Навигационное использование системы «Трасса»
Система «Трасса» может быть использована в следующих режимах: «ДИСС», «Память» и автономный режим работы навигационного вычислителя («АНУ»).
Использование системы «Трасса» в режиме «ДИСС».В этом случае штурман обязан:
а) Перед вылетом: 1. Установить на щитке управления левый переключатель в положение «Выключено», а правый — в положение «Суша» (при полете над водной поверхностью — в положение «Море»).
2. Переключатель «ДИСС — АНУ» поставить в положение «ДИСС».
3. Установить переключатель «Счетчик» в положение «Выключено».
4. Установить стрелки счетчика координат в нулевое положение.
5. Установить на задатчике угла карты значение ОЗМПУ первого участка маршрута.
6. Включить АЗС с надписью «АНУ, Трасса».
7. Перед взлетом включить систему, для чего левый переключатель на щитке управления перевести в положение «Вкл.», при этом загорается зеленая сигнальная лампочка.
б) После взлета: 1.He ранее чем через 2 мин после включения системы и на высоте полета не менее 200—300 м включить высокое напряжение, для чего левый переключатель перевести в положение «Высок.», при этом на щитке управления загорается красная сигнальная лампочка.
2. Через 3 мин после включения высокого напряжения система начинает работать и выдавать на указатель текущее значение путевой скорости и угла сноса.
3. При проходе ИПМ включить счетчик координат, для чего переключатель «Счетчик» поставить в положение «Включено».
4. Для полета по ЛЗП взять курс следования, который в сумме с углом сноса, снятым с указателя, был бы равным ОЗМПУ, т.е. ОМК+(±УС)=ОЗМПУ.
5. Рассчитать время прибытия на КО (ППМ) по путевой скорости, отсчитанной на указателе.
6. Когда необходимо определить место самолета, произвести отсчет показаний счетчика координат, а затем отложить по ЛЗП
пройденное расстояние, отсчитанное по стрелке «С», и от полученной точки отложить ЛБУ, отсчитанное по стрелке «В».
Для повышения точности выдачи системой координат места самолета необходимо точно устанавливать начальные координаты, периодически производить корректировку показаний счетчика координат и своевременно переходить на систему отсчета координат следующего участка маршрута.
За начальные координаты места самолета могут быть взяты координаты аэродрома вылета или координаты любой точки на маршруте, точный пролет которой легко определить с помощью бортового радиолокатора, радиокомпаса, РСБН-2 или визуально.
Начальные координаты места самолета определяются по полетной карте, подготовленной для использования системы «Трасса», и устанавливаются на счетчике координат. Включать счетчик следует точно в момент пролета намеченной точки.
Система «Трасса» ведет счисление пути с учетом курса, угла сноса, путевой скорости и путевого угла. Так как все эти элементы измеряются с определенной точностью, навигационный вычислитель вырабатывает координаты места самолета с некоторыми погрешностями, которые по мере удаления самолета от места установки начальных координат возрастают.
Для повышения точности счисления пути системой «Трасса» необходимо периодически осуществлять в полете корректировку показаний счетчика координат путем перевода его стрелок на фактические координаты места самолета, определенного штурманом с помощью самолетного радиолокатора, системы РСБН-2 или визуально. После сброса накопившихся погрешностей система в течение некоторого времени будет более точно выдавать координаты места самолета.
Наиболее удобно корректировку показаний счетчика проводить в момент пролета траверза радиолокационного ориентира или траверза радиомаяка системы РСБН-2 (рис. 20.4). В этом случае координата Сф самолета будет равна координате радиолокационного ориентира С, т. е. Сф = С, а координата Вф— разности координаты радиолокационного ориентира и горизонтальной дальности от самолета до радиолокационного ориентира, т. е. Вф=В—ГД, если радиолокационный ориентир расположен справа от ЛЗП, или Вф=ГД—В, если этот ориентир слева от ЛЗП.
