Комплексные задачи повышенной трудности

85. С горизонтальной поверхности земли бросили мяч и он упал на землю со скоростью V = 9,8 м/с по углом b = 300 к горизонту. Модуль вертикальной составляющей скорости в точке бросания был на 20% больше, чем в точке падения. Найти время полета мяча. Считать, что сила сопротивления движению мяча пропорциональна его скорости. [ Комплексные задачи повышенной трудности - student2.ru ]

86. Комплексные задачи повышенной трудности - student2.ru За время полета мяча, брошенного под углом к горизонту, горизонтальная составляющая его скорости уменьшилась на 12% и мяч упал на землю на расстоянии 14 м от человека. Когда мяч бросили под тем же углом к горизонту со скоростью на 20% большей, чем в первом случае, то горизонтальная составляющая скорости мяча за время полета уменьшилась на 15%. На каком расстоянии от человека упал в последнем случае мяч? Считать, что сила сопротивления движению мяча пропорциональна его скорости. [S2 = 1,5 S1 = 21 м]

87. Комплексные задачи повышенной трудности - student2.ru Мяч, брошенный с горизонтальной поверхности земли под углом 600 к горизонту со скоростью 10 м/с, упал на землю, имея вертикальную составляющую скорости по абсолютной величине на 30% меньше, чем при бросании. Найти время полета мяча. Считать, что сила сопротивления движению мяча пропорциональна его скорости. [ Комплексные задачи повышенной трудности - student2.ru ]

88. К вершине прямого кругового конуса прикреплена небольшая шайба с помощью нити длиной l. Вся система вращается вокруг оси конуса, расположенной вертикально. При каком числе оборотов в единицу времени шайба не будет отрываться от поверхности конуса? Угол при вершине конуса 2a = 1200.

89. Комплексные задачи повышенной трудности - student2.ru Шарик массы m подвешен на нити длиной l. Его отклонили от положения равновесия до высоты точки подвеса и отпустили. При каком значении угла a (угол между нитью и вертикалью) нить оборвется, если известно, что нить выдерживает удвоенный вес шарика?

90. Воронка в виде прямого кругового конуса с углом 2a= 1200 при вершине вращается вокруг своей оси, расположенной вертикально. К краю воронки прикреплен с помощью нити небольшой шарик на расстоянии l от вершины конуса. С каким максимальным периодом должна вращаться система, чтобы нить не провисала при таком положении шарика?

Часть третья: Статика

Основные термины и уравнения

В статике выделяются 2 условия равновесия тел.

Первое условие равновесия – векторная сумма всех сил действующих на тело равна нулю:

Комплексные задачи повышенной трудности - student2.ru (3.1)

Векторное равенство (3.1) равносильно системе трех скалярных равенств, получаемых из него проектированием на координатные оси. Иногда на практике достаточно плоской координатной системы и соответствующей системы всего лишь двух равенств-проекций.

Комплексные задачи повышенной трудности - student2.ru Моментом силы относительно точки О называется физическая величина, равная векторному произведению вектора силы и радиус вектора точки приложения этой силы (рис.): Комплексные задачи повышенной трудности - student2.ru . Направление вектора Комплексные задачи повышенной трудности - student2.ru совпадает с направлением поступательного движения правого винта при его вращении от Комплексные задачи повышенной трудности - student2.ru к Комплексные задачи повышенной трудности - student2.ru , а модуль равен:

Комплексные задачи повышенной трудности - student2.ru (3.2)

Т.е. момент силы Комплексные задачи повышенной трудности - student2.ru – векторная физическая величина. Часто при решении задач моментом силы называют лишь числовое значение вектора Комплексные задачи повышенной трудности - student2.ru , т.е. скалярную положительную величину Комплексные задачи повышенной трудности - student2.ru , тогда говорят: момент силы равен произведению модуля этой силы на ее плечо. Как момент силы, так и плечо силы берутся относительно некоторой выделенной точки О (точка опоры). Плечом силы относительно точки О называется кратчайшее расстояние от этой точки до линии действия этой силы. Как известно из математики, кратчайшее расстояние от точки до прямой есть длина перпендикуляра, опущенного из этой точки на прямую.

При этом направление момента силы заменяют знаком «+» (если сила стремиться повернуть тело относительно точки опоры против (по) часовой стрелки) или «-» (в противном случае). Тогда сложение векторов моментов сил сводится к нахождению соответствующей алгебраической (т.е. с учетом знака) суммы их числовых значений.

