Схема 15. Концептуальные программы и основные концепции постнеклассического естествознания.
v Концепция инноваций и инновационной деятельности как статуса современной, конкурентноспособной, эффективной деятельности. v Концепция конвергенции естественных, социально-экономических, социально-гуманитарных, коммуникативных, технологических наук в так называемом НБИКС- комплексе (нано-, био-, информационные, когнитивные, социально-экономические технологии) когнитивный-познавательный. Нанотехнологии – это процессы и объекты с характерной длиной от 1 до 100 нм, т.е. это ключевое направление развития современной промышленности и науки, объединяющее физику микромира, молекулярную физику и химию, молекулярно-генетическую биологию на основе атомного и молекулярного конструирования неживой и живой материи. v Развитие современной эволюционной картины мира в комплексном характере междисциплинарных научных исследований в глобальной экологической стратегии естественнонаучного мышления с опорой на экологию, как науку о ценности природы и целостное восприятие мира. v Мощное развитие международных научных мегапроектов в рамках всех естественных наук, и прежде всего физики (Большой адронный коллайдер (БАК), рентгеновский лазер и др.), астрофизики (загадки темной материи и темной энергии), эволюционной химии и генной инженерии, информационных технологий. |
2.2. История естествознания в контексте трансдисциплинарных стратегий естественнонаучного мышления
Развитие естествознания за прошедшие с появлением натурфилософии две с половиной тысячи лет сопровождалось последовательной сменой, как отмечено в предыдущем задании, протонауки, классики, неоклассики и постнеоклассики. При этом фундаментальную роль в классике и даже неоклассике играли физические картины мира: механистическая, электромагнитная, квантово-полевая и единая теория поля. В постнеоклассике на первый план вышла современная эволюционная картина мира, включившая в себя и единую теорию поля. Видный российский философ М.К. Мамардашвили показывает, что «онтология ума с опорой на физический образ мышления есть рациональность или идеал рациональности». Он же доказывает, что «классический идеал рациональности, который задаёт и классическую стратегию естественнонаучного мышления КСЕМ (см. схему 16), и взаимосвязан с пространственной объективизацией знания о физических телах, мы покупаем ценой нашего непонимания сознательных явлений».
Схема 16. Трансдисциплинарные стратегии естественнонаучного мышления.
КСЕМ | НСЕМ | ПСЕМ |
v В природе нет случайности; представления о вероятности того или иного события принципиально вторичны. v Естествоиспытателю принципиально доступно и подвластно всё в изучаемой системе. v В логической цепи мышления применяется схема выбора «или – или» и детерминированная причинно-следственная связь (Лапласовский детерминизм). v Образ мира возводится из отдельных элементов на основе упорядоченных, жёстко детерминированных связей между ними. Но полностью преодолеть сегментированность знания не удаётся и результат в целом оказывается близким к мозаичному полотну. | v Случайность – фундаментальное свойство природы: необходим вероятностный прогноз результатов измерения. v Признание стохастического (нерегулярного) характера природных явлений, как неотъемлемого фактора бытия Мира. v Воздействие на объект со стороны окружения является флуктуационно-неконтролируемым; невозможно даже мысленное экранирование исследователя от объекта изучения; вводится понятие состояния, включающего в себя и объект и окружение, в том числе и исследователя. v В логической цепи мышления применяется схема совмещения «и – и» и вероятностный детерминизм причинно-следственных связей. (Флуктуационная модель неклассического естествознания Бора – Гейзенберга). На основе НСЕМ зародилась неклассическая научная ментальность, главный смысл которой – отражение мира в виде сложной системы взаимодействия частей и целого. | v В основе постнеклассической стратегии естественнонаучного мышления лежит основополагающая концепция коэволюции (совместной эволюции) природных систем и человека, опирающаяся на понятия: системность, самоорганизация, историчность и глобальный эволюционизм. v Особая роль придаётся инновационной междисциплинарной конвергенции наук в так называемом НБИКС-комплексе (нано-, био-, информ-, когнитивные, социально-экономические и социально-гуманитарные технологии). v В основе ПСЕМ лежат теории порядка и хаоса, прежде всего синергетика, включая неравновесную термодинамику и нелинейную динамику, а также теория информации и эволюционная необратимость времени. v В современном научном мышлении происходит выработка общей, постнеклассической методологии познания естественных и гуманитарных наук, основанной на идеях эволюции, системности и самоорганизации. |
Неклассический идеал рациональности, который задаёт и неклассическую стратегию естественнонаучного мышления (НСЕМ) (см. схему 16), оформляется в квантово-полевой картине мира в неклассическом понятии состояния, включающего в себя и объект (микрочастицу или совокупность микрочастиц) и окружение, в том числе и исследователя. Неклассическое понятие состояния затем было распространено на все структурные уровни материи. Флуктуационно-неконтролируемое воздействие на объект со стороны окружения предопределило весь образ неклассического естествознания. Разрушается «главная иллюзия, конечно,- это пустое пространство между нашим якобы бесплотным взглядом и его видимым объектом». В естествознании материализуются и объединяются пространство и время, в физике структурируется «физический вакуум».
Постнеклассический идеал «рациональности в действии», который задает и постнеклассическую стратегию естественнонаучного мышления (ПСЕМ) (см. схему 16), оформляется в современной эволюционной картине мира и в переходе от стратегии дисциплинарного, предметного, научного знания к проблемно-ориентированным, инновационным формам научной деятельности. Изменяется характер решаемых современной наукой проблем, они все больше носят комплексный характер, имеют социально-практическую значимость. Возрастает роль биоэтики и социальной этики, как формы осознания социально-философского понятия общей судьбы в социокультурном аспекте совместного (общественного) проживания в общей коммунальной квартире человечества на планете Земля.
Литература.
1. Наследников Ю.М. Концепции современного естествознания/ Ю.М.Наследников, А.Я.Шполянский, А.П.Кудря, А.Г.Стибаев.-Ростов-на-Дону: ДГТУ 2008-350с. [электронный ресурс № ГР 15393,2010]. Режим доступа: http://de.dstu.edu.ru/., с. 30 –79, 85 – 86.
2. Наследников Ю.М. Концепции современного естествознания: Учеб.-метод. пособие/ Ю.М. Наследников, А.Я. Шполянский, А.П. Кудря, А.Г. Стибаев.- Ростов-на-Дону: ДГТУ, 2007, с.25-31, 36-40.
3. Суханов А.Д. Концепции современного естествознания: Учебник для вузов/А.Д. Суханов, О.Н. Голубева.- М.: Дрофа, 2004, с. 20 – 41.
4. Кожевников Н.М. Концепции современного естествознания: Учебное пособия, 4-е изд.. испр./ Н.М. Кожевников.- СПб.: Издательство «Лань», 2009, с. 42-62.
5. Горбачев В.В. Концепции современного естествознания. Интернет-тестирование базовых знаний: Учебное пособие/ В.В. Горбачев, Н.П. Калашников, Н.М. Кожевников.-СПб.: Издательство «Лань»,2010, с. 12-22.