Тема 10. Проблема возникновения жизни на Земле. Генетика
I. Самостоятельная работа студентов (10 часов) | |||
Задание 1 по работе с учебником | |||
Изучите текст главы №6 «Особенности биологического уровня организации материи. Проблемы генетики(пункты 6.5, 6.6)» по основному учебнику [1]. По материалам главы подготовить доклад по одной из тем выступления. | |||
Задание 2 по работе с учебником и конспектом лекций | |||
В словарь «Терминов и понятий» выписать все термины изучаемой темы и их определения: генетика, ген, РНК, ДНК, генотип, фенотип, наследственность, хромосома, мутация, генная инженерия, концепция происхождения жизни: панспермии, креационизм, стационарного состоянии, самопроизвольного зарождения, биохимической эволюции. | |||
Задание 3 по работе с учебником и конспектом лекций | |||
Составьте схему-конспект «Гипотезы происхождения жизни на Земле». | |||
Задание 4 по работе с учебником и конспектом лекций | |||
Составьте схему-конспект «Синтез белка», вписав основные стадии синтеза белка и кратко охарактеризовав каждый: | |||
| |||
Задание 5. Аналитические задания | |||
1) Белок состоит из 60 аминокислот. Определить число нуклеотидов одной цепи ДНК, шифрующих последовательность аминокислот в этом белке. 2) Молекула ДНК содержит информативный участок из 120 нуклеотидов, который кодирует первичную структуру белка. Определить число аминокислот, входящих в состав белка, который шифруется этим участком ДНК. | |||
Задание 6 по работе с учебником и конспектом лекций | |||
Перечислите свойства генетического кода, кратко охарактеризовав каждое, составив схему-конспект. | |||
Тесты (контрольные задания для самопроверки) | |||
1. Тесты с одним вариантом ответа | |||
1.1. | Организмы, способные синтезировать питательные вещества из неорганических соединений: | 1. гетеротрофы 2. хемотрофы 3. автотрофы 4. сапрофиты | |
1.2. | Гипотеза, утверждающая, что проблемы зарождения жизни вообще не существует, что жизнь никогда не возникала, а существовала всегда, называется: | 1. самопроизвольного зарождения жизни 2. биохимической эволюции 3. креационизм 4. стационарного состояния | |
1.3. | Гипотеза панспермии утверждает: | 1. земная жизнь имеет космическое происхождение. 2. проблемы зарождения жизни не существует. 3. жизнь возникла в результате процесса биохимической эволюции. 4. жизнь - результат божественного творения. | |
1.4. | Индивидуальное развитие организмов, охватывающее все изменения от зарождения до смерти, называется: | 1. онтогенез. 2. филогенез. 3. эволюция. 4. изменчивость. | |
1.5. | Газ, который в экспериментах Миллер и Г. К. Юри, отсутствовал: | 1. кислород. 2. водород. 3. азот. 4. аммиак. | |
1.6. | Материальный носитель наследственности, единица наследственной информации, отвечающая за формирование какого-либо признака, это: | 1. ген 2. генотип 3. кариотип 4. генофонд | |
1.7. | Совокупность всех генов организма, локализованных в его хромосомах, – это: | 1. генофонд. 2. кариотип. 3. генотип. 4. фенотип. | |
1.9. | Способность организмов приобретать новые признаки и свойства: | 1. изменчивость. 2. наследственность. 3. раздражимость. 4. самосохранение. | |
1.9. | Способность живых организмов передавать свои свойства и особенности из поколения в поколение: | 1. изменчивость 2.раздражимость 3. размножение 4. наследственность 5. самосохранение | |
1.10. | Различия по фенотипу у особей с одинаковым генотипом свидетельствуют о возникновении у них изменчивости: | 1. мутационной. 2. комбинативной. 3. модификационной. 4. соотносительной. | |
1.11. | Модификационные изменения, в отличие от мутационных изменений: | 1. наследуются. 2. индивидуальны. 3. не наследуются. 4. необратимы. | |
1.12. | Химическое соединение, входящее только в состав ДНК и отсутствующее в РНК: | 1. нуклеотид. 2. фосфорная кислота. 3. дезоксирибоза. 4. азотистое основание. | |
1.13. | Мономером нуклеиновых кислот является: | 1. нуклеотид. 2. аминокислота. 3. основание. 4. белок. | |
1.14. | Процесс биохимической реакции, называемой транскрипция, сопровождается образованием химического соединения: | 1. белок 2. и-РНК 3. ДНК 4. полисахарид | |