Второе условие равновесия – алгебраическая сумма моментов всех сил, действующих на тело, относительно какой-либо точки А равна нулю:

Комплексные задачи повышенной трудности - student2.ru (3.3)

Методические указания. Надлежащий выбор точки А обеспечивает уменьшение количества неизвестных данных в уравнении за счет того, что момент неизвестной силы относительно выбранной точки равен нулю. В частности, например, если точка А лежит на линии действия этой силы.

Среди задач можно выделить несколько групп:

1) задачи, которые решаются только по первому условию равновесия (например, брусок покоится на столе, т.е. вращение здесь невозможно);

2) задачи, которые решаются только по второму условию равновесия (задача- пример 2);

3) задачи, которые могут быть решены на основе только первого условия равновесия, и также на основе только второго условия равновесия (задача-пример 4);

4) задачи, которые решаются при совместном использовании двух условий равновесия.

Примеры решения задач

Задача-пример 1. Две треугольные призмы касаются ребрами, при которых углы между гранями равны соответственно a и b. Сверху на них положили шар радиуса R массой m (рис). Определить силы, с которыми шар действует на каждую призму.

Комплексные задачи повышенной трудности - student2.ru Решение. I-й способ. Записываем первое условие равновесия шара: Комплексные задачи повышенной трудности - student2.ru

Проектируем его на оси.

х: Комплексные задачи повышенной трудности - student2.ru ;

y: Комплексные задачи повышенной трудности - student2.ru .

Получили два уравнения с двумя неизвестными. Обратите внимание, что каждое уравнение содержит две переменные N1 и N2. Выразим N2 из первого уравнения и подставим во второе: Комплексные задачи повышенной трудности - student2.ru ,

Комплексные задачи повышенной трудности - student2.ru Комплексные задачи повышенной трудности - student2.ru Þ Комплексные задачи повышенной трудности - student2.ru ,

аналогично получаем Комплексные задачи повышенной трудности - student2.ru .

II-й способ. Записываем второе условие равновесия шара относительно точек опоры А и В. Учтем, что момент силы N1 относительно точки А равен нулю, а момент силы N2 относительно точки В равен нулю. Получаем в скалярной форме два равенства соответственно: Комплексные задачи повышенной трудности - student2.ru

Видим, что полученные равенства являются уравнениями лишь с одной переменной. Откуда выражаем искомые величины.

Ответ: Комплексные задачи повышенной трудности - student2.ru , Комплексные задачи повышенной трудности - student2.ru . ¨

Задача-пример 2. Один конец твердого стержня массой m шарнирно закреплен в точке А, а другой удерживается веревкой ВС? Найти натяжение веревки, если треугольник АВС равносторонний.

Комплексные задачи повышенной трудности - student2.ru Решение. На стержень действуют три силы: сила тяжести, сила натяжения веревки и сила реакции Комплексные задачи повышенной трудности - student2.ru шарнира в точке А. Направление последней из них на начальном этапе решения определить невозможно (его можно рассчитать!). Поэтому первое условие равновесия использовать для решения задачи не представляется возможным из-за неизвестности проекций этой силы.

Определить плечо силы Комплексные задачи повышенной трудности - student2.ru относительно какой-либо точки нельзя не зная линии действия этой силы (по определению плеча). Однако если мы в качестве точки опоры возьмем точку А и учтем, что сила Комплексные задачи повышенной трудности - student2.ru приложена в точке А (т.е. линия ее действия проходит через эти точку), то плечо силы Комплексные задачи повышенной трудности - student2.ru будет равно нулю, а значит и равен будет нулю ее момент. Тогда второе условие равновесия запишется так: Комплексные задачи повышенной трудности - student2.ru , по рисунку из геометрических соображений определяем плечи сил и получаем равенство: Комплексные задачи повышенной трудности - student2.ru , откуда Комплексные задачи повышенной трудности - student2.ru .

Ответ: mg/2. ¨

ЗАДАЧИ к разделу «Статика»

1. Светофор массой 4 кг подвешен над дорогой на двух одинаковых тросах, угол между которыми составляет 1200. Считая тросы невесомыми, найти их натяжение. Ускорение свободного падения принять равным 9,8 м/с2.

2. Полый шарик из алюминия (r = 2700 кг/м3) в воде (r1 = 1000 кг/м3) имеет вес Р1 = 0,24 Н, а в бензине (r2 = 700 кг/м3) Р2 = 0, 33 Н. Найти объем V1 полости.

