Радионавигационные системы

Радионавигационная система (РНС) – комплекс взаимодействующих («судно « берег») радиотехнических средств, обеспечивающий подвижный объект (судно) навигационной информацией, используемой для определения координат его места, а в некоторых случаях, кроме того, направления и скорости движения.

РНС РНС подразделяются:

а) ® по физическому принципу измерения радионавигационного параметра (РНП) на:

1) амплитудные;

2) фазовые;

3) импульсные;

4) частотные;

5) комбинированные.

б)® по определяемому радионавигационному параметруна:

1) угломерные;

2) дальномерные;

3) разностно-дальномерные;

4) комбинированные;

5) суммарно-дальномерные;

6) скоростно-угломерные;

7) разностно-угломерные и др.

Преимущества РНС РНС:

1.– Независимость измерений от погодных условий, а для ряда РНС РНС и от времени суток;

2.– Возможность высокоточного определения радионавигационных параметров на больших удалениях от берегов;

3.– Эффективное обеспечение плавания вблизи берегов и в узкостях, особенно в малую видимость.

Все РНС РНС по своему назначению могут быть подразделены на системы ближнего, среднего и дальнего действия.

Фазовые РНС – основаны на сравнении фаз электромагнитных колебаний, прошедших измеряемое расстояние. В зависимости от вида получаемого радионавигационного параметра выделяют: ­ дальномерные; ­азимутальные и ­гиперболические (разностно-дальномерные) РНС.

В настоящее время в мире работает ~ 50 цепочек РНС «Декка», обеспечивая навигационную безопасность плавания во многих районах Мирового океана. Дальность действия этой РНС днем достигает 240 миль (ночью на 30 ¸ 40% меньше). Погрешность в определении места ® от 0,25 ¸ 2,0 миль.

Импульсные и импульсно-фазовые РНС являются одними из распространенных средств определения места судна на больших расстояниях от берегов.

Рабочие зоны импульсно-фазовой РНС «Лоран-С» (США) охватывают практически все северное полушарие.

Определение места судна по сигналам РНС «Лоран-С» состоит:

§ I этап ® измеряют промежуток времени между моментами прихода сигналов от 2-х станций;

§ II этап ® путем сравнения фаз колебаний, образующих сигналы, определяют более точную величину Dt, что позволяет в конечном счете получить точность места от 0,5 мили (на D £ 900 миль) до 2 ¸ 5 миль (на D ~ 3000 миль).

Космическая навигационная система (КНС) или спутниковая навигационная система (СНС) – совокупность наземных командных и измерительных пунктов, вычислительных центров, космических навигационных аппаратов (КНА) и судовой спутниковой навигационной аппаратуры, обеспечивающих навигационной информацией подвижные объекты.

КНС в настоящее время обеспечивает определение места в любом районе Мирового океана в любое время суток и независимо от состояния погоды с погрешностями < 0,2 мили.

Сведения о работе различных РНС – см. Р.II «РТСНО» или в Р.V т.V английского описания радиосигналов.

Плавучие предостерегательные знаки

Морские плавучие предостерегательные знаки (ППЗ) – плавучие СНО, установленные на якорь для ориентировки мореплавателей, ограждения навигационных опасностей, обозначения положения морских каналов и фарватеров, подводных кабелей, рыболовных снастей, мест якорных стоянок и др.

В силу специфики установки ППЗ они не могут использоваться для надежного определения места судна, так как нет уверенности (гарантии), что они находятся на штатном месте.

Плавучие маяки, маячные суда и освещаемые поплавки

Плавучий маяк.

Плавучий маяк (ПМ-к) – это судно специальной постройки, конструкция которого позволяет использовать его длительное время на якоре в открытом море, с размещенными на борту СНО, предназначенными для обозначения входа в узкость, ограждения навигационных опасностей и ориентирования по нему судов.

Плавучие маяки применяются для ограждения опасностей или для указания подходных точек каналов и фарватеров в таких районах, где эта задача не может быть решена другими СНО.

Светотехническое устройство плавмаяка должно обеспечивать достаточно яркий и требуемого характера огонь, свет которого, независимо от качки судна, должен быть всегда направлен к горизонту.

На ПМ-ке должны быть все средства туманной сигнализации и средства для переговорной сигнализации и связи.

Само судно должно иметь отличительную окраску корпуса (белая полоса с надписью названия ПМ-ка).

За указанное на карте штатное место ПМ-ка принимаются координаты точки положения его якоря на дне, определенные наиболее надежным и точным способом с СКП не > 50 м, при этом радиус циркуляции ПМ-ка на якоре обычно не должен превышать > 4-х глубин места его постановки.

На мачтах ПМ-ка устанавливают отличительные топовые фигуры.

Днем на ПМ-ке поднимают установленные для него флаги.

ПМ-к, сорванный с якоря поднимает:

† Днем – 2 черных шара большого размера (на баке и юте);

† Ночью – 2 красных круговых огня на тех же местах;

† Сигнал «LO» (МСС) – «Я не нахожусь на своем месте»; ночью – каждые 15 мин. сжигают одновременно красный и белый фальшфейеры.

