Распределение часов по темам и видам учебной работы.
План лекционного курса
Введение.
Естественнонаучная и гуманитарная культуры*. В. Дильтей и Г. Риккерт о соответствующем разделении наук на две сферы. Специфика той и другой сферы.
Логика и закономерности развития науки:Формирование мировоззренческих представлений об общих закономерностях развития науки. Основные направления генезиса науки. Закономерности научных открытий. Методы научного познания.
Научный метод. Эмпирический и теоретический уровни научного познания.
Эвристическая роль математики в науке. Е. Вигнер: «Непостижимая эффективность математики в естественных науках». Математика, естествознание и экономическая наука.
Тема 1. Философия и математическое естествознание XVII века.
Г. Галилей: идея математизации природы. Принцип относительности Галилея.
Р. Декарт и Ф. Бэкон: две эпистемологические парадигмы современного естествознания.
Экспериментальная философия Ньютона. Механика как геометрия. Законы Ньютона. Концепция абсолютного пространства и абсолютного времени. Описание взаимодействий на языке «сил». Закон всемирного тяготения. Ньютоновская концепция дальнодействия.
Начало арифметизации геометрии Декартом и возможность арифметизации механики.
Тема 2. Аналитическая механика и система чистого разума.
От Л. Эйлера до Ж. Лагранжа: становление аналитической механики. Описание «состояния» механической системы. Основная задача механики. Принцип наименьшего действия как принцип экономии. Уравнения Эйлера-Лагранжа. Понятие симметрии. Пространственно-временные симметрии законов движения и законы сохранения.
Становление представления о мире как системе. Лапласов детерминизм. Математика и естествознание. Коперниканский переворот в философии Канта: природа как совокупность и закономерная связь предметов возможного опыта. Априоризм Канта и проблема возможности метафизики как науки. Значение кантовской теоретической философии для современного естествознания.
Тема 3. Становление корпускулярно-полевой картины мира и переосмысление классической физики на пороге XX века.
Корпускулярная и континуальная концепции описания природы.
Механическая теория тепла. Обратимые и необратимые процессы. Понятие энтропии. Закон возрастания энтропии. Становление статистической физики. Динамические и статистические закономерности в природе. Статистическое определение энтропии. Энтропия как мера упорядоченности системы. Распределение Гиббса. Статистический интеграл и свободная энергия Гельмгольца. Соотношение термодинамических и статистических закономерностей. Концепции энергетизма и атомизма в термодинамике как выражение континуальной и корпускулярной концепций описания природы; их противоборство и взаимодополнительность.
Концепция близкодействия. Поле как вид материи. Теория электромагнетизма Дж. К. Максвелла — первая теория объединения взаимодействий. Эвристическая роль интуиции симметрии в физике: открытие тока смещения. Электромагнитные волны. Проблема светоносного эфира. Скорость света как фундаментальная константа природы (опыт Майкельсона-Морли). Модификация Галилеева принципа относительности в свете опыта Майкельсона-Морли.
Тема 4. Теория относительности.
Специальная теория относительности Лоренца-Пуанкаре-Эйнштейна. Группа Лоренца «вращений» в четырехмерном пространстве-времени Минковского. Релятивистский закон сложения скоростей. Пределы применимости галилеевской механики. Отказ от ньютоновской концепции абсолютного пространства и абсолютного времени в теории относительности.
Общая теория относительности. Принцип эквивалентности инерции и гравитации. Общий принцип относительности. Физика как геометрия пространства-времени. Уравнения Гильберта-Эйнштейна.
Тема 7. Астрофизика и космология.
Астрофизика. Метагалактика, галактики, звезды. Эволюция звезд и звездных систем. Черные дыры, нейтронные звезды и белые карлики.
Космология. Теория расширяющейся Вселенной. Проблема начала. Инфляционные сценарии. Космологический антропный принцип.
Тема 9. Кибернетика.
Кибернетика как наука об управлении. Определение и основные понятия кибернетики. Общее значение кибернетики. Общие закономерности управления в биологических, технических и социальных системах. Принцип и значение обратной связи. Отрицательная и положительная обратная связь. Л. фон Берталанфи «Общая теория систем».