3. Труба длиной 5 м и массой 40 кг лежит горизонтально на двух опорах. Одна из опор расположена на расстоянии 1 м от правого конца трубы. Какую минимальную силу нужно приложить к левому концу трубы, чтобы ее приподнять?

4. Лом весом 160 Н и длиной 2 м лежит на ящике шириной 1 м, выступая на края его на 0,4 м и 0,6 м. Какую минимальную силу нужно приложить к лому, чтобы приподнять длинный его конец? [60 Н]

5. На какую минимальную высоту может приподняться человек по невесомой лестнице, имеющей длину l и приставленную к гладкой стенке? Угол между лестницей и стенкой j, коэффициент трения о пол m. [ Комплексные задачи повышенной трудности - student2.ru ]

6.

 
  Комплексные задачи повышенной трудности - student2.ru

Определить модуль силы Комплексные задачи повышенной трудности - student2.ru натяжения троса ВС, если известно, что натяжение троса АС равно F2 = 15 Н. В положении равновесия углы a = 300 и b = 750.

7. Шарнирный трехзвенник АВС удерживает в равновесии груз, подвешенный к шарнирному болту С. Под действием груза стержень АС сжат силой F2 = 25 Н. Заданы углы a = 600 и b = 450. Считая стержни АС и ВС невесомыми, определить усилие в стержне ВС.

8. Груз 1 весом 2 Н удерживается в равновесии двумя веревками АС и ВС, расположенными в вертикальной плоскости. Определить натяжение веревки ВС, если угол a = 300.

9. Кусок сплава меди и серебра весит в воздухе 2,940 Н, а в воде – 2,646 Н. Сколько серебра и меди в куске, выразить в граммах. [0,083 г и 0,217 г]

10. Сплошной однородный шар плавает на границе раздела двух несмешивающихся жидкостей, плотности которых равны 800 кг/м3 и 1000 кг/м3. Определить плотность тела, если в верхней жидкости находится 30% всего объема шара. [940 кг/м3]

11. Тело кубической формы плавает на поверхности ртути, причем в ртути находится 0,6 всего объема тела. Какая часть тела будет погружена в ртуть, если поверх нее налить слой жидкости, закрывающей тело, плотность которой 3600 кг/м3. Плотность ртути 13 600 кг/м3. [0,456]

12. Дубовый шар массой 0,6 кг лежит на дне сосуда, наполовину погруженный в воду. Определить силу давления шара на дно сосуда. Плотность дуба 800 кг/м3, воды 1000 кг/м3. Принять g = 10 м/с2. [2,25 Н]

Часть четвертая: Работа силы. Механическая энергия и количество теплоты. Импульс. Законы изменения и сохранения импульса и полной механической энергии.

Основные понятия и законы

Пусть на тело действует сила Комплексные задачи повышенной трудности - student2.ru и за некоторое время t оно переместилось на вектор Комплексные задачи повышенной трудности - student2.ru . Физическая величина, равная скалярному произведению вектора силы на вектор соответствующего перемещения, называется работой этой силы по перемещению тела:

Комплексные задачи повышенной трудности - student2.ru Комплексные задачи повышенной трудности - student2.ru = F×S×cosa = F×Súú (4.1),

[A] = Дж = Н×м.

Здесь a - угол между векторами силы и перемещения (рис.). Произведение S×cosa соответствует величине перемещения вдоль направления действия силы, т.е. равна одной из составляющих вектора перемещения. Другая составляющая перпендикулярна действующей силе, а потому эта сила на таком перемещении работы не совершает:

Комплексные задачи повышенной трудности - student2.ru = Комплексные задачи повышенной трудности - student2.ru ×( Комплексные задачи повышенной трудности - student2.ru úú + Комплексные задачи повышенной трудности - student2.ru ^) = Комплексные задачи повышенной трудности - student2.ru × Комплексные задачи повышенной трудности - student2.ru úú + Комплексные задачи повышенной трудности - student2.ru × Комплексные задачи повышенной трудности - student2.ru ^= F×Súú + 0 = F×Súú .

Выделим несколько случаев, в которых работа не совершается или равна нулю: 1) тело перемещается, но нет действующей на него при этом силы (движение по инерции), т.е. S ¹ 0, F = 0;

2) сила действует, но тело не перемещается, т.е. F ¹ 0, S = 0;

3) сила действует перпендикулярно перемещению тела, т.е. F ¹ 0, S ¹ 0, но угол a = 900.

