Тема 1.5. Естествознание и научная картина мира
I. Задания для самостоятельной работы
1.Рассмотрите сущность научной картины мира и содержание ее компонентов.
2. Изучите особенности механистической, электродинамической и квантово-релятивистской картины мира.
3*.Раскройте основные тенденции развития современной естественно-научной картины мира.
II. План практического занятия
1. Научная картина мира: понятие, структура, роль в формировании мировоззрения.
2. Эволюция естественнонаучной картины мира.
3. Научная революция XX века. Основные тенденции развития современной научной картины мира.
III. Рекомендации по выполнению заданий
и подготовке к занятию
Рассмотрение и усвоение вопросов занятия необходимо начать с выяснения роли науки в формировании научной картины мира. При этом следует выделить три аспекта: во-первых, понятие научной картины мира, ее структуры как единства концептуально-понятийного и наглядно-образного компонентов; во-вторых, роль гуманитарных и естественных наук в становлении физической, биологической и социальной картин мира; в-третьих, место научной картины мира в системе мировоззрения личности.
При обсуждении второго вопроса важно обратить внимание на отличие возникшей в XVII веке естественнонаучной картины мира от натурфилософской, господствующей в научном познании более тысячелетия. Эволюцию естественнонаучной картины мира важно представить как переход от одного этапа к другому посредством революции в физике, качественного скачка, знаменующего крушение старой, механистической картины мира и появление новой электродинамической, а затем и квантово-релятивистской картин мира. Следует отметить, что эволюция физической картины мира связана со сменой представлений о материи, с переходом от корпускулярных представлений о материи к полевым - континуальным. Затем в XX веке на смену континуальным представлениям пришли корпускулярно-континуальные, связанные с появлением квантовой механики.
Логическим завершением обсуждения темы занятия является рассмотрение особенностей научной революции начала XX века, приведшей к появлению новой естественнонаучной картины мира, и анализ основных тенденций ее развития на современной этапе.
IV. Рекомендуемые источники
Основная литература
1. Горелов А.А. Концепции современного естествознания. – М., 2009.
2. Концепции современного естествознания. – М., 2008.
3. Концепции современного естествознания. – Ростов н/Д., 2009.
Дополнительная литература
1. Основания современного естествознания. Модельный взгляд на физику, синергетику, химию. – М., 2001.
2. Пахомов Б.Я. Становление современной физической картины мира. – М., 2004.
3. Степин В. С., Кузнецова Л. Ф. Научная картина мира в культуре техногенной цивилизации. - М., 2003.
V. Контрольные вопросы для самопроверки
1. Раскройте содержание компонентов научной картины мира.
2. Какие физические картины мира Вы знаете.
3. Что нового в понимание природы вносят механистическая и электродинамическая картины мира.
4. Раскройте особенности развития современной научной картины мира.
5. Определите сущность принципов дальнодействия и близкодействия.
6. Каково содержание принципа корпускулярно-волнового дуализма.
Тестовые задания к темам 1.1.-1.5.
1. К основным предпосылкам возникновения научного знания относятся:
1. Потребности материального производства
2. Появление философов-мыслителей
3. Развитие художественного творчества
4. Появления научных школ и сообществ.
2. Определите основные этапы развития научных знаний.
1. Атомистический
2. Аналитический
3. Механистический
4. Натурфилософский
5. Гуманистический.
3. Структура науки как системы теоретических знаний включает:
1. Научные школы
2. Принципы
3. Суждения
4. Понятия
5. Умозаключения.
4. К внутренним закономерностям развития науки относятся:
1. Гармоничность и целесообразность
2. Зависимость развития науки от материального производства
3. Преемственность в развитии науки
4. Рационалистичность и синтетичность.
5. Установите соответствие – модели развития науки разрабатывали:
1. Логико-методологическую А) И Лакатос
2. Методологию научно-исследовательских Б) П. Фейерабенд
программ
3. Методологического плюрализма В) К. Поппер
6. Научная картина мира включает в себя:
1. Натурфилософскую картину мира
2. Рационалистическую картину мира
3. Биологическую картину мира
4. Информационную картину мира.
7. В основе механистической картины мира лежит принцип:
1. Близкодействия
2. Дальнодействия
3. Дополнительности
8. К основным этапам развития науки относятся:
1. Квантово-релятивистский
2. Синтетический
3. Электродинамический
4. Механический
9. Установите соответствие – принципы физической картины мира разрабатывали:
1. Дальнодействия А) Н.Бор
2. Близкодействия Б) И.Ньютон
3. Корпускулярно-волнового дуализма В) М.Фарадей
10. Наука выполняет следующие функции:
1. Синтетическую
2. Мировоззренческую
3. Прогностическую
4. Аналитическую
Тема 1.6. Структура и методы естественнонаучного познания
I. Задания для самостоятельной работы
1. Изучите содержание понятий «методология», «метод», «методика», общее и особенное в них.
