Контроль пути по направлению и дальности
Контроль пути по направлению и дальности может осуществляться с помощью боковых радиолокаторов путем нанесения на карту места самолета по переданным на борт самолета азимуту и дальности. Такой контроль можно осуществить и без прокладки А и Д на карте, что сокращает время на получение необходимых данных контроля пути.
При использовании боковых радиолокаторов для контроля пути по направлению и дальности без прокладки на карте пеленга и дальности необходимо:
1. При подготовке карты к полету нанести на ЛЗП точку траверза от бокового радиолокатора, измерить расстояние по линии траверза от радиолокатора до ЛЗП и определить А точки траверза по формуле Атр = ЗИПУ±90°. Знак плюс берется, когда радиолокатор слева, а знак минус, когда радиолокатор справа от ЛЗП (рис. 16.3).
2. В полете, когда необходимо проконтролировать путь по направлению и дальности, запросить у диспетчера место самолета и определить угол α по формуле
α = Атр — А или α = А — Атр.
3. Рассчитать на НЛ-10М расстояние по ЛЗП от самолета до точки траверза и расстояние от радиолокатора по линии траверза (рис.8.4).
4. Определить сторону и величину линейного бокового уклонения по правилу:
ЛБУ=Sл.тр — Sтр, когда радиолокатор расположен слева от ЛЗП;
ЛБУ == Sтр — Sл.тр, когда радиолокатор расположен справа от ЛЗП.
Пример. ЗИПУ = 30°; Sтр = 80 км;Атр= 120°. В полете получены: А = 90° Д = 100 км. Проконтролировать путь по направлению и дальности
Решение 1. α = Атр—А = 120°—90°= 30°
Определяем на НЛ-10М расстояния по ЛЗП и по линии траверза Sлзп==50 км; Sл.тр = 86 км.
3. Находим линейное боковое уклонение:
ЛБУ = Sл.тр — Sтр = 86 — 80 = + 6 км.
7. Вывод самолета на запасный аэродром с помощью наземного радиолокатора
Вывод самолета на запасный аэродром с помощью наземного радиолокатора применяется в следующих случаях:
1) при потере ориентировки экипажем самолета;
2) при отказе радиокомпаса и невозможности использовать другие средства самолетовождения;
3) при полете в пункт, в котором не имеется радионавигационной точки.
Эта задача может быть решена самим экипажем после нанесения на карту места самолета, полученного от наземного радиолокатора.
Вывод самолета на аэродром, на котором расположен наземный радиолокатор, осуществляется в следующем порядке:
1. Запросить у диспетчера место самолета.
2. Определить и взять курс следования на аэродром посадки, на котором расположен радиолокатор (рис. 16.5). Магнитный курс следования без учета угла сноса МКсл=А—(±ΔМ)±180°.
3. По дальности от радиолокатора до самолета и путевой или воздушной скорости рассчитать время полета до аэродрома.
Правильность полета на аэродром контролируется по экрану индикатора диспетчером, который в случае необходимости дает поправку в курс следования.
Пример.А = 270°; Д=160 км; ΔМ = +7°; W=400 км/ч. Определить МК следования и время полета на аэродром, на котором расположен радиолокатор. Решение. 1. МКсл =А—(± ΔМ) ±180°= 270°—(+7°) — 180° = 83°. 2. Рассчитываем время полета: tпол=24 мин.
Вывод самолета на аэродром, расположенный в стороне от радиолокатора, осуществляется в следующем порядке:
1. Запросить у диспетчера место самолета и нанести его на карту.
2. Полученное место самолета соединить с аэродромом, на который необходимо вывести самолет, измерить ЗМПУ и расстояние до аэродрома, рассчитать курс следования и время полета до него (рис. 16.6).
3. Взять курс следования и определить предвычисленный пеленг и дальность для аэродрома выхода.
4. При полете к аэродрому в целях контроля пути чаще запрашивать место самолета. Момент выхода на аэродром определяется по совпадению полученных А и Д с предвычисленными.
Точность вывода самолета в район запасного аэродрома составляет 2—5 км.
Глава 17