В качестве примера случая 3) полезно запомнить следующее. Пусть имеется шарик, закрепленный на вертикальной нити и движущийся по окружности (в вертикальной – рис.а) или горизонтальной – рис.б) плоскости). Здесь сила (или ее проекция) направлена вдоль радиуса окружности, а элементарное перемещение к любой момент времени по отрезку касательной, т.е. они взаимноперпендикулярны и сила натяжения нити не совершает работы. Умение определять работу силы важно еще и потому, что от наличия или отсутствия работы внешних сил зависит будет ли изменяться механическая энергия тела или нет. Также сила реакции опоры в любой момент времени перпендикулярна опоре, по которой движется тело, и ее работа в таких условиях равна нулю всегда!

Комплексные задачи повышенной трудности - student2.ru

Замечание. Рассмотрим контрпример: человек, сидя на гладком сиденье автобуса, перемещается вместе с последним. Требуется ответить на вопрос: совершает ли в этом случае сила реакции (вертикальной) спинки сиденья работу по перемещению человека в горизонтальном направлении? …

Однозначного ответа нет. Т.е. 1) если автобус движется равномерно, то указанная работа равна нулю (ответ НЕТ), как в первом случае равенства работы силы нулю – движение по инерции (см. выше), 2) при ускоренном движении автобуса имеем положительный ответ (ДА).

И еще один момент: если сила и перемещение противоположно направлены, то угол a = 1800 и работа силы будет отрицательна. Т.е. работа может быть как положительной величиной, так и отрицательной, а потому потеря знака при ее определении будет считаться в ряде случаев серьезной ошибкой, особенно если речь идет о суммарной работе нескольких сил. Кроме того, важно различать понятия «работа силы Комплексные задачи повышенной трудности - student2.ru » (обозначим А) и «работа по преодолению силы Комплексные задачи повышенной трудности - student2.ru » (обозначим А¢), их связь выражается следующей формулой:

А = - А¢ (4.2).

Дальнейшее применение этой формулы будет значительно расширено при рассмотрении работы газов в термодинамике.

Методические указания. Формула (4.1) применима лишь в том случае, когда сила постоянна по величине и по направлению. В противном случае аналогичную формулу записываем для элементарной работы и интегрируем: Комплексные задачи повышенной трудности - student2.ru , где угол Комплексные задачи повышенной трудности - student2.ru тоже может быть функцией перемещения, т.е. различен в разных участках перемещения тела.

Понятие «энергия» – одно из фундаментальных понятий физики. Энергия – мера движения материи (с позиции философии имеются в виду различные формы движения материи). Энергия - однозначная функция состояния системы, т.е. «любому переходу материальной системы из одного состояния в другое всегда соответствует строго определенное изменение энергиии» [Эвенчик Э.Е. Преподавание механики в курсе физики средней школы. Пособие для учителей. Изд. 2-е, переработ. и доп. - М.: Просвещение, 1971. – 160 с. – С. 134]. Энергия – это общая числовая характеристика конкретных физических форм движения материи: механической, тепловой, электрической и т.д., остающаяся в изолированной системе неизменной величиной при любых их взаимных превращениях.

В связи с этим, работа силы равна величине энергии, переданной от одного тела к другому, или превращенной из одной формы в другую, т.е. служит мерой преобразования энергии.

Замечание. В данном пособии мы рассматриваем лишь механическую работу и механические виды энергии.

Кинетическая энергия (тела) – энергия (его) движения:

Комплексные задачи повышенной трудности - student2.ru (4.3).

Из формулы-определения следует, что кинетическая энергия тела всегда – неотрицательная скалярная величина. Величина этой энергии для данного тела зависит только от его скорости, поэтому, учитывая относительность движения, можно получать различные результаты в разных ИСО.

Прежде чем говорить о потенциальной энергии, уместно вспомнить, что силы бывают потенциальные (консервативные) и непотенциальные (диссипативные).

Основные свойства потенциальных сил: работа силы зависит только от начального и конечного положения тела (иначе говоря, работа не зависит от формы траектории), работа по замкнутому контуру равна нулю; сила однозначно определяется скалярной функцией координат (потенциалом поля, обеспечивающего данный вид взаимодействия).