Тема 10. Синергетика.
Порядок и беспорядок в природе. Энтропия открытых неравновесных систем. Характер уравнений синергетики. Анализ устойчивости состояний. Хаос. Самоорганизация в живой и неживой природе. Бифуркации, аттракторы, структуры. Бифуркации и нарушение симметрии. Асимметрия, отбор и информация. Необратимость времени. Иерархия структур. Структурные уровни организации материи. Принципы универсального эволюционизма.
Заключение.
Путь к единой культуре.
Тема IX. Основные понятия синергетики.
Семинар 17.
1. Диалог науки и природы в Новое время.
2. Преодоление современной наукой представлений классической науки.
3. Основные понятия и представления науки о сложном.
4. Термодинамическая необратимость и проблема времени.
5. Роль культурного контекста для естественных наук.
Литература.
1. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. М., 1986. — С. 40-66.
Практическая работа № 1
Практическая работа № 2
Антропосоциогенез
Цель: Углубление понимания того, что сознание – это свойство высокоорганизованной материи, способной к самопознанию и саморазвитию.
Задачи:
1. Изучить особенности индивидуально-психологических свойств человека (сознания) и его потенциальных возможностей
2. Определить профиль функциональной асимметрии человека и его роль в формировании качеств личности
Темы для обсуждения:
1. Особенности эволюции нервной системы
2. Сознание – свойство высокоорганизованной материи
3. Материальные основы сознания и индивидуальные особенности его проявления
Литература:
1. Горелов А. А. Концепции современного естествознания: Учебное пособие для студ. высш. учебн. заведений – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002.
2. Концепции современного естествознания: Учебник для вузов/ В. Н. Лавриненко, В. П. Ратников, Г. В. Барабанов и др.; Под ред. проф. В. Н. Лавриненко, В. П. Ратникова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.
3. Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации/ под ред. А. Ф. Кудряшова. Петрозаводск: ПЕТРОКОМ, 1992.
4. Практикум по психофизиологической диагностике: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.
5. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учебное пособие. – М.: ВЛАДОС, 1996.
Учебно-материальная база:
Индивидуальная тетрадь для выполнения практических работ по дисциплине «Концепции современного естествознания».
Практическая работа № 5
Темы для обсуждения
1. Понятие об экологических факторах и их классификация
2. Адаптация организма, ее виды. Пределы адаптации.
3. Критерии здоровья человека, уровни здоровья, способы увеличения резервов здоровья
Литература:
1. Амосов Н. М. Раздумья о здоровье. – М., 1987.
2. Белов В. И. Энциклопедия здоровья. – М., 1993.
3. Брехман И. И. Валеология – наука о здоровье. – М., 1990.
4. Концепции современнного естествознания: Учебник для вузов/ В. Н. Лавриненко, Г. В. Баранов и др.; под ред. проф. В. Н. Лавриненко, В. П. Ратникова. – 2-е изд., перераб. и доп. –М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.
5. Практикум по психофизиологической диагностике: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 128 с.
6. Чумаков Б. Н. Валеология: Учеб. пособие. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Педагогическое общество России, 1999. – 407 с.
Учебно-методическая база:
Индивидуальная тетрадь для проведения практических занятий по дисциплине «Концепции современного естествознания», методическая разработка Войтенко «Расчетный метод описания интегрального описания здоровья человека», весы напольные, тонометр, секундомер, калькулятор, бланк анкеты.
Учебно-методическое обеспечение курса
Литература
Основная литература.
Дубнищева Т. Я. Концепции современного естествознания. М., 2006.
Дополнительная литература.
Горелов А. А. Концепции современного естествознания. М., 2006.
Карпенков С. Х. Основные концепции естествознания. М., 2000.
Рузавин Г. И. Концепции современного естествознания. М., 2005.
Андреев И. Л. Происхождение человека и общества. М., 1988.
Бондарев В. П. Концепции современного естествознания. М., 2003.
Вернадский В. И. Научная мысль как планетное явление. М., 1991.
