Функция: соответствие, изменение, зависимость.
При разных зависимостях , например или будет иметь место и различное изменение функции при ОДНОМ и том же изменении аргумента.
То, насколько и как (уменьшается или увеличивается) меняется функция (зависимая переменная) при единичном изменении аргумента характеризуется ПРОИЗВОДНОЙ от этой функции по этому аргументу.
Производная – от слова произведена от… То есть она получается из функции по определенным правилам и связана с функцией. У каждой функции своя производная. Производная данной функции – тоже есть функция. Отсюда можно говорить о значении производной в данной точке. Чем больше значение производной, тем быстрее меняется функция в этой точке.
Отсюда смысл производной:
· Механический: производная – скорость изменения функции.
· Геометрический: основан на графическом изображении типа зависимости (тангенс угла наклона касательной к графику функции в данной точке).
В физике переменные могут быть не только скалярами, но и векторами. Поэтому важно уметь осуществлять основные операции над ними.
«Игра слов».
Надо различать:
1) вектор
2) модуль вектора V 10 м/с
3) проекцию вектора на ось Vx 8 м/с
4) составляющая вектора
5) изменение вектора
6) изменение модуля вектора 2 м/с
7) модуль изменения вектора 3 м/с
Не путайте скалярные величины с векторными!!!!!
Действия с векторами
В физике переменные могут быть не только скалярами (числами), но и векторами (стрелками).
Поэтому важно уметь осуществлять основные операции над векторами:
· Складывать и вычитать
· Умножать скалярно и векторно
· Проектировать на ось (направление)
· Раскладывать на составляющие
· Определять модуль и направление
· и т.д.
Сложение.
Правило треугольника:
ü выбрать точку
ü отложить от нее первый вектор
ü от конца первого вектора отложить второй вектор
ü соединить начало первого с концом последнего – это вектор суммы
Правило параллелограмма:
ü выбрать точку
ü отложить от нее оба вектора
ü достроить до параллелограмма
ü из этой же точки провести диагональ параллелограмма – это вектор суммы
Скалярное умножение.
Перемножая два вектора скалярно получаем ЧИСЛО, которое равно произведению их модулей на косинус угла между ними:
Умножение вектора на число.
(больше единицы по модулю) | полученный вектор будет в раз длиннее |
(меньше единицы по модулю) | полученный вектор будет в раз короче |
(положительное число) | полученный вектор будет направлен в ту же сторону |
(отрицательное число) | полученный вектор будет направлен в противоположную сторону |
4. Проектирование вектора на направление (на ось).
Находим проекцию вектора на направление:
Проверяется в тестах:
А – знание определений, понятий, терминов
В – знание законов и формул
С – умение применять формулы и законы в задачах
Д – графики и схемы
Е – погрешности
А – 10%, В – 20%, С – 30%, Д – 30%, Е – 10%