Семинарские занятия (6/4 ч.)
(заочная/заочная-сокращенная форма обучения)
Тема 1. Исторические этапы развития естествознания (2/2 часа)
Вопросы для обсуждения:
6. Миропонимание и научные достижения натурфилософии античности.
7. Естествознание эпохи Возрождения.
8. Естествознание Нового времени.
9. Диалектизация естествознания.
10. Крушение механистической картины мира.
Тема 2. Современные концепции эволюции живой природы и сущности жизни (2/- часа).
Вопросы для обсуждения:
1. Понятие жизни и её возникновения.
2. Происхождение и эволюция жизни на Земле.
3. Уровни биологических структур (популяция, биоценоз, биогеоциноз, биосфера).
Тема 3. Проблемы происхождения человека (2 часа).
Вопросы для обсуждения:
1. Человек как объект естественнонаучного познания.
2. Представления о происхождении человека.
3. Сходства и различия между человеком и животным
4. Эволюция человека: основные факторы и движущие силы.
5. Этология и человек. Этнология. Социальная экология.
4.3 Контролируемая самостоятельная работа
СУРС выполняется в форме письменной работы (тестовых заданий) по выше приведенным темам.
Формой контроля успеваемости студентов по учебной дисциплине «Основы современного естествознания» является письменное выполнение предложенных тестовых заданий (упражнений). Успешное выполнение заданий служит свидетельством того, что студент освоил теоретический материал, приобрёл навыки его практического применения.
Оценка результатов выполнения контролируемой самостоятельной работы выставляется с учетом количества правильно выполненных заданий соответствующего варианта.
ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ
1. Специфика концептуального подхода к изучению естествознания.
2. Естествознание как феномен культуры, его отличие от натурфилософии.
3. Понятие науки. Особенности научного познания.
4. Структура научного знания. Классификация наук.
5. Исторические этапы познания природы.
6. Естествознание как комплекс наук о природе.
7. Особенности современного естествознания и его социокультурный статус.
8. Естествознание в системе научного знания.
9. Специфика гуманитарного и естественнонаучного познания.
10. Структура и динамика естественнонаучного знания. Основные формы естественнонаучного познания.
11. Методы и приемы научного исследования в современном естествознании.
12. Научный эксперимент в структуре естественнонаучного исследования.
13. Математика как язык и метод современного естествознания.
14. Научные революции в естествознании и механизмы их возникновения.
15. Понятие научной (естественнонаучной) картины мира и ее эволюция.
16. Исторические типы естественнонаучной картины мира.
17. Классическая, механистическая картина мира, ее основные черты и роль в развитии европейской культуры.
18. Глобальные научные революции и типы научной рациональности в истории естествознания.
19. Научная революция в естествознании конца Х1Х – нач. ХХ вв. Возникновение релятивистских и квантовых представлений.
20. Современные концепции пространства-времени.
21. Концепция атомизма и элементарные частицы в современной научной картине мира.
22. Законы сохранения и законы симметрии в современной научной картине мира.
23. Концепция детерминизма и физические законы. Лапласовский и современный детерминизм.
24. Современная космология о происхождении и развитии Вселенной. Модели стационарной и нестационарной Вселенной.
25. Понятие и основы космогонии. Современная модель Большого взрыва.
26. Универсальные постоянные и структура Вселенной.
27. Проблема существования и поиска жизни и цивилизаций во Вселенной: астрофизические основания.
28. Антропный космологический принцип: его естественнонаучный и философско-методологический смысл.
29. Синергетика как междисциплинарная концепция самоорганизации: ее основные понятия и идеи.
30. Синергетическая парадигма в современном естествознании: сущность и принципы.
31. Синергетика и поиск общих механизмов саморазвития природного и социального мира.
32. Теоретическая кибернетика: предмет и ключевые понятия.
33. Управление и обратная связь как понятия кибернетики.
34. Понятия информации и энтропии в современной научной картине мира.
35. Кибернетическая концепция поведения и саморегуляции-гомеостаза.
36. Дарвиновская революция Х1Х в. и генетическая революция ХХ в. в биологии.
37. Современная трактовка эволюционной теории: неодарвинизм, номогенез, концепция коэволюции, гипотеза Гея-Земли.
38. Проблема сущности живого. Понятие жизни. Фундаментальные свойства и функции живого.
39. Основные концепции происхождения жизни на Земле.
40. Концепция структурных уровней организации живой природы.
41. Человек как единство биологического и социального. Проблема генезиса человека.
42. Учение о биосфере и ноосфере.
43. Биоритмология и анализ природных и социальных ритмов в концепции этногенеза Л.Гумилева и гелиобиологии А. Чижевского.
44. Техника и технология, основные этапы их развития.
45. Специфика современных биотехнологий. Проблемы биоэтики.
ПРОТОКОЛ СОГЛАСОВАНИЯ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ ПО ИЗУЧАЕМОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕС ДРУГИМИ ДИСЦИПЛИНАМИ СПЕЦИАЛЬНОСТИ
Название дисциплины, с которой требуется согласование | Название кафедры | Предложения об изменениях в содержании учебной программы по изучаемой учебной дисципли-не | Решение, принятое кафедрой, разработавшей учебную программу (с указанием даты и номера протокола) |
Философия | Кафедра истории права и гуаниатрнвх | нет | Протокол № 1 от 29.08.2011г. |