Вернадский В. И. Проблемы биогеохимии. М., 1980.
Горохов В. Г. Концепции современного естествознания и техники. М., 2000.
Камшилов М. М. Эволюция биосферы. М., 1979.
Моисеев Н. Н. Человек и ноосфера. М., 1990.
Найдыш В. М. Концепции современного естествознания. М., 2003.
Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. М., 1986.
Пригожин И., Стенгерс И. Время, хаос и квант: К решению парадокса времени. М., 1994.
Тулинов В. Ф. Концепции современного естествознания. М., 2004.
Рекомендуемая литература.
Алексеева Т. И. Географическая среда и биология человека. М., 1977.
Баблоянц А. Молекулы, динамика и жизнь. Введение в самоорганизацию материи. М., 1990.
Балашов Ю. В. «Антропные аргументы» в современной космологии // Вопросы философии. 1988, № 7.
Вернадский В. И. Химическое строение биосферы Земли и ее окружения. М., 1965.
Вернадский В. И. Живое вещество и биосфера. М., 1994.
Волькенштейн М. В. Биофизика. М., 1988.
Волькенштейн М. В. Энтропия и информация. М., 1986.
Гарднер М. Теория относительности для миллионов. М., 1967.
Голдсмит Д., Оуэн Т. Поиски жизни во Вселенной. М., 1983.
Грибов Л. А., Прокофьева Н. И. Основы физики. М., 1995.
Девис П. Суперсила. (Поиски единой теории природы.) М., 1989.
Дубинин Н. П., Шевченко Ю. Г. Некоторые вопросы биосоциальной природы человека. М., 1976.
Зельдович Я. В. Современная космология // Природа,1983, № 9.
Казначеев В. П. Очерки теории и практики экологии человека. М., 1983.
Казютинский В. В., Балашов Ю. В. Антропный принцип: история и современность // Природа. 1989, № 1.
Кемп П., Армс К. Введение в биологию. М., 1986.
Кеньон Д. Биохимическое предопределение // Происхождение жизни и эволюционная биохимия. М., 1975.
Кесарев В. В. Эволюция вещества Вселенной. М., 1976.
Клайн М. Математика. Поиск истины. М., 1988.
Климишин И. А. Релятивистская астрономия. М., 1983.
Климишин И. А. Открытие Вселенной. М., 1987.
Климонтович Н. Ю. Без формул о синергетике. Минск, 1986.
Князева Е. Н., Курдюмов С. П. Законы эволюции и самоорганизации сложных систем. М.,
1994.
Кузнецов Б. Г. Пути физической мысли. М., 1968.
Логунов А. А., Петров В.А. Как устроен электрон? М., 1988.
Медников Б. М. Аксиомы биологии. М., 1982.
Медников Б. М. Биология: формы и уровни жизни. М., 1995.
Мигдал А. Б. Квантовая физика для больших и маленьких. М., 1989.
Мухин Л. М. Мир астрономии. 1987.
Новиков И. Д. Эволюция Вселенной. М., 1983.
Пригожин И. Переоткрытие времени // Вопросы философии. 1989, № 8.
Розенталь И. Л. Элементарные частицы и структура Вселенной. М., 1984.
Розенталь И. Л. Геометрия, динамика, Вселенная. М., 1987.
Седов Е. А. Эволюция и информация. М., 1976.
Сержантов В. Ф. Философские проблемы биологии человека. М., 1974.
Сетров М. И. Организация биосистем. М.,1971.
Тейлер Р. Дж. Происхождение химических элементов. М., 1975.
Тимофеев-Ресовский Н. В., Воронцов Н. Н., Яблоков А. В. Краткий очерк теории эволюции.
М., 1966.
Утияма Р. К чему пришла физика. (От теории относительности к теории калибровочных полей.) М., 1986.
Фейнман Р. Характер физических законов. М., 1987.
Хакен Г. Синергетика. М., 1980. Гл. 1.
Хокинг С. От большого взрыва до черных дыр. Краткая история времени. М., 1990.
Шкловский И. С. Вселенная, жизнь, разум. М., 1977.