Потенциальная энергия – энергия взаимодействия; скалярная величина (может быть отрицательной величиной). Потенциальная энергия системы тел определяется их взаимным расположением и характером сил взаимодействия между ними.

Расчетная формула зависит от вида взаимодействия:

1) гравитационное: Комплексные задачи повышенной трудности - student2.ru (4.4), где Комплексные задачи повышенной трудности - student2.ru - сила тяжести, действующая на тело, Комплексные задачи повышенной трудности - student2.ru - высота тела относительно выбранного нулевого уровня отсчета потенциальной энергии;

2) упругое: Комплексные задачи повышенной трудности - student2.ru (4.5) - потенциальная энергия сжатой или растянутой пружины ( Комплексные задачи повышенной трудности - student2.ru - величина деформации пружины с коэффициентом упругости Комплексные задачи повышенной трудности - student2.ru ). За нулевой уровень принято положение недеформированного состояния;

3) электростатическое: Комплексные задачи повышенной трудности - student2.ru (4.6) - потенциальная энергия заряда Комплексные задачи повышенной трудности - student2.ru , находящегося в точке поля с потенциалом Комплексные задачи повышенной трудности - student2.ru . Если поле создано другим точечным зарядом Q, то за нулевой уровень отсчета потенциала часто принимают точку, находящуюся от Q на расстоянии, равном бесконечности (где поле отсутствует).

Полная механическая энергия – сумма кинетической и потенциальной энергии тела: Комплексные задачи повышенной трудности - student2.ru (4.7).

Методические указания. Потенциальная энергия всегда относится к двум или более телам, т.к. для ее наличия необходимо их взаимодействие друг с другом. Когда же речь идет о потенциальной энергии одного конкретного тела, то надо понимать это как энергию ЕГО взаимодействия, но с каким-то другим телом. Если же потребуется найти полную механическую энергию, к примеру, двух тел с учетом их взаимодействия, то получим формулу:

Комплексные задачи повышенной трудности - student2.ru (4.7*).

Известно, что значение потенциальной энергии зависит от конфигурации системы взаимодействующих тел, т.е. от их взаимного расположения, и меняется при переходе системы от одной конфигурации к другой. Поэтому в ходе любого опыта можно измерить только изменение потенциальной энергии. И лишь принимая (совершенно произвольно) значение потенциальной энергии при каком-то взаимном расположении участников взаимодействия за ноль, становится возможным говорить об абсолютном значении потенциальной энергии. Иначе говоря, при анализе физических процессов (в ходе решения задач) важно не само значение потенциальной энергии тела, а величина ее изменения в этих процессах, а чаще всего будет рассматриваться убыль потенциальной энергии. С точки зрения математики термины «изменение» и «убыль» противоположны по знаку: изменение функции равно разности ее конечного и начального значений, а ее убыль равна разности начального и конечного значений. Это необходимо четко различать при формулировке и записи нижеследующих формул.

Теорема о кинетической энергии:изменение кинетической энергии системы равно работе всех внешних сил. Имеем:

Комплексные задачи повышенной трудности - student2.ru (4.8).

Работа потенциальных сил равна убыли потенциальной энергии:

Комплексные задачи повышенной трудности - student2.ru (4.9).

И как следствие формул (4.8) и (4.9) получаем закон изменения полной механической энергии:

Комплексные задачи повышенной трудности - student2.ru (4.10).

Методические указания. При решении задач надо помнить, что изменить полную механическую энергию тела (или системы тел) может работа сил трения, сопротивления и др. (внешняя приложенная сила и т.д.). При их отсутствии имеем дело с так называемым законом сохранения полной механической энергии тела, который записываем в форме: Комплексные задачи повышенной трудности - student2.ru - энергии в любых двух состояниях равны (4.11). И далее с учетом конкретного условия задачи расписываем левую и правую части этого равенства, не выходя за его пределы. Таким образом, оговорки в условии «силу сопротивления не учитывать» или «трением пренебречь» напоминают о возможности использования формулы (4.11).

Обратим внимание на тот факт, что силы трения всегда способствуют переходу энергии из механической во внутреннюю. Поэтому к ним нельзя применять разделение на «внутреннее» трение и «внешнее», т.е. силы трения всегда считаются внешними по отношению к механической системе силами. Потери механической энергии наблюдаются и при процессах с остаточными деформациями (например, неупругий удар).

