Притяжение всех тел Вселенной друг к другу называется всемирным тяготением.
А Исаак Ньютон, в честь которого названа единица силы, установил закон всемирного тяготения. Вы его будете изучать в старших классах. В чём состоит его сущность?
(Работа с учебником стр. 58 курсив)
Итак, что мы сегодня изучали? Как можно уточнить тему урока? (Сила тяжести. Явление тяготения)
3 этап.Выражение решения.
Составьте схему по теме урока.
- Какие основные критерии оценки схемы? (точность, полнота информации, наглядность.)
4 этап. Реализация продукта.
Покажем варианты составленных схем на доске.
Задание на дом: 24; вопрос в тетради « Почему искусственный спутник, запущенный с Земли, движется вокруг Земли, а не падает на Землю?»
По желанию,- творческое задание «Явление тяготения в рисунках»
Класс.
Тема. Теплопроводность.
Цель: открыть новое знание о явлении теплопроводности как способе теплопередачи.
Ход урока
I. Опрос.
- Устно «Способы изменения внутренней энергии».
- Схема понятия «Внутренняя энергия».
- Задание 1 на с.10.
II. Изучение нового материала.
Итак, мы повторим способы изменения внутренней энергии тел.
Постановка учебной проблемы №1 (с удивлением)
- Что такое теплопередача? (внутренняя энергия может передаваться от одних частей тела к другим)
- Что лучше проводит тепло железо или дерево?
Поиск решения: Столкновение 2-х точек зрения.
1. железо
2. дерево
· Как проверить?
Демонстрационный опыт.
§ полное сжигание спички,
§ нагревание гвоздика в пламене спиртовки.
Вывод: лучше проводит тепло железо.
Возврат к проблеме: Вы как сначала думали, а как на самом деле?
· Так какое явление будем сегодня изучать? (Теплопроводность). Запишите тему.
Введение нового знания.
Явление передачи внутренней энергии от одного тела к другому или от одной его части к другой называется теплопроводностью.
«Открытие» особенности этого процесса на основе наблюдения. (постановка учебной проблемы №2)
Демонстрационный опыт.
По рис.6, стр.11 («Теплопроводность меди»).
Подводящий диалог.
· Почему гвоздики отваливаются от стержня?
· Какие гвозди отпали в 1-ю очередь? Почему?
· Благодаря чему передается энергия по стержню?
· А вещество стержня при этом переносится?
· Каковы же особенности процесса теплопроводности?
Выражение решения
Особенности теплопроводности.
1. Энергия передается от более нагретого участка тела к менее нагретому.
2. Процесс осуществляется с помощью теплового движения молекул.
3. При теплопроводности не происходит переноса вещества.
Создайте второе определение теплопроводности на основе главных особенностей этого процесса.
Теплопроводность – это процесс переноса энергии от более нагретых частей тела к менее нагретым с помощью молекул.
· А может энергии передаваться таким способом от одного тела к другому? (пример: ложка нагревается в стакане с горячим чаем)
Постановка учебной проблемы №3
А у жидкостей теплопроводность лучше или хуже, чем у металлов?
Поиск решения(через выдвижение гипотез).
2. лучше,
3. хуже.
Демонстрационный опыт.
По рисунку 7 (Проблемная ситуация «с удивлением»).
· Почему лед на дне пробирки не растаял?
· Что вы можете сказать о теплопроводности воды?
· Какой вывод можно сделать?
Вывод: У жидкостей теплопроводность мала.
§ А исключения могут быть? Например, если взять расплавленный металл? (Да, у ртути и у расплавленных металлов теплопроводность высока).
Постановка учебной проблемы №4
Предложите способ исследования теплопроводности (побуждающий диалог).
Демонстрационный опыт.
По рисунку 8, стр.12.
· Так что вы можете сказать о теплопроводности различных веществ?
· А что общего у теплопроводности разных веществ (механизм передачи тепла)
· А вакуум обладает теплопроводностью? Почему?
Продуктивные задания
1. Начертите схему по теме «Теплопроводность».
2. Изготовьте коллекцию веществ хорошей и плохой теплопроводности дома, по желанию.
3. Составьте 4-5 вопросов по теме урока.
4. Подготовьте сообщение «Теплопроводность в природе».
Домашнее задание: §4, упр. 1, вопрос 5 (письменно) на стр.13.
По желанию - изготовить коллекцию веществ с различной теплопроводностью.
Класс.
Тема. Энергия топлива. Удельная теплота сгорания.
Цель: «открыть» новое знание об удельной теплоте сгорания топлива и «создать» формулу для расчета количества теплоты, выделяемого при сгорании топлива.
Ход урока
I. Актуализация знаний.
§ По какой формуле можно рассчитать количество теплоты, необходимого для нагревания тела или выделяемого при охлаждении.
§ Что означает каждая буква в этой формуле?
§ Что показывает удельная теплоемкость вещества?
§ Прочитайте правило для расчета Q.
II. Изучение нового материала.