Тема 1.5. Естествознание и научная картина мира

I. Задания для самостоятельной работы

1.Рассмотрите сущность научной картины мира и содержание ее компонентов.

2. Изучите особенности механистической, электродинамической и квантово-релятивистской картины мира.

3*.Раскройте основные тенденции развития современной естественно-научной картины мира.

II. План практического занятия

1. Научная картина мира: понятие, структура, роль в формирова­нии мировоззрения.

2. Эволюция естественнонаучной картины мира.

3. Научная революция XX века. Основные тенденции развития современной научной картины мира.

III. Рекомендации по выполнению заданий

и подготовке к занятию

Рассмотрение и усвоение вопросов занятия необходимо на­чать с выяснения роли науки в формировании научной картины мира. При этом следует выделить три аспекта: во-первых, понятие научной картины мира, ее структуры как единства концептуально-понятийного и наглядно-образного компонентов; во-вторых, роль гуманитарных и естественных наук в становлении физической, биологической и социальной картин мира; в-третьих, место науч­ной картины мира в системе мировоззрения личности.

При обсуждении второго вопроса важно обратить внимание на отличие возникшей в XVII веке естественнонаучной картины мира от натурфилософской, господствующей в научном познании бо­лее тысячелетия. Эволюцию естественнонаучной картины мира важно представить как переход от одного этапа к другому посред­ством революции в физике, качественного скачка, знаменующего крушение старой, механистической картины мира и появление новой электродинамической, а затем и квантово-релятивистской картин мира. Следует отметить, что эволюция физической карти­ны мира связана со сменой представлений о материи, с переходом от корпускулярных представлений о материи к полевым - конти­нуальным. Затем в XX веке на смену континуальным представле­ниям пришли корпускулярно-континуальные, связанные с появле­нием квантовой механики.

Логическим завершением обсуждения темы занятия являет­ся рассмотрение особенностей научной революции начала XX века, приведшей к появлению новой естественнонаучной картины мира, и анализ основных тенденций ее развития на современной этапе.

IV. Рекомендуемые источники

Основная литература

1. Горелов А.А. Концепции современного естествознания. – М., 2009.

2. Концепции современного естествознания. – М., 2008.

3. Концепции современного естествознания. – Ростов н/Д., 2009.

Дополнительная литература

1. Основания современного естествознания. Модельный взгляд на физику, синергетику, химию. – М., 2001.

2. Пахомов Б.Я. Становление современной физической картины мира. – М., 2004.

3. Степин В. С., Кузнецова Л. Ф. Научная картина мира в культуре техногенной цивилизации. - М., 2003.

V. Контрольные вопросы для самопроверки

1. Раскройте содержание компонентов научной картины мира.

2. Какие физические картины мира Вы знаете.

3. Что нового в понимание природы вносят механистическая и электродинамическая картины мира.

4. Раскройте особенности развития современной научной карти­ны мира.

5. Определите сущность принципов дальнодействия и близкодействия.

6. Каково содержание принципа корпускулярно-волнового дуализма.

Тестовые задания к темам 1.1.-1.5.

1. К основным предпосылкам возникновения научного знания относятся:

1. Потребности материального производства

2. Появление философов-мыслителей

3. Развитие художественного творчества

4. Появления научных школ и сообществ.

2. Определите основные этапы развития научных знаний.

1. Атомистический

2. Аналитический

3. Механистический

4. Натурфилософский

5. Гуманистический.

3. Структура науки как системы теоретических знаний включает:

1. Научные школы

2. Принципы

3. Суждения

4. Понятия

5. Умозаключения.

4. К внутренним закономерностям развития науки относятся:

1. Гармоничность и целесообразность

2. Зависимость развития науки от материального производства

3. Преемственность в развитии науки

4. Рационалистичность и синтетичность.

5. Установите соответствие – модели развития науки разрабатывали:

1. Логико-методологическую А) И Лакатос

2. Методологию научно-исследовательских Б) П. Фейерабенд

программ

3. Методологического плюрализма В) К. Поппер

6. Научная картина мира включает в себя:

1. Натурфилософскую картину мира

2. Рационалистическую картину мира

3. Биологическую картину мира

4. Информационную картину мира.

7. В основе механистической картины мира лежит принцип:

1. Близкодействия

2. Дальнодействия

3. Дополнительности

8. К основным этапам развития науки относятся:

1. Квантово-релятивистский

2. Синтетический

3. Электродинамический

4. Механический

9. Установите соответствие – принципы физической картины мира разрабатывали:

1. Дальнодействия А) Н.Бор

2. Близкодействия Б) И.Ньютон

3. Корпускулярно-волнового дуализма В) М.Фарадей

10. Наука выполняет следующие функции:

1. Синтетическую

2. Мировоззренческую

3. Прогностическую

4. Аналитическую

Тема 1.6. Структура и методы естественнонаучного познания

I. Задания для самостоятельной работы

1. Изучите содержание понятий «методология», «метод», «методика», общее и особенное в них.