Шкловский И. С. Звезды: их рождение, жизнь и смерть. М., 1984.
Шмальгаузен И. И. Пути и закономерности эволюционного процесса. М., 1983.
Эбелинг В. Образование структур при необратимых процессах. М., 1979. — Гл.1-3.
Яблоков А. В., Юсуфов А. Г. Эволюционное учение. М., 1981.
9. Материально-техническое и информационное обеспечение дисциплины
Глоссарий
Адекватный - вполне соответствующий
Адроны - элементарные частицы, подверженные сильному
взаимодействию
Анализ - метод исследования, состоящий в мысленном или
фактическом разделении целого на составные части
Аналогия - подобие, сходство предметов в каких- либо
свойствах/отношениях
Античастица - двойник частицы: масса и спин частицы и
античастицы одинаковы, заряд, магнитный момент противоположны
Апория - безвыходное положение, непреодолимые логические
затруднения
Апостериорное знание - знание, приобретенное из опыта
Аппроксимация - приближенное выражение какой- либо величины
через другие, более простые величины
Априорный - предшествующий опыту
Аргумент - довод доказательства, основание вывода, с помощью
которого обосновывается высказывание
Аннигиляция - превращение частицы и античастицы при
взаимодействии в другие частицы
Биосфера - область распространения жизни на Земле
Вероятность - степень возможности какого- либо определенного
события
Вывод - последовательность высказываний или формул, состоящая
из аксиом, посылок и ранее доказанных высказываний (теорем).
Последняя формула последовательности представляет собой
доказуемую формулу.
Высказывание - логический термин, которым обозначается смысл
простого повествовательного предложения естественного языка
Герменевтика - раздел методологии науки, связанный с
истолкованием текстов, их пониманием, смыслом
Гипотеза - предположение о причине какого- либо явления,
достоверность которого еще не доказана
Гомеостаз - способность природы компенсировать антропогенное
давление
Дедукция - способ рассуждения от общих положений к частным
выводам
Детерминизм - теория определенности, однозначности
Живое вещество - совокупность растений и животных, включая
человечество
Индукция - способ рассуждения от частных фактов к общим
выводам
Интерпретация - истолкование, раскрытие смысла, содержания
чего-либо
Классификация - разбиение предметов на классы по существенным
признакам
Линейность - пропорциональность
Моделирование - замена объекта исследований копией, сходной с
объектом в существенных признаках
Нуклон - общее название для протона и нейтрона
Объем понятия - множество предметов, отвечающих данному
понятию
Ограничение - логическая операция перехода от понятия с
некоторым объемом и содержанием к понятию с меньшим объемом, но
большим содержанием
Обобщение - логическая операция обратная ограничению
Парадигма - пример, образец
Понимание - метод познания, раскрывающий смысл события
Понятие - форма мышления, отображающая существенные признаки
предмета
Самоорганизация - процесс образования нового порядка в системе
Силлогизм- форма логического умозаключения
Симметрия- равновесие, баланс
Смысл- содержание выражения; мысль, содержащаяся в выражении
Соединение - система, совокупность элементов
Содержание понятия - совокупность признаков, присущих понятию
Статистика - функция выборочных значений
Суждение - форма мысли, в которой что-либо утверждается или
отрицается
Тавтология - повторение ранее сказанного в той или иной форме
Телеология - теория, полагающая всякому развитию
предопределенные цели
Умозаключение - логический вывод из совокупности посылок
Фактор - момент, существенное обстоятельство в каком- либо
явлении
Фермент - катализатор в живых клетках
Энтропия - мера упорядоченности системы: чем выше энтропия, тем больше хаос
10. Методические указания студентам
При работе с материалами пособий по дисциплине «Концепции современного естествознания» первое, на что необходимо обращать внимание студентов - на даты открытий, их основное содержание и фамилии ученых их совершивших (закон сохранения энергии, рентгеновское излучение, преобразования Галилея и т.д.). Само открытие может представлять собой сложную последовательность математических формул, и вызывать реакцию «непонимания», а «непонимание» влечет за собой отторжение предмета. Потому, рекомендуется усваивать научную персонифицированную информацию по схеме: автор открытия – год открытия (век) – какое значение имеет – культурная ситуация того времени. Важно акцентировать внимание на культурный аспект времени открытия, с целью построения логических рядов, лучшего запоминания и большего интереса при изучении материала.