Любой закон сохранения – это утверждение о том, что какая то величина не меняется в некотором процессе, то есть остается одинакова при переходе из начального состояния системы в конечное.

Чтобы понять смысл, необходимо исходить из закона изменения данной величины. Если нет причин, меняющих величину, то она будет сохраняться.

И поэтому записывается в виде: Х12. Здесь Х – сохраняемая величина.

Однако это утверждение должно быть обосновано! А это уже серьезнее…

Закон сохранения полной механической энергии тела при его переходе из одного положения в другое выполняется (имеет место) в следующих случаях:

Комплексные задачи повышенной трудности - student2.ru Комплексные задачи повышенной трудности - student2.ru 1) непотенциальные силы отсутствуют;

2) непотенциальные силы есть, но их работа равна нулю.

В частности, сохранение механической энергии допускает переход ее из одного вида (потенциальной или кинетической) в другой, но только в равных количествах!

Размерности работы и энергии одинаковы: [A] = [E] =Дж, и совпадают с размерностью другой физической величины – количество теплоты - количественной характеристики процесса теплообмена. Отсюда можно сделать вывод, что работа и теплота – два различных способа изменения энергии тела (или системы). Этот важный для понимания момент отражен и в первом начале термодинамики.

Приведем формулы для подсчета количества теплоты в разных тепловых процессах:

1) нагревание (охлаждение): Комплексные задачи повышенной трудности - student2.ru (4.12), где Комплексные задачи повышенной трудности - student2.ru - теплоемкость тела (Дж/К), Комплексные задачи повышенной трудности - student2.ru - удельная теплоемкость вещества (Дж/(кг×К)), Комплексные задачи повышенной трудности - student2.ru - изменение температуры;

2) плавление (кристаллизация): Комплексные задачи повышенной трудности - student2.ru (4.13), где Комплексные задачи повышенной трудности - student2.ru - удельная теплота плавления вещества, Комплексные задачи повышенной трудности - student2.ru - масса расплавленного (затвердевшего) вещества;

3) испарение (конденсация): Комплексные задачи повышенной трудности - student2.ru (4.14), где Комплексные задачи повышенной трудности - student2.ru - удельная теплота парообразования вещества, Комплексные задачи повышенной трудности - student2.ru - масса испарившегося вещества.

Еще одним следствием закона сохранения энергии является формула теплового баланса: в замкнутой системе общее количество отданного количества теплоты равно общему полученному количеству теплоты Комплексные задачи повышенной трудности - student2.ru (4.15). Эта формула характеризует передачу энергии от одних частей изолированной системы к другим в процессе теплообмена.

Импульс тела (количество движения) – динамическая характеристика движения, связанная с силами, необходимыми для того, чтобы привести это тело в движение из состояния покоя или остановить его. По определению импульс тела – векторная физическая величина, равная произведению массы тела на его скорость: Комплексные задачи повышенной трудности - student2.ru (4.16). Отсюда направление импульса всегда совпадает с направлением скорости движения тела, т.к. коэффициент-масса – положительное число.

Закон сохранения импульса можно формулировать двумя способами:

1) теоретически: в идеальных условиях (для замкнутых систем);

2) практически; для реальных условий (эти условия оговариваются).

Закон изменения импульса тела (прямое следствие второго закона Ньютона): Комплексные задачи повышенной трудности - student2.ru (4.17) - изменение импульса тела равно импульсу действующей силы.

Величина Комплексные задачи повышенной трудности - student2.ru называется импульсом силы. Таким образом, изменить импульс тела может лишь сила, действующая на него в течение некоторого промежутка времени.

В случае, когда правая часть (4.17) равна нулю, получаем форму закона сохранения импульса в векторном виде: Комплексные задачи повышенной трудности - student2.ru или Комплексные задачи повышенной трудности - student2.ru (4.18) - импульс тела в начальном и конечном состояниях (положениях) равны.

На основе формулы (4.17) выделяем случаи, в которых можно воспользоваться формулой (4.18):

1) Комплексные задачи повышенной трудности - student2.ru внешние силы отсутствуют;

2) внешние силы есть, но они скомпенсированы;

3) Комплексные задачи повышенной трудности - student2.ru внешние силы не скомпенсированы, но время их действия достаточно мало, т.е. Комплексные задачи повышенной трудности - student2.ru (например, удар, сцепка вагонов, прыжок, выстрел, разрыв гранаты на осколки и т.д.);

4) если какой-либо из пунктов 1)-3) имеет место в отношении какой-то оси, например, оси х, то сохраняется лишь проекция импульса на эту ось: р = р (4.18*).