2. Рассмотрите классификацию и содержание методов научного познания и специальных методов, применяемых в таможенном деле.
3*. Раскройте основные подходы к классификации методов научного познания.
4. Проанализируйте особенности и основные принципы системного подхода.
II. План практического занятия
1. Понятие методологии и метода научного познания. Методология, метод и методика, их взаимосвязь и различие.
2. Общенаучные методы познания и их классификация.
3. Методы эмпирического и теоретического этапов познанияи иххарактеристика. Специальные методы естественных наук.
4. Системный подход в естествознании и его методологические возможности.
5. Основные понятия и принципы системного подхода.
III. Рекомендации по выполнению заданий
и подготовке к практическому занятию
В процессе подготовки к индивидуальному собеседованию необходимо прежде всего уточнить содержание понятий "методология", "метод" и "методика". Методологию можно рассматривать, во-первых, как совокупность наиболее общих мировоззренческих положений и принципов; во-вторых, как совокупность методов и, в-третьих, как учение о структуре, логической организации, методах и средствах познавательной и практической деятельности. Метод понимается как путь, способ, совокупность приемов познания и преобразования действительности, а методика - как совокупность знаний о целесообразном применении правил, способов и методов в процессе деятельности.
Характеристику методов научного познания можно начать с их классификации по ряду оснований. Во-первых, по степени общности, универсальности выделяются: всеобщий философский метод, общенаучные и специальные методы; во-вторых, по характеру и роли в познании - методы-подходы и методы-приемы; в-третьих, по функциональному назначению - методы эмпирического и теоретического этапов познания. Следует подчеркнуть, что существование общенаучных методов как совокупности подходов и приемов, применяемых многими науками, обусловлено тем, что познание в любой области подчиняется некоторым общим закономерностям, имеет общие этапы и задачи. К таким методам можно отнести, например, наблюдение, эксперимент, опрос, анализ, синтез, сравнение, индукцию, дедукцию, абстрагирование, обобщение, формализацию и другие.
Завершением подготовки к практическому занятию является рассмотрение особенностей системного подхода, уточнение содержание таких понятий, как элемент, связь, структура, интегративные свойства и функция, а также изучение основных принципов системного метода и его методологических возможностей.
IV. Рекомендуемые источники
Основная литература
1. Концепции современного естествознания. – Ростов н/Д, 2009.
2. Карпенков С.Х. Концепции современного естествознания. – М., 2008.
3. Найдыш В.М. Концепции современного естествознания. – М., 2008.
Дополнительная литература
1. Кочергин А.И. Научное познание: формы, методы, подходы. – М., 2001.
2. Философия и методология науки. – М., 2004.
3. Щедровицкий Г.П. Философия. Наука. Методология. - М., 1997.
V. Контрольные вопросы для самопроверки
1. Выделите основания классификации методов научного познания.
2. Покажите различие методов эмпирического и теоретического этапов познания.
3. Назовите основные методы – подходы, применяемые в естествознании.
4. В какой взаимосвязи находятся основные понятия системного метода: элемент, структура, функция.
5. Назовите особенности и основные принципы системного подхода.
6. Каковы особенности методологической культуры специалиста таможенной службы
Тестовые задания к темам 1.5.-1.6.
1. Учение о последовательности и целесообразности применения методов в определенной сфере деятельности это:
1. Методология
2. Методика
3. Метод
4. Синергетика.
2. К общенаучным методам теоретического этапа познания относятся:
1. Моделирование 4. Анализ
2. Формализация 5. Дедукция
3. Анкетирование 6. Описание
3. К философским методам относятся:
1. Формализация 4. Обобщение
2. Диалектика 5. Метафизика
3. Анализ 6. Синергетика
4. Синергетика при исследовании систем рассматривает процессы:
1. Распада 4. Самоорганизации
2. Управления 5. Устойчивости
3. Интеграции 6. Дифференциации
5. К основным принципам системного подхода относятся – принципы:
1. Целостности 4. Иерархичности
2. Когерентности 5. Интегративности
3. Диссипации 6. Бифуркации
6. Установите соответствие – данные подходы разрабатывали:
1. Диалектический А) Хакен Г.
2. Синергетический Б) Пригожин И.
3. Системный В) Гегель Г.
Г) Фейерабенд П.
Д) Берталанфи Л.
7. Метод движения мысли от частного к общему называется
1. Дедукция 2. Анализ
3. Синтез 4. Индукция
8. «Закономерная устойчивая связь между элементами системы» - это:
1. Система 2. Структура
3. Функция 4. Организация
9. Установите соответствие – в каких методах-подходах анализируются связи:
1. Синергетический А) всеобщие
2. Системный Б) функциональные
3. Философский В) нелинейности
10. Совокупность общих положений, принципов, требований, применяемых в познании и практике – это:
1. Методика 2. Методология
3. Синергетика 4. Диалектика