Центральная гироскопическая вертикаль цгв-4
Центральная гироскопическая вертикаль представляет собой двухосную гиростабилизированную платформу. Она предназначена для определения положения самолета относительно горизонта, измерения углов отклонения от положения горизонта и выдачи сигналов, пропорциональных этим отклонениям, при помощи потенциометрических датчиков потребителям (автопилот, указатель горизонта и др.).
ЦГВ-4 (рис. 6.2) имеет два гироскопа 4 и 12 c двумя степенями свободы. Оси прецессии гироскопов x1и у2 перпендикулярны друг другу, в начальном положении ось x1параллельна оси х внутренней рамы карданова подвеса и поперечной оси самолета, а ось у2 параллельна оси внешней рамы у карданова подвеса и продольной оси самолета.
Оси прецессии гироскопов 12 и 16 вертикальны, а кинетические моменты перпендикулярны друг другу. Ось прецессии гироскопа 5 лежит в горизонтальной плоскости, а кинетический момент составляет с кинетическими моментами гироскопов 12 и 16 угол, равный 135°. На осях прецессии гироскопов укреплены коррекционные двигатели 4, 11 и 15 и индукционные датчики угла 7, 13, 17. На платформе установлены также два двух координатных электролитических маятника 19 и 20. На оси z укреплен ротор, а на внутренней раме — статор устройства 9, называемого преобразователем координат. Для съема электрических сигналов, пропорциональных отклонению самолета по крену, тангажу и курсу, на осях у, х и z установлены сельсины-датчики 14, 6, 22.
Рассмотрим работу прибора в режиме первоначальной выставки и режиме стабилизации.
Режим первоначальной выставки. Чтобы прибор мог измерять углы отклонения самолета по курсу, крену и тангажу, необходимо ось г платформы удерживать в положении местной вертикали, при этом нулевая отметка платформы должна быть совмещена с направлением заданного" курса Платформа к заданному курсу приводится следящей системой, в которой датчиком курса является курсовая система или гиромагнитный компас
Сигнал с курсового устройства поступает на коррекционный двигатель 4, который прикладывает по оси прецессии гироскопа 5 момент. При действии момента возникает гироскопический момент, стремящийся совместить собствен
Гиромоторы гироскопов вращаются в противоположные стороны, что приводит к компенсации их реактивных моментов при разгоне. Гироскопы установлены в кожухе 5, являющемся внутренней рамой карданова подвеса, которая заключена во внешней раме 7. Ось рамы 7 закреплена в подшипниках корпуса и параллельна продольной оси самолета. Вместе с осями кардановой рамы гироскопы 4 и 12 являются трехстепенными.
Рассмотрим работу ЦГВ-4 в режиме начальной выставки и в режиме стабилизации.
Режим начальной выставки. Поскольку центральная гировертикаль не имеет арретирующего устройства, то в .момент подачи питания на прибор рамы карданова подвеса занимают произвольное положение. Для быстрого приведения ЦГВ-4 в рабочее положение в приборе имеются два механических маятника (на рис. 6.2 не показаны), определяющие наклон платформы 5 относительно горизонта. Сигналы с маятников подаются непосредственно на стабилизирующие двигатели 1 и 10, расположенные по внешней и внутренней осям карданова подвеса. Стабилизирующие двигатели с точностью ±2° устанавливают ось г внутренней рамы в вертикальное положение. Цепь грубой выставки замыкается кнопкой, у которой имеется надпись «Арретир ЦГВ» или просто «ЦГВ». Эта кнопка служит для быстрого приведения прибора в положение, близкое к рабочему по отношению к плоскости горизонта. Следовательно, ею. можно пользоваться не только в горизонтальном полете.
После того как внутренняя рама (кожух) установлена примерно в рабочее положение, точная выставка осуществляется системой коррекции, чувствительным элементом которой является электролитический маятник 9. Сигналы с него подаются на корректирующие двигатели 6 и. 11, создающие моменты по осям прецессии х1 первого и y1 второго гироскопов.
Двигатель 6, прикладывая момент относительно оси x1, заставит гироскоп 4 совмещать ось собственного вращения с осью внутренней рамы, поворачивая весь кожух вокруг оси внешней рамы у. Двигатель 11 заставляет делать то же самое гироскоп 12, поворачивая кожух относительно оси внутренней рамы х. Поскольку гироскопы 4 и 12 имеют сравнительно небольшие кинетические моменты, то возникающие гироскопические моменты от моментов двигателей 6 и 11 невелики и гироскопы неспособны, установить ось z кожуха в вертикальное положение. В то же время двигатели 6 и 11 сумеют повернуть гироскопы 4 и 12 вокруг их осей прецессии x1и y2 на небольшие углы. Тогда с потенциометров 3 и 13 снимутся сигналы, которые управляют стабилизирующими двигателями 1 и 10.
Эти двигатели установят ось кожуха z в вертикальное положение. Таким образом, в коррекции гироскопов участвуют: электролитический маятник 9, корректирующие двигатели 6 и 11, гироскопы 4 и 12, их потенциометры 3 и 13 и стабилизирующие двигатели 1 и 10.
Режим стабилизации. Представим, что, например, при крене самолета, по оси внешней рамы действует момент за счет трения щеток о потенциометры 5. Этот момент будет внешним по отношению к гироскопам 4 и 12. Он вызывает прецессию гироскопа 4, стремясь совместить его кинетический момент с осью приложения внешнего момента. В этом случае сигнал с потенциометра 3 поступает на стабилизирующий двигатель 1. Двигатель 1 создает вокруг оси внешней рамы момент, который уравновесит вредный внешний момент. При этом ось z останется в прежнем положении, а кинетический момент Нх гироскопа 4 изменит свое положение.