2. Рассмотрите классификацию и содержание методов научного познания и специальных методов, применяемых в таможенном деле.

3*. Раскройте основные подходы к классификации методов научного позна­ния.

4. Проанализируйте особенности и основные принципы системного подхода.

II. План практического занятия

1. Понятие методологии и метода научного познания. Методоло­гия, метод и методика, их взаимосвязь и различие.

2. Общенаучные методы познания и их классификация.

3. Методы эмпирического и теоретического этапов познанияи иххарактеристика. Специальные методы естественных наук.

4. Системный подход в естествознании и его методологические возможности.

5. Основные понятия и принципы системного подхода.

III. Рекомендации по выполнению заданий

и подготовке к практическому занятию

В процессе подготовки к индивидуальному собеседованию необходимо прежде всего уточнить содержание понятий "методо­логия", "метод" и "методика". Методологию можно рассматривать, во-первых, как совокупность наиболее общих мировоззренческих положений и принципов; во-вторых, как совокупность методов и, в-третьих, как учение о структуре, логической организации, мето­дах и средствах познавательной и практической деятельности. Метод понимается как путь, способ, совокупность приемов позна­ния и преобразования действительности, а методика - как сово­купность знаний о целесообразном применении правил, способов и методов в процессе деятельности.

Характеристику методов научного познания можно начать с их классификации по ряду оснований. Во-первых, по степени общ­ности, универсальности выделяются: всеобщий философский ме­тод, общенаучные и специальные методы; во-вторых, по характе­ру и роли в познании - методы-подходы и методы-приемы; в-тре­тьих, по функциональному назначению - методы эмпирического и теоретического этапов познания. Следует подчеркнуть, что суще­ствование общенаучных методов как совокупности подходов и приемов, применяемых многими науками, обусловлено тем, что познание в любой области подчиняется некоторым общим законо­мерностям, имеет общие этапы и задачи. К таким методам можно отнести, например, наблюдение, эксперимент, опрос, анализ, син­тез, сравнение, индукцию, дедукцию, абстрагирование, обобще­ние, формализацию и другие.

Завершением подготовки к практическому занятию является рассмотрение особенностей системного подхода, уточнение содержание таких понятий, как элемент, связь, структура, интегративные свойства и функция, а также изучение ос­новных принципов системного метода и его методологических воз­можностей.

IV. Рекомендуемые источники

Основная литература

1. Концепции современного естествознания. – Ростов н/Д, 2009.

2. Карпенков С.Х. Концепции современного естествознания. – М., 2008.

3. Найдыш В.М. Концепции современного естествознания. – М., 2008.

Дополнительная литература

1. Кочергин А.И. Научное познание: формы, методы, подходы. – М., 2001.

2. Философия и методология науки. – М., 2004.

3. Щедровицкий Г.П. Философия. Наука. Методология. - М., 1997.

V. Контрольные вопросы для самопроверки

1. Выделите основания классификации методов научного позна­ния.

2. Покажите различие методов эмпирического и теоретического этапов познания.

3. Назовите основные методы – подходы, применяемые в естествознании.

4. В какой взаимосвязи находятся основные понятия системного метода: элемент, структура, функция.

5. Назовите особенности и основные принципы системного подхода.

6. Каковы особенности методологической культуры специалиста таможенной службы

Тестовые задания к темам 1.5.-1.6.

1. Учение о последовательности и целесообразности применения методов в определенной сфере деятельности это:

1. Методология

2. Методика

3. Метод

4. Синергетика.

2. К общенаучным методам теоретического этапа познания относятся:

1. Моделирование 4. Анализ

2. Формализация 5. Дедукция

3. Анкетирование 6. Описание

3. К философским методам относятся:

1. Формализация 4. Обобщение

2. Диалектика 5. Метафизика

3. Анализ 6. Синергетика

4. Синергетика при исследовании систем рассматривает процессы:

1. Распада 4. Самоорганизации

2. Управления 5. Устойчивости

3. Интеграции 6. Дифференциации

5. К основным принципам системного подхода относятся – принципы:

1. Целостности 4. Иерархичности

2. Когерентности 5. Интегративности

3. Диссипации 6. Бифуркации

6. Установите соответствие – данные подходы разрабатывали:

1. Диалектический А) Хакен Г.

2. Синергетический Б) Пригожин И.

3. Системный В) Гегель Г.

Г) Фейерабенд П.

Д) Берталанфи Л.

7. Метод движения мысли от частного к общему называется

1. Дедукция 2. Анализ

3. Синтез 4. Индукция

8. «Закономерная устойчивая связь между элементами системы» - это:

1. Система 2. Структура

3. Функция 4. Организация

9. Установите соответствие – в каких методах-подходах анализируются связи:

1. Синергетический А) всеобщие

2. Системный Б) функциональные

3. Философский В) нелинейности

10. Совокупность общих положений, принципов, требований, применяемых в познании и практике – это:

1. Методика 2. Методология

3. Синергетика 4. Диалектика

Наши рекомендации