. Принципы эволюции в биологии, воспроизводства и развития живых систем.
- Генетика, наследственность и изменчивость. Достижения биоинженерии.
- Происхождение и эволюция человека от человекообразных обезьян до современного человека.
- Учение В.И. Вернадского о биосфере и ноосфере. Научные представления о будущем Земной цивилизации.
- Эволюция и коэволюция. Теория универсального эволюционизма человека и биосферы.
- Понятия системного анализа, общесистемные законы для природных, технических, биологических и социально-экономических систем.
- Законы кибернетики для общественных систем.
- Главная цель человека и Человечества и необходимость нового мышления для её осуществления.
- Информационное управление, информационная война и манипуляция сознанием человека в современном мире.
- Закон обратной связи, его проявление и атрибуты в обществе.
- Закон возрастания угрозы гибели Человечества с развитием новых глобальных технологий.
- Концепция самоорганизации в естествознании. Самоорганизация как основа эволюции в живой и неживой природе.
- Свойства синергетических систем открытость, нелинейность, неустойчивость, непредсказуемость, русла развития, точки бифуркации.
- Законы синергетики, необходимость информации и затрат материи и энергии для самоорганизации.
- Закономерности развития общества от каменного века до социализма как следствие развития производительных силы, науки, технологий, и информационного управление общественным сознанием.
- Информатизация общества ее значение. Методы информационного управления для общественных систем.
- Глобальные проблемы выживания Человечества, угроза войны, технологические угрозы, терроризм, экология и разрушение биосферы Земли. Пути устранения этих угроз.
Тематика рефератов по курсу
1. Методы научного познания окружающего мира. Эволюция взглядов на происхождение и строение Земли, Солнца, звезд, галактик и Вселенной.
1. Строение и эволюция Вселенной, галактик, двойных звезд, планет и спутников.
- Основные составляющие мира – материя, пространство, время, энергия и информация. Их свойства. Единицы измерения и пределы измерения.
- Микро, Макро, Мега миры их свойства.
- Место и роль науки в общественной жизни современного человека.
5. Механическая картина мира. Законы Ньютона. Ограничение действия законов механики на термодинамические системы и объекты квантовой механики.
- Электромагнитная картина мира. Вещество, излучение и физические поля. Формулы изменения массы, времени и энергии при субсветовых скоростях и их следствия.
- Атомная и ядерная физика и новые источники энергии для человечества.
- Квантовая физика и современная электроника.
- Гипотезы возникновения жизни на Земле. Естественно- научные модели происхождения жизни.
- Учение Дарвина, принципы эволюции в биологии, воспроизводства и развития живых систем.
- Влияние самоорганизации Учение В.И. Вернадского о биосфере и ноосфере.
- Проблема сущности живого и его отличия от неживой материи.
- Происхождение человека. Эволюция человека. Технологические и социальные кризисы в истории развития Человечества от неандертальца до 21-го века.
- Единство человека и природы. Принципы коэволюции человека и Природы академика Н.Н.Моисеева, понятие запретной черты. Их жизненая необходимость для выживания Земной цивилизации.
- Эволюция, эволюционизм. Современная теория эволюции.
16. Основы генетики. Достижения современной генной инженерии.
- Проблема Внеземных цивилизаций, их закономерное возникновение и гибель. Молчание высокоразвитых цивилизаций и судьба Земной цивилизации.
- Законы кибернетики важные для развития общественных систем и их следствия для общества 21-го века.
- Законы синергетики. Самоорганизация и самоорганизующиеся системы. Их свойства и значение для мирового развития.
- Значение синергетики для современного естественнонаучного познания.
- Законы и заповеди жизни человека 21-го века для стабильного развития и выживания Человечества.
- Технологические и природные угрозы существования Земной цивилизации.
- Закономерности и взаимосвязь развития науки, технологий, экономики и общественного устройства от каменного века до наших дней.
- Информацияи как фундаментальная составляющая и отражение окружающего мира. Свойства информации, ее воздействие на человека.
