Блок дистанционной коррекции БДК-1

Блок дистанционной коррекции БДК-1 предназначен для ручного ввода поправки в сигнал текущего курса, поступающего в навигационный вычислитель НВУ-БЗ от курсовой системы ТКС-П2. Блок БДК-1 используется только в случае отсутствия возможности произвести коррекцию счисленных НВУ-БЗ координат самолета по данным системы РСБН-2СА. Для коррекции ортодромического курса нужно определить по карте линейное боковое уклонение ЛБУ как разность фактической и счисленной НВУ-Б3 боковой координаты и пройдена расстояние S затем вычислить поправку:

 
  Блок дистанционной коррекции БДК-1 - student2.ru

Поправка вводится с помощью кремальеры. Значение введенной поправки индицируется:

-малой стрелкой по шкале от 0 до ±170° с ценой деления 10°;

-большой стрелкой по шкале от 0 до ±10° с ценой деления2'.


9.7.7Пульт управления ПУ-11

Пульт управления ПУ-11 предназначен для управления курсовой системой и сигнализации завалов гироагрегатспа(рис. 5.56).

Блок дистанционной коррекции БДК-1 - student2.ru

Рис. 9.56. Пульт управления ПУ-11. 1 – шкала широты; 2 – ручка ввода широты; 3 – переключатель режимов работы; 4 – переключатель ввода широты; 5 – переключатель «Потребители»; 6 – переключатель «Коррекция»; 7 – кнопка «Согласование»; 8 – переключатель работы системы в режиме курсозадатчика; 9 –крышки балансировочных потенциометров; 10 – лампы подсвета; 11 – панель;12 – лампы сигнализации отказа.

Пульт управления обеспечивает:

1. Выбор режима работы широтной коррекции гироагрегатов переключателем «АВТ—РУЧН». Положение «АВТ» не задействовано. В положении «РУЧН» сигнал широтной коррекции снимается с синусного потенциометра, связанного с рукояткой ввода широты <р и со шкалой с надписью «С—Ю» и делениями от 0 до ±90°.

2. Выбор режима работы переключателем «МК—ГПК—ак». Режим «АК» не задействован.

3. Переключение потребителей курса на основной или контрольный гироагрегат переключателем «ПОТРЕБИТЕЛИ».

4. Коммутирование прохождения сигналов коррекции в режимах МК и ГПК на основной или контрольный гироагрегат переключателем «КОРРЕКЦИЯ».

5. Выставку гироагрегатов в режиме ГПК нажимным переключателем «ЗАДАТЧ. КУРСА».

6. Включение большой скорости согласования гироагрегатов при работе системы в режиме МК кнопкой «СОГЛАСОВАНИЕ». В режиме ГПК эта кнопка подключена к блокам БГМК-2.

7. Сигнализацию завалов гироагрегатов светосигналнзаторами «ОТКАЗ О» и «ОТКАЗ К».

9.8ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ СХЕМА ТКС-П2

В полете переключатель режимов «МК—ГПК—АК» па пульте управления ПУ-11, как правило, находится в положении «ГПК», переключатель «ПОТРЕБИТЕЛИ»—в положении «ОСП», переключатель «КОРРЕКЦИЯ»—у положении «КОНТР». Выключатели «КОРРЕКЦИЯ БГМК-2 № 1 л № 2» на верхнем электрощитке пилотов включены.

Оба гироагрегата ГА-3 работают в режиме ГПК. Сигнал ортодромического курса от основного гнроагрегата ГА-3 подастся на стрелку «К» указателя УШ-3 и на блок БГМК-2 № 1. Сигнал гиромагнитного курса от БГМК-2 X" 1 подастся на ИКУ-1А второго пилота. На ПНП-1 первого пилота от БГМК-2 № 1 подается сигнал ортодромического или гиромагнитного курса в зависимости от положения переключателя «КУРС ПНП ЛЕВ» (рис. 9.57).

Блок дистанционной коррекции БДК-1 - student2.ru

Рис. 9.57. Функциональная схема ТКС-П2

Сигнал ортодромического курса от контрольного гироагрегата ГА-3 подается на управление треугольным индексом указателя УШ-3 и на блок БГМК-2 № 2- Сигнал гиромагнитного курса от БГМК-2 № 2 подается на ИКУ-1А первого пилота. На ПНП-1 второго пилота подается сигнал ортодромического пли гиромагнитного курса в зависимости от положения переключателя «КУРС—ПНП ПРАВ».