Аналогичным образом прибор работает, если возникает момент по оси внутренней рамы карданова подвеса, только в стабилизации положения теперь участвуют гироскоп 12, потенциометр 13 • и стабилизирующий двигатель 10.
Таким образом, осуществляется двухосная силовая гироскопическая стабилизация кожуха в вертикальном положении по осям х и у.
При отклонении самолета от плоскости горизонта электрические сигналы, пропорциональные этому отклонению, по крену снимают с потенциометров 8, а по тангажу — с потенциометров 2. Поперечная коррекция ЦГВ-4 на вираже отключается выключателем коррекции ВК-53РБ.
Основные технические данные
Напряжение питания, В:
постоянный ток................................ 27±2,7
переменный ток.............................. 36±3,6
Время восстановления (мин) из завалов в 5" . . 2,5—7
Погрешность в выдерживании вертикали с включенной коррекцией на основании, угл. мин:
неподвижном.................................... не более ±5
подвижном........................................ не более ±15
Малогабаритная гировертикаль (МГВ).
Наряду с ЦГВ-4в гражданской авиации эксплуатируется также гировертикаль типа МГВ (на самолете Ту-154 МГВ-1СК), которая при тех же точностных характеристиках имеет меньшие габариты и массу, чем ЦГВ-4. Гировертикаль типа МГВ принципиально ничем не отличается от гировертикали ЦГВ-4, но имеет следующие конструктивные особенности.
Вместо одного двух координатного электролитического маятника в ней используются два однокоординатных.
В качестве коррекционных двигателей по осям прецессии гироскопов использованы датчики моментов, представляющих собой токовую рамку, находящуюся и магнитном поле.
Кроме того, по осям прецессии гироскопов устанавливаются дополнительные датчики моментов, управляемые от контрольно-поверочной аппаратуры и служащие для завала рамок карданова подвеса с целью проверки функционирования прибора.
По измерительным осям гировертикали, кроме потенциометрических датчиков, установлены также синусно-косинусные трансформаторы для транслирования сигналов крена и тангажа.
Малогабаритная гировертикаль представляет собой двухосную гиростабилизированную платформу 17, подвешенную в раме 12, которая в свою очередь подвешена в корпусе 13 прибора (рис.6.3). На платформе расположены два двухстепенных гироскопа 8, 17, оси кинетических моментов, которых направлены перпендикулярно плоскости платформы и в противоположные стороны. Сигналы пропорциональные углам разворота гироузлов гироскопов относительно платформы, снимаются с потенциометров 6, 16. Напряжения с потенциометров поступают на стабилизирующие двигатели 1, 4 Потенциометры 6, 16 и двигатели 1, 4 образуют систему силовой раз грузки, обеспечивающую существенное снижение влияния внешних моментов по осям подвеса на точность выдерживания платформы в плоскости горизонта. При действии внешнего момента по оси ОхР прецессирует гироскоп 17 и сигнал с потенциометра 16 поступает на стабилизирующий двигатель 7, который создает момент стабилизации, уравновешивающий внешний момент. В случае если внешний момент действует по оси ОуП гироскоп 8 прецессирует, с потенциометра 6 сигнал поступает на двигатель 4, который развивает момент, компенсирующий внешний момент.
Положение платформы в плоскости горизонта корректируется системой коррекции, включающей два однокоординатных жидкостных маятниковых датчика 5, 14 и коррекционные двигатели 3, 9. При отклонении платформы от плоскости горизонта относительно оси ОхР сигнал с датчика 5 поступает на коррекционный двигатель 3. Последний создает момент относительно оси подвеса гироскопа 17, что вызывает разворот платформы вместе с рамой 12 в направлении устранения ее рассогласования с плоскостью горизонта. Отклонение платформы от плоскости горизонта относительно оси ОуП приводит к поступлению сигнала с датчика 14 на коррекционный двигатель 9, который создает момент относительно оси подвеса гироскопа 8. Это вызывает разворот платформы относительно оси ОуП в направлении, противоположном направлению отклонения ее от плоскости горизонта. Механические маятники 2, 7, имеющие порог чувствительности 2°, совместно со стабилизирующими двигателями 1, 4 образуют систему ускоренного приведения платформы в плоскость горизонта при включении прибора. Сигналы, пропорциональные углам крена и тангажа, снимаются с выходных преобразователей 10, 15. представляющих их собой потенциометрические датчики и синусно-косинусные трансформаторы.
Рис 6.3 кинематическая схема МГВ.
Техническое состояние гировертикалей в лабораторных условиях проверяется путем контроля: времени готовности; токов, потребляемых в
Ось платформы закреплена в подшипниках наружной рамы 2. В рабочем положении она горизонтальна и направлена в сторону крыльев. Ось наружной рамы закреплена в подшипниках корпуса прибора и направлена параллельно продольной оси самолета. Таким образом угол поворота корпуса относительно наружной рамы равен углу крена самолета, а угол поворота наружной рамы относительно оси платформы равен углу тангажа в установившемся режиме; наличия сигналов с устройстве съема результатов измерений; точности выдерживания вертикали на качающемся основании; скорости поперечной и продольной коррекции; сопротивления изоляции между электрическими цепями и корпусом прибора.