Методические указания. При решении задач на закон сохранения импульса надежнее следующее: там, где достаточно рассмотрения проекции импульса на некоторое направление, не стараться доказать выполнение и использовать закон сохранения импульса как вектора. Так как последний выполняется в случае изолированной системы (а таких систем в реальности нет, например, нельзя избавиться от силы тяжести для материальной частицы в пределах Земли) и в случае равенства нулю равнодействующей всех действующих на тело сил (НО… это условие должно выполняться в любой момент времени в процессе перехода тела из одного состояния в другое, а это иногда бывает вовсе не очевидно!). Короче говоря, при решении задач чаще всего необходимо руководствоваться пунктом 4) с формулой (4.18*). Хотя отдельный тип задач все же рассчитан на формулу для векторов - (4.18) (например, в случае разрыва гранаты на осколки имеем дело с трехмерным вектором).

Здесь же важно напомнить методическое требование: скорости (импульсы) всех тел или частей системы должны быть взяты относительно ОДНОЙ и ТОЙ ЖЕ ИСО для их включения в одно равенство!

Закон изменения и сохранения импульса можно обобщить и на случай системы тел (Замечание. Тела при этом рассматриваются как материальные точки!). Причем импульс системы может быть выражен через скорость ее центра масс. Центром масс (или центром инерции) системы называется воображаемая точка С, положение которой зависит от распределения масс в системе и задается радиус-вектором по формуле:

Комплексные задачи повышенной трудности - student2.ru (4.19), где n – число тел в системе,

mi и Комплексные задачи повышенной трудности - student2.ru - масса и радиус-вектор i-того тела. Дифференцированием формулы (4.19) легко показать, что импульс системы равен произведению массы системы на скорость ее центра масс: Комплексные задачи повышенной трудности - student2.ru (4.20).

Записав 2-й закон Ньютона для системы в форме:

Комплексные задачи повышенной трудности - student2.ru

получаем закон движения центра масс. Т.е. центр масс системы движется как материальная точка, в которой сосредоточена масса всей системы и на которую действует равнодействующая всех внешних сил, приложенных к системе.

А в соответствии с законом сохранения импульса при выполнении одного из условий получим: центр масс системы либо движется равномерно, либо покоится.

Примеры решения задач

Комплексные задачи повышенной трудности - student2.ru Задача-пример 1. Тело массой 20 г движется со скоростью 10 м/с под углом 600 к вертикальной стенке. Определить изменение импульса тела в результате абсолютно упругого столкновения его со стенкой.

Комплексные задачи повышенной трудности - student2.ru Комплексные задачи повышенной трудности - student2.ru Комплексные задачи повышенной трудности - student2.ru Решение: Делаем рисунок: указываем направление скорости тела до и после удара о стенку. Напраление импульса совпадает с направлением соответствующей скорости. Т.к. удар о стенку считается абсолютно упругим, то величина скорости (а значит и импульса) не меняется. Изменением направления скорости показано на рисунке.

Далее, записываем формулу изменения импульса: Комплексные задачи повышенной трудности - student2.ru и на ее основе строим «треугольник импульсов», из которого геометрически находим длину нужной стороны, равную искомой физической величине: т.к. Комплексные задачи повышенной трудности - student2.ru , то Комплексные задачи повышенной трудности - student2.ru - модуль изменения импульса. А направлен вектор Комплексные задачи повышенной трудности - student2.ru перпендикулярно стенке от нее.

Вычисляем: Комплексные задачи повышенной трудности - student2.ru (кг×м/с).

Ответ: 0,2 кг×м/с в перпендикулярном к стенке направлении от нее. ¨

Методические указания. Прежде всего заметим, что изменение векторной величины – тоже вектор. А поэтому ответ на вопрос задачи состоит из числового значения и описания его направления. Далее примечательно проанализировать полученный ответ. В частности, как можно без построения «треугольника импульсов» определить направление вектора изменения импульса тела? Чтобы ответить, необходимо обратиться к формуле (4.17): вектора, стоящие справа и слева от знака равенства одинаково направлены, т.е. изменение импульса всегда имеет такое же направление, как и сила, его вызывающая. В данном примере изменение импульса происходит под действием силы реакции опоры (стенки), которая, как известно, всегда перпендикулярна опоре и направлена от нее.