В систему САУ-154-2 и через блок БДК-1 в НВУ-БЗ подастся ортодромический курс от основного или контрольного гпроагрегата ГА-3 в зависимости от положения переключателя «ПОТРЕБИТЕЛИ» па пульте управления ПУ-11.

Режим МК является вспомогательным и служит для первоначальной выставки гпроагрегатов по магнитному курсу. При этом основной и контрольный гироагрегаты ГА-3 по магнитному курсу выставляются по сигналам от ИД-3 № 1.

Выключатели «КОРРЕКЦИЯ» БГМК-2 № 1 и № 2» предназначены для отключения сигналов магнитного курса, подаваемых от ИД-3 на блоки БГМК-2. Данные выключатели необходимо выключать при:

-взлете н посадке, когда ИД-3 работает неустойчиво;

-полете на малой высоте над районами магнитных аномалий;

-сильной болтанке;

-включении противообледенителей предкрылков.

Для управления следящей рамой гироагрегаты получают сигналы крена от МГВ-1СК. При отказе МГВ-1СК № 3 или 2 необходимо переключатель на верхнем электрощитке пилотов для ГА-3 основного или контрольного из положения «СТАБИЛИЗ.ГА ПО КРЕНУ» переключить в положение «АРРЕТИРОВАНИЕ

ГА». При этом следящая рама гироагрегата арретируется по сигналу нулевого крена от распределительного блока РБ-2.

ЭКСПЛУАТАЦИЯ ТКС-П2

Перед включением питания на пульте управления ПУ-11 установить переключатель «ПОТРЕБИТЕЛИ» в положение «ОСН»,переключатель «КОРРЕКЦИЯ» в положение «ОСН», переключатель «АВТ—РУЧН» в положение «РУЧН», шкалу поставить на значение широты аэродрома вылета.

Автоматы защиты сети «ТКС № I» на левой и «ТКС № 2» на правой панелях должны быть включены. На верхнем электрощитке пилотов включить выключатели: «ПИТАНИЕ ТКС № 1и № 2», «ОБОГРЕВ ГА», «КОРРЕКЦИЯ БГМК-2 № 1 и № 2, переключатели «КУРС—ПНП ЛЕВ., ПРАВ» установить в положение «ГПК», переключатели арретирования поставить в положение «СТАБИЛИЗ. ГА ПО КРЕНУ».

Одновременно на верхнем электрощитке пилотов включить выключатели «ПКП ЛЕВ», «ПКП ПРАВ» и «МГР КОНТР» для обеспечения работы выключателей коррекции ВК-90 и систем следящих рам гироагрегатов. Через 3 мин после включения питания одновременным нажатием двух кнопок «АРРЕТИР» на пульте управления ПУ-46 произвести выставку МГВ-1СК по вертикали и проконтролировать исправность МГВ-1СК по указателям ПКП-1.

Проверить работу ТКС-П2 в режиме ГПК. Для этого на пульте управления ПУ-11 переключатель режимов установить в положение «ГПК», нажать переключатель «ЗАДАТЧИК КУРСА» влево, затем вправо, при этом показания стрелки «К» УШ-3 и шкалы ПНП-1 первого пилота соответственно уменьшаются или увеличиваются. Переключатель «КОРРЕКЦИЯ» установить в положение «КОНТР» и переключателем «ЗАДАТЧИК КУРСА» проверить отработку индекса на УШ-3 и шкалы ПНП-1 второго пилота.

Проверить работу ТКС-П2 в режиме МК. Стрелки БДК-1 и индексы магнитного склонения КМ-5 № 1 и № 2 установить на нуль. Переключатель режимов установить в положение «МК», переключатель «КОРРЕКЦИЯ» в положение «ОСН», переключатели «КУРС—ПНП ЛЕВ. И ПРАВ» установить в положение «ГМК» и нажать кнопку «СОГЛАСОВАНИЕ». Показания стрелки «К» УШ-3 согласуются с показанием КМ-5 № 1. Переключатель «КОРРЕКЦИЯ» установить в положение «КОНТР» и нажать кнопку «СОГЛАСОВАНИЕ». Показания треугольного индекса УШ-3 согласуются с показанием КМ-5 № 1.

