Связь между линейными и угловыми величинами 17
Относительное движение 18
Сложное поступательно-вращательное движение тела 21
Среднее значение физической величины. Средняя скорость и ускорение 23
Д И Н А М И К А П О С Т У П А Т ЕЛ Ь НО Г О Д В И Ж Е Н И Я
Центр масс тела и системы тел 26
Силы в механике 31
9. Законы Ньютона 35
Второй закон Ньютона в неинерциальной системе отсчета. Силы инерции 40
Второй закон Ньютона для вращающегося тела 46
Второй закон Ньютона для системы тел 48
Закон сохранения импульса системы тел и положения ее центра масс 49
Столкновения тел 52
Работа и мощность силы. Диссипативные силы 53
Теорема о кинетической энергии тела или основная теорема механики 54
Консервативные силы. Потенциальная энергия тела в поле консервативной
Силы 57
Связь между потенциальной энергией и консервативной силой 57
Потенциальная энергия взаимодействия тел 57
Полная механическая энергия тела. Закон сохранения полной механической 58 энергии
Гидростатика и гидродинамика 59
Д И Н А М И К А В Р А Щ А Т ЕЛ Ь Н О Г О Д В И Ж Е Н ИЯ
Моменты силы и импульса тела 64
Момент инерции материальной точки и тела. Теорема Штейнера 64
Уравнение моментов или основное уравнение динамики вращательного
Движения 75
Закон сохранения момента импульса 80
Работа и мощность момента силы 82
Кинетическая энергия вращающегося тела 83
К О Л Е Б А Т Е Л Ь Н О Е Д В И Ж Е Н И Е
Гармонические колебания 88
Определение начальной фазы колебаний 90
Уравнение гармонического осциллятора. Собственные частоты и периоды колебаний математического, физического и пружинного маятников 91
Кинетическая, потенциальная и полная энергия колеблющегося тела 93
Затухающие колебания. Уравнение гармонического осциллятора с затуханием 94
Характеристики колебательной системы с затуханием 96
Вынужденные колебания 97
Введение.
Вы поступили в ЛЭТИ, чтобы получить высшее образование. Это значит, что Вами принято мотивированное решение за годы учебы в университете овладеть знаниями и умениями, необходимыми для начала самостоятельной деятельности. И, конечно же, чем лучше удастся претворить в жизнь принятое решение, тем быстрее и успешнее пойдет Ваша карьера, тем интереснее будет работать, тем выше будет качество Вашей жизни.
Тем не менее, среди студентов, часто бытует мнение, что профессиональные знания и умения они получают только при изучении специальных дисциплин. Это – заблуждение. Фундаментальные знания являются основой для успешного изучения специальных дисциплин. Нельзя построить здание на песке, нельзя получить профессиональные знания и умения без фундаментальных дисциплин.
Физика занимает особое место в подготовке специалиста с высшим образованием. В государственном образовательном стандарте приведены квалификационные характеристики специалиста, а также перечень знаний и умений, необходимых для начала самостоятельной деятельности. Спросите любого успешного специалиста, и он Вам скажет, что основы большинства этих знаний и умений формируются при изучении физики.
Более того, специалисту с высшим образованием необходимо постоянно решать различные задачи: технологические, конструкторские, исследовательские. Причем, в процессе самостоятельной деятельности приходится не только искать способ решения этих задач, но и формулировать технические задания для себя и других, т.е. составлять условия задачи.
Именно поэтому среди компетенций, необходимых специалисту с высшим образованием, важная роль уделяется познавательной деятельности (умение учиться – это тоже задача, которую каждый решает для себя), экспериментальной деятельности (умение выбрать методику, правильно организовать измерения и грамотно обработать их результаты), грамотному выполнению расчетов. В этом перечне легко заметить основные виды занятий, которые проводятся при изучении курса физики в вузе. Будьте уверены, что чем раньше Вы начнете вырабатывать в себе соответствующие умения и навыки, тем лучше Вы будете подготовлены к дальнейшему обучению и самостоятельной работе.
Изучив курс физики, Вы поймете, что физика обладает той особенностью, что методы, принципы и понятия, используемые в физике, так или иначе присутствуют практически в любой дисциплине (и не только инженерной), таким образом, изучая физику, студент приобретает элементарные навыки ремесла, которые, часто интуитивно, позволяют специалисту применить тот или иной технический прием в своей работе. Однако, достигнуть этого можно лишь в результате упорного труда, систематического, целенаправленного и самостоятельного
Учебное пособие, которое Вы сейчас читаете, как раз и предназначено для правильной организации самостоятельной работы и подготовки к лабораторно-практическим занятиям, в той их части, где требуется выполнение индивидуального домашнего задания.
В этой книге собран материал, относящийся к разделам «Молекулярная физика», «Основы термодинамики», «Элементы статистической физики», «Явления переноса». Пособие построено таким образом, что разбираемые задачи постепенно усложняются в каждом разделе, так, что последние в списке задачи несколько выходят за рамки стандартной программы нашего университета. Тем не менее, мы рекомендуем ознакомиться и с этими задачами, хотя для выполнения индивидуального задания, на наш взгляд, достаточно понять несколько первых задач в каждом разделе. Мы надеемся, что среди читателей этой книги есть любознательные студенты, интересующиеся физикой.
При внимательном анализе разного рода задач по различным разделам курса и дисциплинам можно отчетливо видеть, что различие их между собой состоит только в содержании и цели, а по характеру деятельности, нужной для решения, все они практически одинаковы. Более того, сравнительный анализ приемов решения производственных и учебных задач показывает, что они имеют сходную структуру, иначе говоря, при решении любой задачи необходимо выполнять одни и те же этапы.
1. Анализ содержания задачи, краткая запись условий и требований.
2. Поиск способа решения задачи и составление плана решения.
3. Решение задачи, проверка правильности решения, оформление решения.
4. Анализ выполненного решения, отбор информации, полезной для будущей деятельности.
Общие приемы, которые вырабатываются у Вас в процессе учебы, и практического решения учебных задач, позволят Вам освоить общий подход к решению задач любого типа, ознакомиться с основными особенностями каждого из этапов процесса решения. В конечном итоге Вы получите умения, необходимые для самостоятельной работы, т.е. овладеете тем, что сейчас называют «практико-ориентированной» подготовкой.
В этом. Вам поможет серия учебных пособий, подготовленных ведущими преподавателями кафедры