Тема. Давление. Способы уменьшения и увеличения давления.
Цель: «открыть» знания о давлении как о физической величине и способах уменьшения и увеличения давления.
Новое задание: Давление – скалярная величина, характеризующая действие силы на единицу площади.
Обозначение: р
Единица в СИ: 1Па
1Па=1
Формула р =
Ход урока
I. Актуализация знаний.
- Что называют силой?
- В каких единицах измеряют силу?
- Каковы признаки действия силы? Приведите пример.
- От чего зависит результат действия силы? (от направления силы, от модуля силы, от точки ее приложения)
II. Изучение нового материала.
Постановка учебной проблемы.
- От чего же еще зависит результат действия силы?
Предлагаем ученику вдавить канцелярскую кнопку в деревянную подставку. Задаем вопросы:
- Со стороны какого тела действует на кнопку сила?
- Как оно направлено?
- Как направлена сила по отношению к поверхности подставки?
- Каков результат действия силы?
- Можно ли вдавить кнопку в деревянную подставку плоской стороной? Почему?
- Какой вывод можно сделать?
(Результат действия силы зависит от площади опоры, на которую действует сила).
Введение нового знания: Величина, равная отношению силы, действующей перпендикулярно поверхности, называется давлением.
Сформулируйте тему урока (Давление).
Давление – физическая величина. По определению запишем формулу?
Обозначение давления: р
р=
- Получите единицу измерения давления: 1
Введение нового знания: Эту единицу 1 называют паскалем в честь французского ученого Блеза Паскаля.
1Па=1
Используя таблицу приставок (на стенде), выразите в Па:
1кПа
1гПа
1МПа
- Как можно уточнить тему нашего урока? (Добавить «Единицы давления»)
Продуктивные задания:
1. Составить схему понятия «Давление».
2. Решить задачу (задача, подобная рассмотренной в §33) и составить к ней 3 вопроса.
§ Кто покажет решение задачи у доски? Схему? (по желанию)
§ Почему площадь опоры нужно выразить в м2? Как это сделать?
3. Объяснить опыт по рис.86.
- Предложите способы:
§ увеличения давления;
§ уменьшения давления.
- Как учитывается давление тел в быту? (на основе жизненного опыта).
Домашнее задание:§33, упр.20 (1,2), §34. Для желающих – упр.20 (3) дополнительно. И доклады «Давление в технике и природе».
Класс.
Тема. Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда.
Цель: «создать» формулу для расчета давления жидкости.
Ход урока
I. Опрос
- Давление в жидкости и газе (устно)
- №459 - Л у доски.
; ; ; ;
- Самостоятельная работа по вариантам.
Найти давление твердого тела известной массы на поверхность площадки
I вариант II вариант
Масса тела | 2т | 4кг |
Площадь опоры | 0,4м2 | 200см2 |
Ответы: I вариант p=50 кПа, II вариант p=2 кПа
II. Изучение нового материала.
Постановка учебной проблемы (Проблемная ситуация «с затруднением»)
Предлагаем задачу: Найдите давление воды на дно банки. (На столе стоит неполная банка с водой)
Поиск решения.