Согласование гироагрегатов в режиме МК при проверке ТКС-П2 является одновременно и предварительной начальной выставкой гироагрегатов.

Переключатель режимов установить в положение «ГПК» и нажать кнопку «СОГЛАСОВАНИЕ». Включается большая скорость отработки следящих систем в блоках БГМК-2. Показания ПНП-1 первого пилота и ИКУ-1А второго пилота согласуются с показаниями КМ-5 № 1, а показания ПНП-1 второго пилота и ИКУ-1А первого пилота согласуются с показаниями КМ-5 № 2.

После выставки гироагрегатов по магнитному курсу показа ния стрелки «К» и треугольного индекса УШ-3, обоих ПНП-1 и ИКУ-1А, КМ-5 № 1 и КМ-5 № 2 должны быть одинаковыми и соответствовать стояночному курсу самолета.

На исполнительном старте установить самолет по продольной оси ВПП и произвести окончательную выставку гироагрегатов. Для этого переключатель «КОРРЕКЦИЯ» установить в положение «КОНТР», ПЕРЕКЛЮЧАТЕЛИ «КУРС—ПНП ЛЕВ. И ПРАВ» в положение «ГПК».

Переключателем «ЗАДАТЧИК КУРСА» на ПУ-11 .шкалу ПНП-1 первого пилота и треугольный индекс на УШ-3 установить на значение ЗМПУ. Переключатель «КОРРЕКЦИЯ» установить в положение «ОСН» и задатчиком курса совместить стрелку К с треугольным индексом УШ-3. Установить переключатели «КУРС—ПНП ЛЕВ. И ПРАВ» в положение «ГМК». На приборах ПНП-1 и ИКУ-1А обоих пилотов и УШ-3 должно индицироваться значение ЗМПУ взлетно-посадочной полосы.

Перед взлетом установить переключатели «КУРС—ПНП ЛЕВ. И ПРАВ» в положение «ГПК», переключатель «КОРРЕКЦИЯ» в положение «КОНТР», коррекцию БГМК № 1 и 2 выключить.

В полете по маршруту включить коррекцию БГМК № 1 и 2.Периодически через 1° изменения устанавливать на ПУ-11 значение широты пролетаемой местности. Работу гироагрегатов и правильность выдерживания ортодромического курса контролировать по показаниям стрелки «К» и треугольного индекса УШ-3. При нормальной работе гироагрегатов показания стрелки «К» и треугольного индекса должны быть одинаковыми, совпадать с показаниями приборов ПНП-1 обоих пилотов и отличаться от показаний ИКУ-1А на величину общей поправки, равной углу схождения географических меридианов и разности магнитного склонения точки начальной выставки гироагрегатов и пролетаемой точки.

При расхождении показаний УШ-3 и ИКУ-1А с учетом общей поправки на величину более 3° необходимо произвести коррекцию ТКС-П2.

Правильность выдачи сигналов гиромагнитного курса блоками БГМК-2 № 1 и 2 контролировать по показаниям ИКУ-1А обоих пилотов и КМ-5 № 1 и 2 соответственно. На высоте эшелона или при снижении до начала предпосадочного маневра выставить гироагрегаты по магнитному меридиану посадки.

Возможные неисправности и отказы системы ТКС-П2 указаны в табл. 1.

При обесточивании сети самолета канал ТКС-П2 № 1 автоматически подключается к аварийной шине. Показания ортодромического курса индицируются на ПНП-1 первого пилота и стрелке «К» на УШ-3.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ЭКИПАЖА К ПОЛЕТУ С ТКС-П2

При предварительной подготовке экипажа к полету должно быть обращено внимание на особенности использования курсовой системы в полете. Выбор маршрута производят исходя из полетного задания, конкретной навигационной обстановки и возможностей навигационно пилотажного комплекса самолета. При разработке маршрута полета выбирается система отсчета курса на этапах маршрута. Выбор системы отсчета курса в основном зависит от принятой системы координат счисления места самолета на этапе. Возможны следующие варианты:

1. Счисление пути ведут в главной ортодромической системе координат. Намечается главная ортодромия, общая для астрокомпаса и для гироагрегата курсовой системы, работающего в режиме ГПК. Главная ортодромия может совпадать с начальным меридианом (меридианом аэродрома вылета) или выбирается произвольно. Для протяженных маршрутов не исключена возможность выбора нескольких главных ортодромий, однако это увеличивает подготовку экипажа к полету и приводит к трудностям в выставке гироагрегатов курсовой системы при переходе от счисления ортодромического курса от текущей главной ортодромии к счислению ортодромического курса от последующей главной ортодромии.

2. Счисление пути ведут в этапно-ортодромической системе координат. Нулем отсчета курса для каждого этапа маршрута является меридиан, проходящий через начальный пункт этапа.

3. Счисление пути ведут в географической системе координат с отсчетом курса от начального меридиана. В зависимости от структуры навигационно-пилотажного комплекса самолета возможны икомбинации перечисленных выше способов.При изучении особенностей использования курсовой системы на различных этапах маршрута обращается внимание на:

— возможность использования индукционного датчика для магнитной коррекции гироагрегатов;

— изменение магнитного склонения;

— наличие районов магнитных аномалий на участках полета на малой высоте в районах основного и запасных аэродромов посадки;

— ожидаемые точности показаний курсовыхприборов, получающих магнитный (гиромагнитный) курс.

При подготовке к дальним полетам, особенно когда маршрут полета будет проходить в высоких широтах, для режима МК необходимо оценить также возможное изменение полукруговой девиации при изменении магнитной широты в точках маршрута, намеченных для контроля ортодромического курса. На полетные карты наносят следующие элементы: — заданные путевые углы участков маршрута (в зависимости от особенностей работы навигационно-пилотажного комплекса, ортодромические, истинные или магнитные);

— указывают значения магнитных путевых углов ортодромии в намеченных точках коррекции гироагрегатов курсовой системы;

— поднимают значения географических широт и долгот;

— поднимают значения магнитных склонений на маршруте и в районе аэродромов посадки;

— может быть выполнена разбивка дальностей до характерных радиолокационных ориентиров

на их траверсах, с нанесением поправок в курс для полета на очередной ППМ (рис. 9.58);

Блок дистанционной коррекции БДК-1 - student2.ru

Рис 9.58. Определение поправки курса для полёта на очередной ППМ.

— другие, необходимые для использования курсовой системы данные, предусмотренные планом полета экипажа. При изучении прогноза погоды обращается внимание на возможность использования астрономического компаса для коррекции курсовой системы (по условиям оптической видимости светил).

При проверке курсовой системы в комплексе с другим навигационно-пилотажным оборудованием самолета оценивается работоспособность курсовой системы, точность выдачи курса в различных режимах работы, проверяют сроки списывания девиации и радиодевиации, наличие поправочных графиков.

В навигационном плане полета экипажа:

— отмечают особенности использования курсовой системы на каждом этапе полета;

— определяют при отсутствии автоматического ввода широты места в ТКС интервалы ввода широты места на пульте управления ТКС для компенсации вертикальной составляющей угловой скорости вращения Земли. Так как собственный уход гироскопов ТКС составляет в среднем 0,5°/час, то очевидно изменением скорости ухода в 0,1°/час можно пренебречь и из этого условия определить требуемую точность установки широты места на пульте управления. Расчеты показывают, что в экваториальных и средних широтах точность установки широты места должна быть в пределах ±30', а в высоких широтах (начиная с ф = 70°) порядка ±1°~2°;

— определяют рубеж встречи с сумерками и темнотой;

— намечают навигационные светила, используемые для астрокоррекции курсовой системы по этапам полета;

— отмечают точность определения курса при помощи различных астрономических средств (автоматические астрокомпасы, астрокомпасы с поляризационными визирными системами и т. д.);

— определяют порядок использования курсовых приборов при различных отказах курсовой системы. Прокладку и расчет конкретного маршрута полета выполняют в порядке, определяемом существующими наставлениями и руководствами по летной эксплуатации.