Маячные суда.

Маячные суда, как разновидность ПМ-ка, устанавливают в основном на мелководье. Они служат для ограждения малых глубин, обозначения входов в каналы, на фарватеры и пр. Днем маячные суда (боты) поднимают на ноках реев шары, а ночью зажигают (включают) присвоенные им огни. Имеют на борту надпись – название или №…

Освещаемый поплавок.

Освещаемый поплавок – разновидность маячных судов – плот с надстройкой, фонарем и колоколом, действующим на волне.

В зоне РДС (разделения движения судов) вместо ПМ-ка часто применяют стационарные маячные установки.

Буи и вехи

а) Общие сведения.

Для ограждения навигационных опасностей, сторон каналов, фарватеров и рекомендованных путей применяют буи и вехи – плавучие конструкции определенной формы и размеров, устанавливаемые в заданных точках на якорях.

Эти ППЗ предназначены также для обозначения отдельных точек на воде, границ полигонов, зон РДС и центра кругового движения в системах РДС и для других целей.

б) Морские буи(табл. 11.2).

Морские буи (МБ) применяются для предостережения судов об опасности на относительно больших расстояниях в дневное и ночное время при любом состоянии моря, а при наличии на буях ревуна они служат ориентиром и в условиях плохой видимости.

По размерам и массе МБ подразделяются на:

Ø БМБ – большие морские буи, которые ставят в открытом море на больших глубинах(20 ÷ 70 м);

Ø СМБ – средние морские буи – ставят ближе к берегу;

Ø ММБ – малые морские буи – ставят в закрытых районах и бухтах.

Канальный буй.

Канальный буй (КБ) предназначен для обозначения бровок или осей каналов в защищенных от волнения мелководных районах (обычно конической формы) и используются только в период навигации.

Ледовые (зимние) буи.

Ледовые (зимние) буи (Н-3, Н-2, Н-1) применяются для обеспечения безопасности плавания в течении всего года (обтекаемой, сигарообразной формы).

Буи могут быть светящиеся (электрические или ацетиленовые) и несветящиеся. Огни буев действуют автоматически. На буях устанавливают технические приспособления для подачи звуковых сигналов (колокол, ревун и др.). Иногда на них устанавливают световые отражатели.

Характеристика буев

Таблица 11.2

Тип буя Глубина установки, м Радиолокационная дальность обнаружения, мили Высота огня над уровнем моря, м Оптическая дальность види-мости огня, мили
без РЛП с РЛП
БМБ 20 ¸ 70 6 ¸ 8 6,9 8,5
СМБ 10 ¸ 40 6 ¸ 8 4,9 7,0
ММБ 7 ¸ 30 6 ¸ 8 3,2 3,5
БКБ 1 ¸ 7 6 ¸ 8 3,4 3,5
СКБ 1 ¸ 7 6 ¸ 8 2,1 3,5
МКБ 1 ¸ 7 1,7 3,5
Н-3 7 ¸ 20 3,0 6,5
Н-2 3 ¸ 20 2 ¸ 3 2,0 3,5
Н-1 1 ¸ 7 1 ¸ 2 1,0 3,5

в) Вехи.

Вехи применяют как СНО в качестве самостоятельных знаков, а также в качестве дополнительных на особо опасных участках и контрольных знаков у буев для их дублирования и облегчения отыскания места установки буя в случае его смещения.

Вехи – широко распространенный вид плавучего ограждения (просты, дешевы, более прост процесс постановки и съемки).

В настоящее время применяют вехи морскиеиканальные (поплавок из листовой стали, металлическая труба, деревянный шест с топовой фигурой и РЛО). Топовые фигуры вех, их шесты окрашивают в соответствии с МАМС.

Требования к ППЗ.

ППЗ должны удовлетворять следующим требованиям:

1.– сохранять свое штатное место, внешний вид и характер огня;

2.– надежно обеспечивать установленную дальность видимости (днем и ночью);

3.– легко распознаваться по окраске корпуса и надстройки, по топовой фигуре – днем и по характеру огня ® ночью.

Отдельно лежащие опасности (Æ £ 100 м) ограждают одним знаком (буй или веха): если размеры опасности имеют Æ > 100 м – ее ограждают с 4-х сторон.

Также ограждают затонувшее судно: при L £ 100 м – один знак, а при L > 100 м – два знака.

Опасности, отстоящие от берега на S £ 1 мили, ограждают обычно с 3-х сторон – справа, слева и с моря (если S > 1 мили – с 4-х сторон).

Опасность, идущую от берега, ограждают у ее оконечности буем и дублирующей вехой.

Во всех случаях количество выставляемых ППЗ определяется из условия: –дальности видимости соседних ППЗ должны перекрываться не < чем на 30%(в опасных от мин районах – 50%).

Если опасность ограждена светящимся знаком, дальность видимости которого больше требуемой, то границы опасности ограждают вехами.

На отдельных опасностях протяженностью не > ½ дальности видимости ППЗ может быть поставлен светящийся буй с РЛО на ближайшей к рекомендованному пути стороне опасности, а другие ее стороны ограждены вехами.

Наши рекомендации