- Современные технологии и методы информационного управления и информационной войны для человека и общественных систем.
- Роль и значение естественных наук в истории человечества, их значение и назначение в 21-ом веке.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТА
4.3.1. Виды СРСи планирование по модулям
№ п/п | Наименование раздела учебной дисциплины | Виды СРС | Всего часов | |||||
1. | История зарождения естествознания. Зарождение естественных наук. | Просмотр и конспектирование рекомендованной литературы, электронных пособий по теме лекции, доработка конспекта лекций, подготовка к семинару, ответы на 5-7 вопросов курса, подготовка к выполнению тестовых заданий, подготовка сообщения или реферата по теме семинара, подготовка зачету по модулю 1. | ||||||
2. | Начала современного естествознания. Средневековое возрождение. Механистическая картина мира, ее приложения и триумф. | Просмотр и конспектирование рекомендованной литературы, электронных пособий по теме лекции, доработка конспекта лекций, подготовка к семинару, ответы на 5-7 вопросов курса, подготовка к выполнению тестовых заданий, подготовка сообщения или реферата по теме семинара, подготовка зачету по модулю 2. | ||||||
3. | Молекулярно атомистическое строение материи. Теплофизика и термодинамика. | Просмотр и конспектирование рекомендованной литературы, электронных пособий по теме лекции, доработка конспекта лекций, подготовка к семинару, ответы на 5-7 вопросов курса, подготовка к выполнению тестовых заданий, подготовка сообщения или реферата по теме семинара, подготовка зачету по модулю 3. | ||||||
4. | Электромагнитная картина мира. | Просмотр и конспектирование рекомендованной литературы, электронных пособий по теме лекции, доработка конспекта лекций, подготовка к семинару, ответы на 5-7 вопросов курса, подготовка к выполнению тестовых заданий, подготовка сообщения или реферата по теме семинара, подготовка зачету по модулю 4. | ||||||
5. | Современная физическая картина мира | Просмотр и конспектирование рекомендованной литературы, электронных пособий по теме лекции, доработка конспекта лекций, подготовка к семинару, ответы на 5-7 вопросов курса, подготовка к выполнению тестовых заданий, подготовка сообщения или реферата по теме семинара, подготовка зачету по модулю 5. | ||||||
6. | Современная химия и биология. | Просмотр и конспектирование рекомендованной литературы, электронных пособий по теме лекции, доработка конспекта лекций, подготовка к семинару, ответы на 5-7 вопросов курса, подготовка к выполнению тестовых заданий, подготовка сообщения или реферата по теме семинара, подготовка зачету по модулю 6. | ||||||
История Земли и происхождение жизни. Происхождение и эволюция человека. | Просмотр и конспектирование рекомендованной литературы, электронных пособий по теме лекции, доработка конспекта лекций, подготовка к семинару, ответы на 5-7 вопросов курса, подготовка к выполнению тестовых заданий, подготовка сообщения или реферата по теме семинара, подготовка зачету по модулю 7. | |||||||
Понятие системы. Общесистемные законы. Законы синергетики и кибернетики для социально экономических систем. | Просмотр и конспектирование рекомендованной литературы, электронных пособий по теме лекции, доработка конспекта лекций, подготовка к семинару, ответы на 5-7 вопросов курса, подготовка к выполнению тестовых заданий, подготовка сообщения или реферата по теме семинара, подготовка зачету по модулю 8. | |||||||
Глобальные проблемы выживания земной цивилизации. | Просмотр и конспектирование рекомендованной литературы, электронных пособий по теме лекции, доработка конспекта лекций, подготовка к семинару, ответы на 5-7 вопросов курса, подготовка к выполнению тестовых заданий, подготовка сообщения или реферата по теме семинара, подготовка зачету по модулю 9 . | |||||||
Зачет | Подготовка к зачету (повторение пройденного материала по вопросам, оформление портфолио : по желанию) | |||||||
Итого часов СРС | ||||||||