9.11РАБОТА ЭКИПАЖА С ТКС-П2 ПОСЛЕ ЗАПУСКА ДВИГАТЕЛЕЙ

9.11.1 Перед выруливанием:

1. Проверить установку переключателя арретирования системы в положение «Арр.». Через 4—5 мин после включения питания гировертикали переключатель арретирования установить в положение «ЦГВ».

2. Проверить на пульте управления ТКС установку органов управления в исходные положения:

— переключатель режимов работы — «ГПК»;

— переключатель «Коррекция» — «Контр.»;

— переключатель «Потребители» — «Осн.».

— переключатель «Авт. — Ручн.» — в положение «Авт.», если навигационный вычислитель обеспечивает автоматическую выдачу в курсовую систему поправки на вращение Земли или «Ручн.», если широта места самолета вводится вручную.

3. Кремальерой «Широта» вручную установить широту аэродрома вылета.

4. Проверить, чтобы индекс склонения на КМ-5 был установлен на нулевой отметке.

Примечание. На некоторых типах самолетов, в комплект курсовой системы которых входит блок

БГМК-2, устанавливают самолетные выключатели:

— отключения блока БГМК-2 при его отказе;

— отключения магнитной коррекции блока БГМК-2.

Перед включением курсовой системы эти переключатели устанавливают в положение «Вкл.».

5. Проверить включение АЗС курсовой системы, включить питание курсовойсистемы и обогрева

гироагрегатов.

Примечание. При окружающих температурах ниже нуля градусов необходимо производить включение системы обогрева гироагрегатов.

6. Через 2—3 мин после включения питания выполнить начальное согласование гироагрегатов курсовой системы по магнитному курсу, для чего переключатель режима работ установить в положение «МК» и нажать кнопку согласования. По окончании согласования контрольного гироагрегата переключатель «Коррекция» установить в положение «Осн.» и аналогично согласовать основной гироагрегат.

Примечание. При установке переключателя режимов работ на пульте управления в положение «МК» на указателе УШ-3 или К.УШ-1 загорается лампочка с надписью «МК».

Сверить согласованность показаний курсовых приборов на рабочих местах экипажа и установить переключатель режима работы в положение «ГПК», переключатель «Коррекция» — в положение «Контр».

7. Проверить, что на пульте управления курсовой системы сигнальные лампы отказа «О» и «К» (отказа основного и контрольного гироагрегатов) не горят. На обоих указателях ТКС-П должны гореть сигнальные лампочки с надписью «ГПК». В ночное время должны гореть лампочки красного подсвета на ПУ-11, УШ-3 и КУШ-1.

8. Установить переключатель на КУШ-1 в положение «МК» и нажать кнопку указателя. Стрелка «1» указателя КУШ-1 после согласования должна совпасть со стрелкой «К». При работе с ТКС-П2 согласованность показаний гироагрегатов проверяют по приборам типа УШ (у штурмана) или прибором системы полуавтоматического управления (у летчиков). Согласованность показаний гиромагнитного курса с БГМК-2 определяют по показаниям КМ-5 и указателю гиромагнитного курса (например, УГА-1) при нажатой кнопке согласования на ПУ-11 (гироагрегаты системы работают при этом в режиме ГПК).

9. Через 8—10мин после включения питания выполнить начальную выставку гироагрегатов курсовой системы по методике, указанной в разделе «Начальная выставка курсовой системы».

Перед взлётом

Самолет установлен по продольной оси симметрии ВПП.

1. Проверить, что на пульте управления курсовой системы сигнальные лампы «О» и «К» (отказа основного и контрольного гироагрегатов) не горят.

2. Сверить показания курса на всех курсовых и навигационно-пилотажных приборах экипажа:

— приборы, получающие курс от гироагрегата, в зависимости от метода начальной выставки, должны показывать истинный (магнитный) либо ортодромический курс взлета, то есть направление ВПП относительно выбранной главной ортодромии.

ОК:впп = МКвпп – МПУо или ОКвпп = ИКвпп - ИПУо;

— приборы, получающие гиромагнитный курс, должны показывать магнитный курс взлета.

Примечание. Магнитный курс взлета для данной ВПП и величина магнитного склонения в районе аэродрома указывается в инструкции по эксплуатации для данного аэродрома.


Наши рекомендации