Семинарские занятия (18 час.)

Занятие 1. Вводное занятие. «Ремесло историка» (4 час.) с использованием метода активного обучения – семинар-обсуждение в группах

Вопросы, выносимые для обсуждения:

1. Откуда мы знаем о прошлом – способы и формы сохранения исторической памяти; приемы получения и анализа исторической информации

2. Понятие «исторический источник»

3. Типы и виды источников по истории России

4. Письменные источники – основа исторических исследований

а) летопись как источник по истории Древней Руси (на примере Повести временных лет)

б) законодательство как исторический источник (на примере Конституции СССР 1936 г.)

в) делопроизводственные документы как исторический источник (на примере протокола заседания Политбюро ЦК РКП(б))

г) материалы личного происхождения как исторический источник (на примере дневников Николая II)

д) акты как исторический источник (на примере купчей на семью крестьянина)

Занятие 2. Формирование единого русского государства. Московское государство в эпоху Ивана III и Ивана IV (2 час.) с использованием метода активного обучения – семинар–круглый стол

Вопросы, выносимые для обсуждения на круглом столе:

1. Социально-экономические, политические и духовные предпосылки объединения русских земель в единое государство.

2. Преобразовательная деятельность Ивана III. Почему его при жизни называли Великим?

3. «Избранная рада» и опричнина, их роль в решении задач централизации.

4. Российское самодержавие: предпосылки, сущность, особенности.

Занятие 3. XVII век в истории России (2 час.) с использованием метода активного обучения – семинара-коллоквиума

Вопросы, выносимые для рассмотрения:

1. Смута в Российском государстве: причины и сущность. Альтернативы смутного времени.

2. Российская государственность в эпоху первых Романовых. Проблема выбора пути общественного развития России в XVII в.: самодержавие или сословно-представительная монархия?

Занятие 4. Этапы и особенности российской модернизации в XVIII в. (2 час.) с использованием метода активного обучения – семинар–обсуждение в группах

Вопросы, выносимые для обсуждения:

1. Уровень социально-экономического и политического развития Московской Руси на рубеже XVII - XVIII вв.,острая необходимость модернизации страны.

2. Сравнительно-исторический анализ модернизационных процессов в эпоху правления Петра I и Екатерины II во внутренней политике, экономике, внешней политике, духовной жизни.

3. Чем объяснить противоречивые оценки петровских преобразований?

4. Можно ли считать, что преобразования второй половины XVIII в. углубили цивилизационный раскол общества?

Занятие 5. XIX век в отечественной истории (2 час.) с использованием метода активного обучения – семинар–обсуждение в группах

Вопросы, выносимые на обсуждение:

1. Обозначьте основные проблемы России, назревшие для решения в первой половине XIX в.

2. В чем заключались грандиозные реформаторские замыслы Сперанского и их судьба?

3. Почему Александр I и Николай I хотели отменить, но не отменили крепостное право?

4. Почему в России во II половине XIX в. вслед за реформами последовали контрреформы?

5. В чем состояли особенности капитализма в России?

6. Общественные движения в XIX в.: диалог власти и общества.

Занятие 6. Россия в эпоху революционных потрясений начала XX в. (2 час.) с использованием метода активного обучения – семинар «малых полемических групп» или семинар-диспут

Вопросы для предварительной самостоятельной подготовки:

1. Первая русская революция 1905-1907 гг.: причины, характер, особенности и итоги.

2. Особенности становления и развития российского парламентаризма.

3. Февральская революция в России. От Февраля к Октябрю 1917 г.: выбор путей развития. Двоевластие. Провал попытки установления военной диктатуры.

4. Октябрьское вооруженное восстание 1917 г. II съезд Советов. Судьба Учредительного собрания.

Занятие 7. Советская модель модернизации (1918-1945 гг.) (2 часа) с использованием метода активного обучения – семинар-дискуссия (групповая дискуссия)

Вопросы для предварительной самостоятельной подготовки:

1. От политики «военного коммунизма» к новой экономической политике: цели, сущность и последствия.

2. Политика индустриализации: задачи, особенности и итоги.

3. Коллективизация сельского хозяйства и её последствия.

Наши рекомендации