Основные радионавигационные элементы
Основными радионавигационными элементами при использовании радиокомпаса являются:
курсовой угол радиостанции (КУР);
отсчет радиокомпаса (ОРК);
радиодевиация (Δр);
пеленг радиостанции (ПР);
пеленг самолета (ПС).
Курсовым углом радиостанцииназывается угол, заключенный между продольной осью самолета и действительным (ортодромическим) направлением на радиостанцию. Он отсчитывается от продольной оси самолета по ходу часовой стрелки до направления на радиостанцию от 0 до 360° (рис. 12.3).
Курсовой угол радиостанции определяется с помощью радиокомпаса и отсчитывается по указателю курсовых углов. Зная величину КУР, можно указать направление на радиостанцию относительно продольной оси самолета. Так, например, если КУР=0°, то радиостанция находится впереди самолета; если КУР=180°— радиостанция позади самолета; если КУР=90° — радиостанция справа под углом 90° к продольной оси самолета.
Зная курсовой угол радиостанции и имея показания магнитного компаса, можно решать следующие задачи:
1) определять положение радиостанции по отношению к продольной оси самолета;
2) определять момент пролета контрольного ориентира или поворотного пункта маршрута;
3) определять момент выхода самолета на ЛЗП;
4) определять момент пролета радиостанции или ее траверза;
5) определять пеленг радиостанции и пеленг самолета;
6) осуществлять контроль за построением маневра при заходе на посадку в сложных метеоусловиях.
Отсчетом радиокомпасаназывается угол, заключенный между продольной осью самолета и измеренным с помощью радиокомпаса направлением на радиостанцию (рис.-12.4). Этот угол отсчитывается от продольной оси самолета до измеренного направления на радиостанцию от 0 до 360°.
В общем случае ОРК отличается на некоторую величину от действительного значения КУР, т. е. радиокомпас, установленный на самолете, не всегда правильно указывает направление на радиостанцию. Эту ошибку радиокомпаса в измерении направления на радиостанцию называют радиодевиацией.
Радиодевиация— это угол, заключенный между измеренным с помощью радиокомпаса и действительным направлениями на радиостанцию (см. рис. 12.4). Он отсчитывается от измеренного к действительному направлению на радиостанцию вправо со знаком плюс, а влево со знаком минус.
Причины возникновения радиодевиации и ее характер рассмотрены в гл. 14.
Радиодевиация является величиной переменной, как по знаку, так и по абсолютной величине и зависит от типа самолета, места установки рамочной антенны на самолете, а также от величины КУР.
На современных самолетах радиодевиация достигает 15—20°. Радиодевиация на КУР 0, 90, 180 и 270° равна нулю; на КУР 45, 135, 225 и 315° достигает наибольшего значения.
Для уменьшения радиодевиации в радиокомпасе имеется механический компенсатор. При полностью скомпенсированной радиодевиации указатели радиокомпаса показывают непосредственно курсовой угол радиостанции.
Между КУР, ОРК и радиодевиацией существует следующая взаимозависимость:
КУР=ОРК + (± Δр);
ОРК = КУР-(± Δр);
Δр = КУР - ОРК.
Пример 1.ОРК=45°; Δр = + 15° Определить КУР.
Решение. КУР=ОРК+ (±ΔР) =45°+ (+15°) =60°.
Пример 2. КУР = 300°; ОРК=310°. Определить радиодевиацию.
Решение. ΔР=КУР — ОРК=300°—310°= — 10°.
Пеленгом радиостанцииназывается угол, заключенный между северным направлением меридиана, проходящего через самолет, и действительным направлением на радиостанцию. Отсчитывается он от северного направления меридиана по ходу часовой стрелки до направления на радиостанцию от 0 до 360°. Пеленг называется магнитным, если отсчет ведется от магнитного меридиана, и истинным, если отсчет ведется от истинного меридиана (рис. 12.5).
Пеленги радиостанции рассчитываются по формулам:
МПР = МК + КУР; МПР - КК + ( ± Δк) + КУР;
ИПР = ИК + КУР; ИПР = МК + (± Δм) + КУР; ИПР = КК + (±Δк) + (±Δм) + КУР; ИПР = МПР + (±Δм).
При КУР = 0° магнитный пеленг радиостанции МПР = МК.
Пример. КК=100°; Δк = +5°; Δм = + 10°; КУР=50°. Определить МПР и ИПР.
Решение. 1 Находим МК и ИК:
МК = КК + (±Δк) - 100° + (+ 5°) = 105°, ИК = МК + (±Δм) - 105° + (+ 10°) = 115°.
2. Определяем МПР и ИПР:
МПР = МК + КУР = 105° + 50° = 155°;
ИПР = ИК + КУР = 115° + 50° = 165° или
ИПР - МПР + (±Δм) = 155° +(+ 10°) = 165°.
Между курсом, пеленгом и курсовым углом радиостанции существуют следующие зависимости:
МПР = МК + КУР; ИПР = ИК + КУР; МК = МПР - КУР; ИК = ИПР - КУР; КУР = МПР-МК; КУР = ИПР-ИК.
Все эти формулы находят применение в самолетовождении. При решении многих практических задач необходимо помнить, что между курсом и курсовым углом радиостанции существует обратная зависимость, т. е. на сколько градусов увеличивается магнитный курс, на столько же градусов уменьшается курсовой угол радиостанции и наоборот.
Пример. 1. МПР =200°; МК=50°. Определить КУР. Решение. КУР=МПР—МК=200°-50°= 150°.
Пример. 2 МПР=240°; КУР=100°. Определить МК. Решение. МК=МПР—КУР=240°—100°= 140°.
Пеленгом самолетаназывается угол, заключенный между северным направлением меридиана, проходящего через радиостанцию, и ортодромическим направлением на самолет. Отсчитывается от северного направления меридиана по ходу часовой стрелки от 0 до 360°. Пеленг самолета называется истинным, если отечет ведется от истинного меридиана, и магнитным, если отсчет ведется от магнитного меридиана (рис. 12.6).
Пеленги самолетов рассчитываются по формулам:
МПС = МПР ± 180°; ИПС = ИК + КУР ± 180°;
МПС = МК + КУР ± 180°; ИПС = МК + (± Дм) + КУР ± 180°;
МПС = КК + (±Δк) + КУР ± 180;
МПС = КК + (±Δк) + (±Δм) + КУР± 180°; ИПС = ИПР ± 180°;
ИПС = МПС + (±Δм).
При КУР=180° магнитный пеленг самолета МПС=МК. Указанные формулы для расчета ИПС используются в том случае, когда разность между долготой радиостанции и долготой самолета менее 2°. Если эта разность составляет 2° и более, то при расчете ИПС необходимо учитывать поправку на угол схождения меридианов.