Регулирование частоты вращения двигателя сопротивлением в цепи ротора (с фазным ротором)
Как известно, если увеличивать r2 в цепи ротора, то скольжение, при постоянном моменте сопротивления, возрастает, а скорость уменьшается (рис.5).
Потери в роторной цепи P = PэмS, т.е. при глубоком регулировании потери Pэм возрастают, а в двигателе большой мощности это не допустимо. Поэтому в двигателях большой мощности регулирование частоты вращения производят за счет введения DЕ в роторную цепь. При любом скольжении ЭДС DЕ должна иметь ту же частоту, что и основная ЭДС Е2S роторной обмотки. Идея регулирования сводится к тому, что если DЕk направлена встречно с Е2S, то скорость уменьшается, а если согласно с Е2S, то скорость увеличивается.
Регулирование частоты вращения изменением подводимого напряжения
Этот способ регулирования не дает больших результатов. Диапазон регулирования получается небольшим (см. рис.7).
В практике используются различные импульсные способы регулирования частоты вращения на базе тиристоров.
Асинхронная машина в качестве генератора
В качестве самостоятельного генератора асинхронная машина употребляется очень редко.
Этот режим встречается в период торможения двигателей. Но иногда асинхронная машина используется в генераторном режиме. В этом режиме асинхронная машина может работать либо в тормозном режиме, при этом для создания потока используется энергия сети, либо в автономном режиме с использованием емкости для самовозбуждения.
Обычно синхронный генератор потребляет из сети реактивную мощность для создания магнитного потока. Чтобы перевести асинхронную машину в генераторный режим, ее нужно разгрузить, а затем вращать ротор со скоростью выше синхронной (n > n1), при этом скольжение становится отрицательным. Фаза ЭДС ротора изменяется на 180°. Это приводит к тому, что активная составляющая тока ротора изменит свой знак, а реактивная составляющая оставит свое направление, т.к. независимо от режима машиной потребляется реактивная мощность для создания магнитного потока.
Докажем это аналитически. Ток в роторе
, из рис.1. ток , тогда , т.е. S < 0,
то активная составляющая тока ротора изменит свой знак.
Реактивная составляющая тока ротора I2r не изменит своего знака при переходе машины в генераторный режим.
, ,
Векторная диаграмма асинхронного генератора
Из векторной диаграммы видно, что активная составляющая тока в роторе, а следовательно и активная составляющая тока в статоре изменили свой знак.
Однофазный двигатель
Однофазный асинхронный двигатель по своим рабочим характеристикам уступает 3х фазному. Но он имеет то преимущество, что питается от однофазной сети. У однофазного двигателя в пазах статора укладываются две обмотки сдвинутые в пространстве на 90° эл. градусов. Но вторая (пусковая обмотка) используется только на период пуска, после чего она отключается. Ротор обычно короткозамкнутый. Однофазная обмотка создает пульсирующий магнитный поток, который можно разложить на прямой поток и обратный. При пуске (n = 0) моменты от прямого и обратного потока равны и противоположны. По этому пусковой момент Мп = 0. Если сдвинуть ротор по направлению прямого поля, то ротор разгонится до скорости близкой к скорости поля Фпр.
Его скорость n = n1(1 - S) по отношению к прямому полю. Скорость вращения обратного поля относительно ротора определится:
,
т.е. обратное поле по отношению к ротору вращается почти с двойной скоростью. Отсюда индуктивное сопротивление ротора от обратного поля будет большим, а активная составляющая тока в роторе будет малой и момент от обратного поля будет малым. А момент от прямого поля будет большим, т.к. скольжение при пуске уменьшается, уменьшается Х2пр, а следовательно активная составляющая от прямого поля будет возрастать и момент так же возрастет, что подтверждается на кривых момента от прямого и обратного поля.
Из рис.2 видно, что при S = 1 пусковой момент равен нулю (Мп = 0).
Для создания пускового момента используется пусковая обмотка. Обмотка возбуждения и пусковая обмотка создают вращающееся магнитное поле, которое наводит в обмотке ротора ЭДС и ток, и создается асинхронный момент.
При пуске включается пусковая обмотка и создается асинхронный момент, после разгона ротора пусковая обмотка отключается ключом К.
Условия создания кругового поля двумя обмотками:
1. Обмотки в пространстве должны быть сдвинуты на 90°.
2. Токи и потоки в обмотках должны быть сдвинуты во времени на 90°.
3. Намагничивающие силы обмоток должны быть равны FА = FВ
При невыполнении одного из них поле будет эллиптическим.
На рис.5 представлена зависимость момента от скольжения с учетом пусковой обмотки.
Представим диаграммы токов обмоток при различных фазосдвигающих элементах.
Использование 3х фазного двигателя в однофазном режиме.
, мкФ
III Машины постоянного тока