Раздел 6. Учение о биосфере и путь от биологического

К социальному

Тема 9. Особенности биологического уровня организации

Материи

I. Самостоятельная работа студентов (10 часов)
Задание 1 по работе с учебником
Изучите текст главы №6 «Особенности биологического уровня организации материи. Проблемы генетики(пункты 6.1, 6.2, 6.3, 6.4)» по основному учебнику [1]. По материалам главы подготовить доклад по одной из тем выступления.
Задание 2 по работе с учебником и конспектом лекций
В словарь «Терминов и понятий» выписать все термины изучаемой темы и их определения: жизнь, свойства живых систем, прокариоты, эукариоты, бактерии, вирусы, структурные уровни организации материи, клетка, строение клетки, митоз.
Задание 3 по работе с учебником и конспектом лекций
Составьте схему-конспект «Свойства живых систем». Раздел 6. Учение о биосфере и путь от биологического - student2.ru
Задание 4 по работе с учебником и конспектом лекций
Заполните таблицу, вписав структурные уровни организации живого, и кратко охарактеризуйте каждый:  
Структурный уровень организации живого Краткая характеристика
1.  
2.  
3.  
4.  
5.  
Задание 5 по работе с учебником и конспектом лекций
Составьте схему-конспект «Иерархия живых систем». Раздел 6. Учение о биосфере и путь от биологического - student2.ru  
Тесты (контрольные задания для самопроверки)
1. Тесты с одним вариантом ответа (Выберите один правильный ответ)
1.1. Мельчайшая структурная единица на биологическом уровне организации материи: 1. белок. 2. молекула ДНК. 3. клетка. 4. органелла. 5. организм.
1.2. Универсальный субстрат жизни, характеризующийся структурным и функциональным разнообразием: 1. белки. 2. липиды. 3. нуклеиновые кислоты. 4. органические кислоты. 5. углеводы.
1.3. Самое распространенное неорганическое соединение в живых организмах: 1. карбонат кальция. 2. нитрат аммония. 3. вода. 4. углекислый газ. 5. хлорид натрия.
1.4. Одним из уровней организации живых систем является: 1. молекулярно-генетический. 2. географический. 3. химический. 4. физический.
1.5. Основные типы питания живых организмов, это автотрофный и: 1. миксотрофный. 2. фототрофный. 3. гетеротрофный. 4. хемотрофный.
2. Тесты множественного выбора (Выберите несколько правильных ответов)
2.1. Свойства живых организмов: 1. дискретность. 2. наследственность и изменчивость. 3. обмен веществ и энергии. 4. закрытость.
2.2. Уровни организации живых систем: 1. географический. 2. молекулярно-генетический. 3. онтогенетический. 4. физический. 5. химический.
2.3. Онтогенетический уровень организации живого включает подуровни: 1. клеточный. 2. организменный. 3. молекулярный. 4. тканевый. 5. популяционный.
2.4. Элементарной неделимой единицей жизни на земле являются: 1. индивид. 2. вид. 3. особь. 4. популяция. 5. клетка.
2.5. Живым организмам свойственны способы размножения: 1. ассимиляция 2. биосинтез 3. гаметогенез 4. бесполое 5. половое
2.6. Основные царства клеточных организмов: 1. архебактерии. 2. грибы. 3. животные. 4. настоящие бактерии. 5. растения. 6. вирусы.
2.7. Надцарства живых организмов (по организации ядерного аппарата): 1. прокариоты - доядерные. 3. вирусы и фаги. 4. клеточные. 2. эукариоты - ядерные. 5. неклеточные.
2.8. Империи живых организмов: 1. вирусы. 2. прокариоты. 3 клеточные. 4. неклеточные. 5. эукариоты.
2.9. Общие свойства вирусов: 1. не имеют клеточного строения. 2 способны размножаться только в клетках. 3 имеют все мембранные структуры. 4. представляют субмикроскопические образования из белка и нуклеиновой кислоты.
2.10. Общие свойства вирусов: 1. имеют мембранные структуры. 4. внутриклеточные паразиты. 3. не имеют клеточного строения. 4. поражают только человека.
2.11 Свойства живых организмов: 1. раздражимость. 2. самовоспроизведение. 3. саморегуляция. 4. способность к росту и развитию. 5. закрытость.
2.12. Уровни организации живых систем: 1. биоценотический. 2. географический. 3. физический. 4. популяционно-видовой. 5. химический.
3. Тесты на соответствие
3.1. Соответствие: 1. Вирусы. 2. Прокариоты. 3. Эукариоты. 1. Клетки, не имеющие ядра. 2. Неклеточные формы жизни. 3. Клетки, имеющие ядро.
4. Бинарные тесты (Оцените правомерность предлагаемых утверждений словами «верно/неверно»)
4.1. Характерные свойства живых организмов – раздражимость.
4.2. Существуют две империи живых организмов.
4.3. Клетки прокариоты не имеют ядер.
4.4. Вирусы – это клеточные формы жизни.
5. Тесты на упорядочение
5.1. Последовательность в структурной иерархии уровней живой материи (от высшего к низшему): 1. популяция 2. вид 3. биогеоценоз 4. клетка
5.2. Последовательность в структурной иерархии уровней живой материи (от высшего к низшему): 1. биоценоз 2. биогеоценоз 3. популяция 4. биосфера
5.3. Последовательность в структурной иерархии уровней живой материи (от низшего к высшему): 1. биогеоценозы 2. популяции 3. организмы 4. клетки
6. Тесты дополнения (Впишите на месте прочерка пропущенные слова)
6.1. Представление о структурности органического мира (структурно- функциональные объединения составляющих элементов) … организации живого.
6.2. Способ деления клеток в результате которого диплоидный набор хромосом уменьшается вдвое и становится гаплоидным ... .
6.3. Основной способ деления клеток в результате которого из одной клетки образуются две идентичные исходной дочерние клетки ... .
6.4. Свойство организмов воспроизведения себе подобных, обеспечивающее непрерывность и преемственность жизни ... .
6.5. Наименьшей единицей организации (структуры и функции) живых организмов является ....
II. Практическое занятие (2 часа)
1. Заслушивание докладов.
2. Разбор определений основных понятий.
3. Опрос студентов по заданиям практикума.
4. Промежуточный контроль №3 по темам (тема 6. Мегамир. Эволюция Вселенной, тема 7. Микромир. Элементарные частицы, тема 8. Химия и геология в современном естествознании).
Темы докладов
1. Предмет биологии. Ее структура и этапы развития.
2. Разнообразие жизни на Земле.
3. Сущность живого, его основные признаки.
4. Структурные уровни живого.
5. Клетка как элементарная единица живого.

После изучения Тема 10.«Особенности биологического уровня организации материи» студент должен:





иметь представление:

· об особенностях биологического уровня организации материи;

знать:

· свойства живых систем;

· структурные уровни организации живого;

· строение клетки.

Наши рекомендации