Курсовая система ГМК-1Г и ее летная эксплуатация
Курсовая система ГМК-1Г представляет собой совокупность магнитного, гироскопического и астрономического измерителей курса самолета. Для обеспечения работы ГМК-1Г необходимо иметь на борту выключатель коррекции ВК-53РБ или ВК-53РШ.
Рис. 9.67. Общая функциональная схема курсовой системы ГМК-1Г:
ИД-3—индукционный датчик; КМ-8-коррекционный механизм; ГА-6-гироагрегат; AС-1—автомат согласования; ДАК-ДБ—дистанционный астрокомпас; Д-62—блок связи астрокомпаса с курсовой системой; НПП-навигационно-пилотажный прибор; ВК-53—выключатель коррекции; ДШК—датчик широтной коррекции
Система ГМК-1Г предназначена для определения и индикации ортодромического, истинного и гиромагнитного курсов.
Она может работать в одном из следующих режимов: гиропо-лукомпаса, магнитной коррекции, астрокоррекции. Основным режимом работы является режим гирополукомпаса.
Особенность курсовой системы ГМК-1Г — ее большая автоматизация по сравнению с системами КС-6 и ТКС-П. Система ГМК-1Г обладает способностью пускового согласования, т. е. при включении она автоматически работает в режиме МК и корректирует основной гироагрегат по магнитному курсу независимо от положения управляющих органов на пульте управления.
Согласование или, вернее, коррекция осуществляется с-помощью двух скоростей: большой, если рассогласование между гироагрегатом и магнитным датчиком больше 2°, и малой — при рассогласовании меньше 2°. Скорости переключаются автоматически. В системе имеется встроенный контроль, обеспечивающий проверку функционирования курсовой системы.
Курсовая система ГМК-1Г (рис. 9.67) имеет два гироагрегата, которые могут работать либо как гирополукомпасы, либо в режиме коррекции от индукционного датчика или астрокомпаса. Наличие специального блока АС-1 (автомат согласования), который осуществляет автоматическую коррекцию системы, отличает ГМК-IT от систем КС-6 и ТКС-П. Рассмотрим работу курсовой системы по режимам.
Режим пуска
При включении системы под напряжение +27 В подается на автомат согласования, при этом образуются следяшие системы: ИД-3 —КМ-ГА (основной) и ПУ-27 —ГА (запасной).
Следящая система ИД-3 —КМ-ГА (основной) (рис. 9.68) производит магнитную коррекцию основного гироагрегата путем приведения в согласованное положение сельсина CП1 коррекционного механизма с сельсином СП1 основного гироагрегата. Скорость согласования при этом равна 6 град/с. Следящая система ПУ-27—ГА (запасной) в это же время заставляет запасной гироагрегат работать в режиме гирополукомпаса. При этом к коррекционному двигателю М2 подключается широтный потенциометр П1 и потенциометр П2 небаланса. В результате гироскоп запасного гироагрегата прецессирует вокруг вертикальной оси карданова подвеса со скоростью, равной ω3sinφ + ∆иб. В системе ГМК-1Г применяется моментная азимутальная широтная коррекция. Через 60 с после подачи питания на систему в автомате согласования срабатывает реле времени, преобразующее схему таким образом, что дальнейший режим работы системы зависит от положения органов управления на пульте (рис. 9.69).
Когда переключатель «Осн.-Зап.» стоит в положении «Основной», а переключатель режимов работы — в положении ГПК, то с момента окончания режима пуска запасной гироагрегат переключается в режим магнитной коррекции и начинает согласовываться по магнитному курсу.
Рис. 9.68. Принципиальная электромеханическая схема ГМК-1Г в режиме начального согласования (первые 60 с после включения питания)
Рис. 9.69. Передняя панель пульта управления курсовой системы ГМК-1Г
Согласование по магнитному курсу происходит с двумя скоростями: большой 6 град/с при рассогласовании больше 2° и малой—при рассогласовании меньше 2°.
Если при пуске окажется, что переключатель «Осн.-Зап.» находится в положении «Основной», а переключатель режимов работы системы — в положении «МК», то режим работы гироагре-гатов после окончания режима пуска останется тем же. Запасной гироагрегат окажется несогласованным.
Согласование запасного гироагрегата по магнитному курсу происходит, если переключатель «Осн.-Зап.» установить в положение «Запасной», а переключатель режимов работы — в положение «МК». В этом случае запускается система автоматического согласования, и запасной гироагрегат начинает согласовываться по магнитному курсу.
Режим гирополукомпаса (ГПК)
Режим гирополукомпаса — основной режим работы системы. Он задается установкой переключателя режимов работы в положение ГПК. Когда переключатель «Осн.-Зап» находится в положении «Основной», основной гироагрегат работает в режиме ГПК, а запасной — в режиме магнитной коррекции. Основные потребители курса подключаются к основному гироагрегату, вспомогательные— к запасному. Если переключатель режимов работы оставить в положении «ГПК», а переключатель «Осн.-Зап.» переключить в положение «Запасной», то запасной гироагрегат будет работать в режиме ГПК, а основной — в режиме МК. Потребители основные в этом случае подключены к запасному гироагрегату, а второстепенные — к основному.