Полученному в задаче значению равен и импульс силы реакции стенки, в соответствии с законом (4.17). Т.е. чтобы найти импульс силы, вовсе не обязательно знать ее значение и время ее действия. К тому же сила в течение промежутка времени своего действия на тело может быть далеко не постоянной по модулю величиной: в начале большей, а в конце меньшей!

Задача-пример 2. Конькобежец, стоя на коньках на льду, бросает груз массой 10 кг под углом 300 к горизонту со скоростью 5 м/с. Какова будет начальная скорость движения конькобежца, если его масса равна 64 кг? Перемещение конькобежца во время броска пренебречь.

Комплексные задачи повышенной трудности - student2.ru Комплексные задачи повышенной трудности - student2.ru Решение: На рисунке указываем векторы импульсов тел до и после изменения их движения и положительное направление координатной оси (по горизонтали Комплексные задачи повышенной трудности - student2.ru в сторону полета груза). В интересующем нас горизонтальном направлении на систему тел «конькобежец – груз» внешние силы не действуют, поэтому можно воспользоваться формулой Комплексные задачи повышенной трудности - student2.ru (4.18*): Комплексные задачи повышенной трудности - student2.ru , где Комплексные задачи повышенной трудности - student2.ru - проекция импульса данной системы до броска, а Комплексные задачи повышенной трудности - student2.ru - после броска. Учитывая, что проекция импульса системы равна сумме проекций импульсов ее частей и до броска оба тела покоились (суммарный импульс системы равен нулю), получаем скалярное равенство: Комплексные задачи повышенной трудности - student2.ru , отсюда выражаем: Комплексные задачи повышенной трудности - student2.ru . Вычисляем: Комплексные задачи повышенной трудности - student2.ru (м/с). Знак «–» означает (исходя из определения проекции вектора на ось), что скорость конькобежца после броска направлена противоположно выбранному положительному направлению оси, т.е. груз и человек будут двигаться по горизонтали в противоположных направлениях.

Ответ: 0,68 м/с в сторону от груза по горизонтали ¨

Методические указания. Возможны два варианта решения: 1) когда мы сразу можем точно установить (и обосновать выбор) истинное направление скорости после ее изменения, тогда изображаем ее на рисунке и в равенство входит модуль этой скорости, откуда его и находим; 2) истинное направление движения после события неизвестно, тогда на рисунке скорость не указывается или рисуется произвольно, а в равенство входит ее проекция на ось. Далее по найденному значению проекции, с учетом ее знака, дается ответ о значении и направлении искомой скорости.

Решенная выше задача демонстрирует второй вариант.

Задача-пример 3. На какое расстояние сместится неподвижно стоящая на воде лодка, если человек массой m1 = 70 кг пройдет с носа лодки на корму? Длина лодки 2,5 м, ее масса m2 = 100 кг. Сопротивлением воды пренебречь.

Комплексные задачи повышенной трудности - student2.ru Комплексные задачи повышенной трудности - student2.ru Комплексные задачи повышенной трудности - student2.ru Комплексные задачи повышенной трудности - student2.ru Решение: В данной задаче имеем дело уже не с одним телом, а с системой двух тел «лодка-человек». Т.к. в направлении оси х на систему не действуют внешние силы, то при переходе системы из состояния 1 в состояние 2 ее импульс не меняется, т.е. остается равен нулю. Тогда получаем, что скорость центра масс системы тоже остается равна нулю в течение всего перехода, т.е. точка С (рис.) неподвижна в процессе перехода человека с носа лодки на корму.

Относительно центра лодки (точки О) радиус вектор точки С меняет лишь направление: на противоположное (с «вправо» на «влево»), оставаясь (с учетом симметрии лодки и положения человека на ней до и после перехода) одинаковым по величине и равным в соответствии с формулой (4.19): Комплексные задачи повышенной трудности - student2.ru . Из рисунка видно, что лодка при этом должна сместиться на расстояние Комплексные задачи повышенной трудности - student2.ru .

Вычислим: Комплексные задачи повышенной трудности - student2.ru (м). Ответ: 1 м ¨

Задача-пример 4. На гладкой горизонтальной плоскости находится тело массы М (рис.) и на нем небольшая шайба массы m. Последней сообщили в горизонтальном направлении скорость v. На какую высоту (по сравнению с первоначальным уровнем) поднимется шайба после отрыва от те<

Наши рекомендации