1.15. | Число нуклеотидов одной полинуклеотидной цепи ДНК, шифрующих последовательность аминокислот в белке из 90 аминокислот, равно: | 1. 90 2. 30 3. 270 4. 360 | |
2. Тесты множественного выбора | |||
2.1. | Основные типы питания живых организмов: | 1. миксотрофный 2. автотрофный 3. гетеротрофный 4. хемотрофный | |
2.2. | Биологические функции нуклеиновых кислот: | 1. передача генетической информации. 2. ускорение протекания некоторых химических реакций. 3. хранение генетической информации. 4. самосохранение. | |
2.3. | Свойства, характерные для генетического кода: | 1. вырожденность. 2. однозначность. 3. триплетность. 4. универсальность. 5. уникальность. | |
2.4. | Случайные изменения генетических программ при становлении фенотипа многократно усиливаются и подвергаются ... | 1. исправлению 2. корректировке 3. естественному отбору 4. уничтожению | |
2.5. | Известные концепции возникновения жизни на Земле: | 1. биохимической эволюции 2. креационизма 3. панспермии 4. самопроизвольного зарождения 5. стационарного состояния 6. катастрофизма | |
3. Тесты на соответствие | |||
3.1. | Соответствие гипотезы происхождения жизни и ее основными положениями: 1. Панспермии. 2. Биохимической эволюции. 3. Креационизма. 4. Самопроизвольного зарождения. 5. Стационарного состояния. | 1. Жизнь возникла в результате биохимической эволюции. 2. Жизнь занесена из Космоса. 3. Жизнь существовала всегда. 4. Жизнь возникла в результате самопроизвольного зарождения. 5. Жизнь возникла в результате божественного творения. | |
4. Бинарные тесты (Оцените правомерность предлагаемых утверждений словами «верно/неверно») | |||
4.1. | ДНК и РНК – это нуклеиновые кислоты. | ||
4.2. | Самая древняя эра жизни это протерозой. | ||
4.3. | В настоящее время эра жизни – кайнозойская. | ||
4.4. | Наука о наследственности и механизмах ее передачи – это генетика. | ||
5. Тесты на упорядочение | |||
5.1. | Эры жизни в хронологическом порядке: | 1. архей 2. кайнозой 3. протеразой 4. антропоген 5. катархейская 6. палеозойская | |
6. Тесты дополнения (Впишите на месте прочерка пропущенные слова) | |||
6.1. | Участок молекулы ДНК, где закодирована информация о первичной структуре одного белка, называется ___. | ||
6.2. | Раздел молекулярной генетики, связанный с целенаправленным созданием In vitro новых комбинаций генетического материала, способного размножаться и синтезировать конечные продукты обмена, генетическая ___. | ||
6.3. | Доказано, что первичной нуклеиновой кислотой на Земле была молекула ___. | ||
6.4. | Единая система записи наследственной информации в молекулах нуклеиновых кислот в виде последовательности нуклеотидов, которая определяет последовательность включения аминокислот в синтезируемую молекулу белка. генетический ___. | ||
6.5. | Синтез информационной РНК на основе матрицы ДНК называется ___. | ||
6.6. | Синтез белка на рибосомах на основе матрицы информационной РНК называется ___. | ||
6.7. | Структуры клеточного ядра, являющиеся носителями генов и определяющие наследственные свойства организмов ___. | ||
6.8 | Все живое в органическом мире происходит только из ___. | ||
6.9 | Идея о том, что зародыши простых организмов могли попасть в земные условия вместе с метеоритами и космической пылью и дать начало эволюции живого, связана с концепцией ___. | ||
6.10. | Американские ученые Миллер и Юри (1953) экспериментально доказали возможность ... синтеза органических веществ. | ||
II. Практическое занятие (2 часа) | |||
1. | Заслушивание докладов | ||
2. | Разбор определений основных понятий | ||
3. | Опрос студентов по заданиям практикума | ||
Темы докладов | |||
1. | Принципы биологической эволюции | ||
2. | Предмет генетики. Генетика и практика. | ||
3. | ДНК – основа генетического материала. | ||
4. | Генетический код. | ||
5. | Основные концепции происхождения жизни. |
После изучения Темы 10.«Особенности биологического уровня организации материи» студент должен:
иметь представление:
· об эволюции живых систем;
знать:
· понятие РНК и ДНК;
· понятие генетика, ген, генотип.