Студенту необходимо также осознать важный момент, характерный для науки в целом: понятия, определения имеют свойство быть описанными различными терминами, но при этом нести одну и ту же смысловую нагрузку: автотрофы – самопитающиеся организмы – продуценты – в данном случае эти три определения равноценны и относятся к растениям (растения – самопитающиеся организмы, или автотрофы, производят энергию из энергии солнца, потому их называют продуцентами).
Эффект от предмета «Концепции современного естествознания» – это значительное повышение коммуникативных способностей студента. Курс включает в себя разделы затрагивающие все сферы человеческой жизни «в мире», например, экология как наука о взаимодействии человека и мира вокруг него, тесно связана с экономическими проблемами тех или иных стран, с юридическими аспектами, психологическими, этическими.
Студент должен также осознавать, что наука и техника развиваются быстрыми темпами, и что бы не потеряться в массиве информации, газетных, журнальных, интернет-публикациях, чтобы сформировать свою позицию и мировоззрение, необходимо объективно оценивать поступающую информацию, это возможно лишь при наличии у студента информационной базы по предметам затрагивающим его существование на планете земля. (Вопросы клонирования, генной инженерии, физики микроуровня и исследования космоса, глобальных проблем, наличии внеземных цивилизаций и многое другое из разделов Естествознания, что становится частым предметом спекуляций средств массовой информации.)
11. Методические рекомендации для преподавателя
Как известно, ведущей организационной формой обучения студента является лекция. Лекционное преподавание предполагает концентрированное изложение преподавателем изучаемой дисциплины, творческое общение лектора с аудиторией, со студентами. Для активизации освоения материала лекций применяются лекции-дискуссии, проблемные лекции, лекции «вдвоем». При чтении лекции «вдвоем» партнерами по общению у преподавателя выступают наиболее подготовленные студенты. На таких лекциях формируется опыт совместного решения изучаемой проблемы, создается эффект диалоговой вовлеченности студентов, особенно важно это в случае, когда преподаваемый предмет не является профильным.
Активизация работы студентов в ходе лекций достигается «путем контрольной проверки», которая осуществляется в начале или в конце лекции. Письменные ответы даются студентами в течение 8-10 минут. При контрольном опросе студенты могут пользоваться конспектами лекций, учебниками. 2-3 контрольных вопроса каждому студенту составляются так, что за короткий промежуток времени без самостоятельной подготовки трудно найти прямой ответ в учебнике или справочнике. Проверка ответов позволяет преподавателю сделать анализ, как усвоен учебный материал студентами. Эффективно выстраивать содержание лекции на базе принципов когнитивной визуализации. При когнитивнографическом конструировании учебной информации лекций используются такие приемы, как: составление блок схем теоретических вопросов; «дерева» темы, раздела; «здания» темы; фрейма проблемы; сжатие информации в конспект-схемы. На практических и семинарских занятиях полезно внедрять метод активного обучения – «вовлечение в диалог».
Также, в целях укрепления остаточных знаний, периодически необходимо проводить интенсивный опрос по ранее изученной теме. Для этого, возможно, поделить группу на три равные по численности подгруппы. Одна подгруппа должна быстро формировать вопросы по теме в устной форме и ставить их второй подгруппе. На каждый вопрос и ответ дается ограниченное время. Третья подгруппа выставляет экспертную оценку вопросов и ответов, ведет учет индивидуального вклада каждого участника в процедуру интенсивного опроса.
Особая роль в активизации учебной деятельности студента на практических занятиях отводится учебно-творческим и ситуационным задачам. Применяются учебно-творческие задачи: с явно выраженным противоречием; не корректно представленной информацией; на прогнозирование; на оптимизацию; на рецензирование; на обнаружение противоречия и формулировку целей; исследовательские; на изобретение; логические; на управление. Решение задач позволяет студенту выявить достоинства и недостатки своих знаний, умений, навыков.