Обнаружив, что самолет уклонился, необходимо выйти на ЛЗП. Для этого самолет разворачивают в сторону ЛЗП и продолжают полет до прихода стрелки «В» на нуль, после чего самолет устанавливают на курс следования, равный ОМК= ОЗМПУ— (±УС).
При полете на больших скоростях выход на новое направление производится с учетом радиуса разворота. Вследствие этого разворот начинают до выхода на ППМ на расстоянии, равном линейному упреждению разворота (рис. 20.5). Переход на систему отсчета координат очередного участка маршрута обычно осуществляется в точке начала разворота.
Для точного выхода на новую ЛЗП и перехода на систему отсчета координат следующего участка маршрута необходимо:
1. До подлета к ППМ рассчи тать ЛУР и координаты точки начала разворота по отношению нового участка маршрута. Расчет этих элементов производится по формулам:
ЛУР = RtgУР/2; С = ЛУРсоsУР; В = ЛУР sin УР.
В практике координаты точки начала разворота рассчитывают на НЛ-10М. Для этого треугольный индекс шкалы 4 подводят против линейного упреждения разворота, взятого по шкале 5. Затем против угла разворота, взятого по шкале 3, отсчитывают по шкале 5 значение координаты В, а против разности 90° — УР — значение координаты С. Координаты точки перехода можно измерить непосредственно по карте в период подготовки к полету.
2. Удерживая стрелку «В» счетчика координат на нуле, наблюдать за стрелкой «С». Когда она покажет пройденное расстояние, равное разности длины участка и ЛУР, начать разворот для выхода на новый участок маршрута.
3. В момент начала разворота быстро и точно установить на задатчике угла карты ОЗМПУ следующего участка маршрута, а на счетчике координат — рассчитанные координаты точки начала разворота.
4. Выполнить разворот с заданным креном, наблюдая за показанием стрелки «В».
5. Если после окончания разворота стрелка «В» не будет на нуле, то доворотом самолета в сторону ЛЗП добиться ее прихода на нуль, после чего продолжать полет с расчетным курсом следования, равным
ОМК=ОЗМПУ—(±УС).
Такая методика перехода на новую систему отсчета координат позволяет использовать показания счетчика координат для выхода на новую ЛЗП и для точного последующего счисления пути после разворота.
Использование системы «Трасса» в режиме «Память».Режим «Память» может быть включен преднамеренно путем установки левого переключателя в положение «Пам» либо автоматически в случае прекращения поступления отраженных сигналов при кренах самолета более 10° или в случае полета на большой высоте над спокойной водной поверхностью.
Переход системы на работу в режим «Память» сигнализируется загоранием табло с надписью «Память», расположенного на указателе угла сноса и путевой скорости. В режиме «Память» система ведет счисление пути с учетом курса, истинной воздушной скорости запомненных составляющих вектора ветра. В этом случае счисление пути будет выполняться с допустимыми погрешностями в течение 15—20 мин, так как фактические данные о ветре изменяются и не будут равны тем, которые запомнил навигационный вычислитель. Хотя точность счисления пути в режиме «Память» несколько ниже, этот режим обеспечивает непрерывность счисления пути при временном прекращении поступления отраженных сигналов, чем повышается надежность работы системы.
Использование системы «Трасса» в автономном режиме работы навигационного вычислителя («АНУ»).Автономный режим работы системы является резервным и применяется только при длительном отключении ДИСС. При включении системы в этот режим в схему навигационного вычислителя подключается задатчик ветра и дальнейшая работа вычислителя становится аналогичной работе навигационного индикатора НИ-50БМ.
Для использования системы «Трасса» в автономном режиме работы необходимо:
1. Установить переключатель «ДИСС — АНУ» в положение «АНУ».
2. На задатчике ветра установить угол карты, равный ОЗМПУ, направление навигационного ветра и его скорость.
3. На задатчике угла карты установить ОЗМПУ данного участка маршрута.
Точность счисления пути в автономном режиме работы зависит от точности и частоты определения ветра. Поэтому для уменьшения ошибок счисления пути ветер следует определять и устанавливать на задатчике ветра через каждые 15—20 мин полета.