Рис. 9.70. Функциональная схема курсовой системы ГМК-1Г в режиме гирополукомпаса по линии основного и запасного гироагрегатов при установке переключателя «Осн.-Зап.» в положение «Основной»:
ИД-З—индукционный датчик; КМ-8—коррекционный механизм; ПУ—пульт управления; ВК — выключатель коррекции; ГМК — гиромагнитный курс; ОК—ортодромический курс; НПП—навигационно-пилотажный прибор; ∆M — магнитное склонение; ∆М усл—условное магнитное склонение; ГА-6— гироагрегат; МК—магнитный курс.
Рассмотрим работу курсовой системы ГМК-1Г в режиме гирополукомласа по линии основного и запасного гироагрегатов (рис. 9.70 и 9.71). Как видно из рис. 9.70 и 9.71, основной гироагрегат работает в режиме гирополукомпаса.
Удержание собственной оси вращения гироскопов гироагрегатов в горизонтальной плоскости производится с помощью горизонтальной коррекции, которая аналогична горизонтальной коррекции курсовой системы КС-6 и поэтому на рис. 9.71 не показана.
Азимутальная коррекция — моментная. Она состоит из коррекционного двигателя M1, на который поступает сигнал с широтного потенциометра П] и потенциометра небаланса П2 пульта управления. В системе азимутальной коррекции имеется схема термостабилизации (сопротивления R1 и R2), обеспечивающая компенсацию температурных ошибок системы. Моменты трения по внутренней оси карданова подвеса гироскопа и, следовательно, собственные уходы гироскопа в азимуте в ГА-6 уменьшаются благодаря использованию вращающихся подшипников такого же типа, как и в системе ТКС-П.
Рис. 9.71. Принципиальная электромеханическая схема курсовой системы ГМК-1Г в режиме гирополукомпаса по линии основного и запасного гироагрегатов при установке переключателя «Осн.-Зап.» в положение «Основной»
Применение вращающихся подшипников позволило при кинетическом моменте гироскопа в гироагрегате ГА-6, существенно меньшем, чем в курсовой системе ТКС-П, получить сравнительно небольшую скорость собственного ухода гироскопа в азимуте — 2,5 град/ч, при массе гироагрегата 3,5 кг (масса же ГА-3 системы ТКС-П составляет 12,5 кг).
В ГА-6 отсутствует дополнительная следящая рама для уничтожения кардановой ошибки, поэтому она в системе ГМК-1Г имеет место.
Выключатель коррекции в системе отключает горизонтальную коррекцию и компасы-корректоры: индукционный датчик и астрокомпас на виражах.
Ортодромический курс с сельсина СД1 основного гироагрегата поступает в навигационно-пилотажный прибор и индицируется на нем по подвижной внутренней шкале и неподвижному индексу.
Задатчиком курса ЗК с пульта управления можно установить любой курс на НПП, для этого тумблер ЗК нажимается вправо или влево, и двигатель М2 основного гироагрегата подключается к переменному напряжению и разворачивает статор сельсина СД1. Контроль устанавливаемого курса производится по шкале НПП. В то время, когда основной гироагрегат работает в режиме гирополукомпаса, запасной работает в режиме магнитной коррекции, и от него получает гиромагнитный курс вспомогательные потребители.
В этом случае действуют следящие системы ИД-3—КМ-8, КМ-8 — ГА-6 (запасной), ГА-6 — потребители вспомогательные.
Особенность следящей системы «коррекционный механизм — гироагрегат» в ГМК-1Г состоит в том, что согласование гироагрегатов осуществляется с двумя скоростями: большая скорость получается за счет следящей системы, состоящей из сельсина-датчика СПЬ коррекционного механизма, усилителя У1 автомата согласования и двигателя М3 гироагрегата. При рассогласовании больше 2° двигатель М3 разворачивает статор сельсина СД1 гироагрегата, осуществляя согласование положений сельсина СП1 и сельсина СД1. Если рассогласование будет меньше чем 2°, то напряжение, снимаемое со специального трансформатора Tp1 усилителя У1 будет таким, что реле Р1 включенное во вторичную обмотку этого трансформатора через диод Д1 сработает и своими контактами переключит выход усилителя У1 на коррекционный двигатель М4, расположенный на внутренней оси карданова подвеса гироскопа. В результате образуется следящая система с использованием прецессионного движения гироскопа. Скорость работы такой следящей системы будет 1,5 + 7 град/мин.
Вспомогательные потребители получают гиромагнитный курс от сельсина СД1 запасного гироагрегата.