Распределение часов по темам и видам учебной работы.
Таблица составлена для специальности «Менеджмент организации»; очной формы обучения.
Темы лекций и семинаров | Лекции | Семинары | Самостоятельная работа студентов |
Естественнонаучная и гуманитарная культуры. | |||
Философия и математическое естествознание XVII века. | |||
Аналитическая механика и система чистого разума. | |||
Система мира и система чистого разума. | |||
Становление корпускулярно-полевой картины мира и переосмысление классической физики на пороге XX века. | |||
Теория относительности. | |||
Геометрия и физика. | |||
Проблема реальности в квантовой теории. | |||
Фундаментальные частицы и взаимодействия. Проблема объединения взаимодействий. | |||
Проблема единства физики. | |||
Астрофизика и космология. | |||
Логика, математика и физика | |||
Химический и биологический уровни организации материи. | |||
Синергетика. | |||
Основные понятия синергетики. | |||
Человек и ноосфера. | |||
Всего: |
Таблица составлена для специальностей «Финансы и кредит», «Национальная экономика»; очной формы обучения.
Темы лекций и семинаров | Лекции | Семинары | Самостоятельная работа студентов |
Естественнонаучная и гуманитарная культуры. | |||
Философия и математическое естествознание XVII века. | |||
Аналитическая механика и система чистого разума. | |||
Система мира и система чистого разума. | |||
Становление корпускулярно-полевой картины мира и переосмысление классической физики на пороге XX века. | |||
Теория относительности. | |||
Геометрия и физика. | |||
Проблема реальности в квантовой теории. | |||
Фундаментальные частицы и взаимодействия. Проблема объединения взаимодействий. | |||
Проблема единства физики. | |||
Астрофизика и космология. | |||
Логика, математика и физика | |||
Химический и биологический уровни организации материи. | |||
Синергетика. | |||
Основные понятия синергетики. | |||
Человек и ноосфера. | |||
Всего: |
Таблица составлена для специальностей «Математические методы в экономике»;
очной формы обучения.
Темы лекций и семинаров | Лекции | Семинары | Самостоятельная работа студентов |
Естественнонаучная и гуманитарная культуры. | |||
Философия и математическое естествознание XVII века. | |||
Аналитическая механика и система чистого разума. | |||
Система мира и система чистого разума. | |||
Становление корпускулярно-полевой картины мира и переосмысление классической физики на пороге XX века. | |||
Теория относительности. | |||
Геометрия и физика. | |||
Проблема реальности в квантовой теории. | |||
Фундаментальные частицы и взаимодействия. Проблема объединения взаимодействий. | |||
Проблема единства физики. | |||
Астрофизика и космология. | |||
Логика, математика и физика | |||
Химический и биологический уровни организации материи. | |||
Синергетика. | |||
Основные понятия синергетики. | |||
Человек и ноосфера. | |||
Всего: |
Темы лекций и семинаров | Лекции | Семинары | Самостоятельная работа студентов |
Естественнонаучная и гуманитарная культуры. | |||
Философия и математическое естествознание XVII века. | |||
Аналитическая механика и система чистого разума. | |||
Система мира и система чистого разума. | |||
Становление корпускулярно-полевой картины мира и переосмысление классической физики на пороге XX века. | |||
Теория относительности. | |||
Геометрия и физика. | |||
Проблема реальности в квантовой теории. | |||
Фундаментальные частицы и взаимодействия. Проблема объединения взаимодействий. | |||
Проблема единства физики. | |||
Астрофизика и космология. | |||
Логика, математика и физика | |||
Химический и биологический уровни организации материи. | |||
Синергетика. | |||
Основные понятия синергетики. | |||
Человек и ноосфера. | |||
Всего: |
Таблица составлена для специальностей «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»;
очной формы обучения.
Таблица составлена для специальностей «Экономическая теория»;
очной формы обучения.
