Наиболее распространённым источником энергии является топливо – вещество, при сгорании которого выделяется некоторое количество теплоты.
Количество теплоты, которое выделяется при сгорании топлива массой m, называетсятеплотой сгорания топлива. DQ=qm, где
- удельная теплота сгорания (теплотворная способность, калорийность) топлива, которая показывает, какое количество теплоты выделится при сгорании топлива массой 1 кг.
Тепловым двигателемназывается устройство, которое совершает механическую работу за счёт подводимой к нему теплоты (теплоты сгорания топлива).
Любой тепловой двигатель состоит из трёх основных частей: рабочего тела (газ или пар), нагревателя и холодильника.
Работа тепловых двигателей состоит из повторяющихся циклических или круговых процессов. После каждого цикла система возвращается в исходное состояние.
Каждый цикл включает в себя следующие процессы:
1) рабочее тело получает некоторое количество теплоты Q1 от нагревателя, температура Т1 которого поддерживается высокой;
2) внутренняя энергия газа увеличивается и газ, расширяясь, совершает работу А1;
3) для возвращения рабочего тела в исходное состояние необходимо сжать газ, т.е. совершить работу А2 над газом. Чтобы эта работа была меньше той, которую при расширении совершил газ, необходимо газ охладить, т.е. передать часть энергии Q2 холодильнику.
Рабочему телу передаётся в результате теплообмена количество теплоты Q1 и совершается над ним работа А2. Рабочее тело, расширяясь, совершает работу А1 и передаёт количество теплоты Q2 холодильнику. На основании первого начала термодинамики, можно записать Q1+А2=Q2+А1. Следовательно, полезная работа теплового двигателя А=А1-А2=Q1-Q2.
Отношение полезной работы к количеству теплоту, которое получило рабочее тело от нагревателя, называетсякоэффициентом теплового двигателя.
Наибольший КПД можно получить, если двигатель работает поциклу Карно, который состоит из двух изотермических процессов и двух адиабатных процессов (без теплообмена с окружающей средой).
Вредные воздействия тепловых двигателей на окружающую среду происходят вследствие следующих причин:
1) КПД двигателей меньше 50%, поэтому большая часть энергии рассеивается в окружающее пространство;
2) При сгорании топлива в атмосферу выбрасываются вредные вещества;
Увеличение количества углекислого газа в атмосфере усиливает «парниковый эффект».
БИЛЕТ 4
Сила взаимодействия точечных зарядов. Закон Кулона. Диэлектрическая проницаемость среды. Электрическая постоянная.
Электрический заряд – скалярная физическая величина, определяющая интенсивность электромагнитных взаимодействий.
Существуют два вида заряда – положительный и отрицательный. Одноимённые заряды отталкиваются, разноимённые – притягиваются.
Единица измерения заряда – 1 Кл (кулон).
1 Кл – это электрический заряд, который проходит через поперечное сечение проводника за 1 с при силе тока 1 А.
Точечным зарядом называется заряд, сосредоточенный на теле, размерами которого можно пренебречь по сравнению с расстояниями до других тел.
Взаимодействие точечных зарядов описывается законом Кулона.
Закон Кулона.
Сила взаимодействия между двумя неподвижными точечными зарядами в вакууме прямо пропорциональна произведению модулей зарядов и обратно пропорциональна квадрату расстояния между ними и направлена по прямой, соединяющей эти заряды.
где k=9 109 Н м2/Кл2 – коэффициент пропорциональности.
где e0=8,85 10-12 Кл2/Н м2 - электрическая постоянная.
Если взаимодействие точечных зарядов происходит не в вакууме, а в некоторой среде, то сила взаимодействия уменьшается в e раз, где e - диэлектрическая проницаемость среды.
Для вакуума и воздуха e=1.
Закон Кулона для точечных зарядов, находящихся в среде
Закон Кулона справедлив и для заряженных шаров на любом расстоянии между их центрами, если объёмная или поверхностная плотность заряда каждого из них постоянна.
БИЛЕТ 5