Темы лекций и семинаров | Лекции | Семинары | Самостоятельная работа студентов |
Естественнонаучная и гуманитарная культуры. | |||
Философия и математическое естествознание XVII века. | |||
Аналитическая механика и система чистого разума. | |||
Система мира и система чистого разума. | |||
Становление корпускулярно-полевой картины мира и переосмысление классической физики на пороге XX века. | |||
Теория относительности. | |||
Геометрия и физика. | |||
Проблема реальности в квантовой теории. | |||
Фундаментальные частицы и взаимодействия. Проблема объединения взаимодействий. | |||
Проблема единства физики. | |||
Астрофизика и космология. | |||
Логика, математика и физика | |||
Химический и биологический уровни организации материи. | |||
Синергетика. | |||
Основные понятия синергетики. | |||
Человек и ноосфера. | |||
Всего: |
Таблица составлена для специальности «Менеджмент организации»; заочной формы обучения.
Темы лекций и семинаров | Лекции | Семинары | Самостоятельная работа студентов |
Естественнонаучная и гуманитарная культуры. | |||
Философия и математическое естествознание XVII века. | |||
Аналитическая механика и система чистого разума. | |||
Система мира и система чистого разума. | |||
Становление корпускулярно-полевой картины мира и переосмысление классической физики на пороге XX века. | |||
Теория относительности. | |||
Геометрия и физика. | |||
Проблема реальности в квантовой теории. | |||
Фундаментальные частицы и взаимодействия. Проблема объединения взаимодействий. | |||
Проблема единства физики. | |||
Астрофизика и космология. | |||
Логика, математика и физика | |||
Химический и биологический уровни организации материи. | |||
Синергетика. | |||
Основные понятия синергетики. | |||
Человек и ноосфера. | |||
Всего: |
Таблица составлена для специальности «Финансы и кредит»; заочной формы обучения.
Темы лекций и семинаров | Лекции | Семинары | Самостоятельная работа студентов |
Естественнонаучная и гуманитарная культуры. | |||
Философия и математическое естествознание XVII века. | |||
Аналитическая механика и система чистого разума. | |||
Система мира и система чистого разума. | |||
Становление корпускулярно-полевой картины мира и переосмысление классической физики на пороге XX века. | |||
Теория относительности. | |||
Геометрия и физика. | |||
Проблема реальности в квантовой теории. | |||
Фундаментальные частицы и взаимодействия. Проблема объединения взаимодействий. | |||
Проблема единства физики. | |||
Астрофизика и космология. | |||
Логика, математика и физика | |||
Химический и биологический уровни организации материи. | |||
Синергетика. | |||
Основные понятия синергетики. | |||
Человек и ноосфера. | |||
Всего: |
Таблица составлена для специальности «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»; заочной формы обучения.
Темы лекций и семинаров | Лекции | Семинары | Самостоятельная работа студентов |
Естественнонаучная и гуманитарная культуры. | |||
Философия и математическое естествознание XVII века. | |||
Аналитическая механика и система чистого разума. | |||
Система мира и система чистого разума. | |||
Становление корпускулярно-полевой картины мира и переосмысление классической физики на пороге XX века. | |||
Теория относительности. | |||
Геометрия и физика. | |||
Проблема реальности в квантовой теории. | |||
Фундаментальные частицы и взаимодействия. Проблема объединения взаимодействий. | |||
Проблема единства физики. | |||
Астрофизика и космология. | |||
Логика, математика и физика | |||
Химический и биологический уровни организации материи. | |||
Синергетика. | |||
Основные понятия синергетики. | |||
Человек и ноосфера. | |||
Всего: |
Таблица составлена для специальности «Менеджмент организации»; очно-заочной формы обучения.
Темы лекций и семинаров | Лекции | Семинары | Самостоятельная работа студентов |
Естественнонаучная и гуманитарная культуры. | |||
Философия и математическое естествознание XVII века. | |||
Аналитическая механика и система чистого разума. | |||
Система мира и система чистого разума. | |||
Становление корпускулярно-полевой картины мира и переосмысление классической физики на пороге XX века. | |||
Теория относительности. | |||
Геометрия и физика. |   Наши рекомендации
|