Вертикаль и горизонталь уровня

Там, где наблюдается явная иерархия матрешек - одна в другой, - для нашего сознания как бы нет особых противоречий между уровнями. Есть лишь незначительные иерархические неудобства подчиненности, противоречия отношений между начальником и подчиненным. Объясняется это просто: смысл более высокого уровня для нас еще непонятен, а смысл уровня нижележащего уже непонятен. И занятые проблемами на своем уровне, мы как-то мало беспокоимся по поводу того, чтобы эти смыслы по вертикали стали нам более понятными. Поэтому мы почти не видим другие уровни. А если и чувствуем их, то в основном не через автоматически работающую программу-оболочку, а через накопление сознанием знаний.

Там же, где некоторое целое получается из набора частей одного уровня, наблюдается явная несогласованность, борьба частей за приоритеты. Например, человеческие дух, разум, тело, душа, желания, воля никак не могут прийти в согласие. Внимание нашего сознания пока что почти полностью поглощено этой борьбой. Борьба этого вида особенно проявляется в образе жизни, шутливо мною называемом психизмом, - в таком состоянии сознания и психики человека, когда он позволяет втянуть себя в эту борьбу и отдается ей настолько, что центр его внимания полностью перемещается в нее, делая ее реальность основной. Человек, подверженный психизму, постоянно недоволен жизнью, он вечно мучается над своими проблемами, надоедая другим вопросами о правильности и неправильности его возможного решения. Такой человек не может жить делом, а окружение для него есть источник раздражения, недовольства, тоски, апатии. Налицо признаки болезненной привязанности.

Эволюция человека и реальность

Шутя выскажу крамольную мысль: части человека - тело, разум, душа, желания, воля когда-то были насильно объединены в человеке, и только в процессе его эволюции они будут притираться друг к другу. Причем притирание это будет идти как по горизонтали признанием за каждой из частей прав на существование, так и по вертикали путем выстраивания их по иерархии подчинения друг другу, где наверху будет находиться Дух, потом по нисходящей - душа, воля, желания, разум, тело.

Если говорить об эволюции человека, то она идет еще одним странным путем в направлении повышения роли профессионализма, роста ограничений, приобретения человеком качеств большей управляемости в структурах общества. Человек все больше и больше рационализирует свои внутренние и внешние программы.

Относится ли это ко всему живому? Вероятно, да.

Эволюция общества идет тоже по пути все большего подчинения более высоким уровням, то есть по пути глобализации. Ощущает ли это человек?

Думаю, что глобализация приближает к нам проблемы и жизнь каждого любого человека исключительно благодаря новым информационным технологиям, компьтеризированным сетям. Человек перестает быть обособленным. Он становится все более прозрачным в своих желаниях и в своих критериях.

Так, может быть, от этого ему станет неинтересно жить? Конечно, опасность разрушения от такой увеличивающейся прозрачности существует. Однако, она грозит лишь слабым в психическом отношении людям. Прозрачность жизни дисциплинирует человека, отсекает нечестную его игру с другими. А интерес жизни не только не падает, он расширяется за счет перевода своего внимания человеком на непознанное им в более высоких пространствах Жизни.

Защита от разрушения

Как будет развиваться защитная функция человека в будущем? Вот вопрос, волнующий большинство из нас.

Думается, что люди значительно лучше уяснят следующий принцип Природы: любое появление элемента нижнего уровня на верхнем в статусе элемента верхнего уровня разрушительно для структур верхнего уровня.

Внедрение элементов нижнего уровня на более высокий всегда приводит к катастрофе: бессмысленные буквы разрушают смысл текста, вирус разрушает иммунитет организма, неуч разрушает этику управления.

Конечно, программа метаболизма как естественная глобальная функция будет использовать этот принцип в своих целях. Но никогда человек без овладения законами высшего уровня не сможет управлять объектами этого высшего уровня по аналогии с тем, как он это делал на низшем уровне.

Природный метаболизм в той или иной степени затягивает в себя любого, кто не сопротивляется ему и не живет творчеством. Расслабление воли человека всегда приводит к тому, что метаболизм начинает играть в его организме главенствующую роль. Первым элементом защиты поэтому должен стать порыв человека к творческой жизни.

Преодоление как инстинкт

Чтобы сохранять определенную степень свободы, личность обязана осуществлять противодавление изнутри в ответ на попытки различных природных сил сжать пространство личности.

Что переносится человеком сложнее: сильная, кратковременная боль или слабое, но постоянное, воздействие отрицательного характера? Оказывается, второе, особенно если это связано как с бессмысленными ограничениями, так и с бессмысленной безграничностью в детстве. Со временем человек начинает воспринимать это второе воздействие, как постоянную сильную боль. Ожидание ее бесконечности начинает внушать панический страх.

Человек обязан жить в двух мирах: как личность мира внутреннего и как элемент мира внешнего. Как элемент внешнего мира человек почти постоянно подвергается воздействию со стороны того, что составляет этот внешний мир. Даже если никто и ничто не желает контактировать с человеком, чисто броуновское движение окружающих элементов все равно будет задевать его.

Но и как личность человек существует и ощущает себя одновременно и во внутреннем пространстве, и во внешнем. У него работает внутренняя программа роста или разрушения и программа связи его с внешним миром. Воздействия внешнего мира в некоторых случаях могут восприниматься человеком как интервенция, агрессия, потому что любой контакт требует от сознания человека переключения своего внимания на партнера.

Это отвлечение внимания человека от внутренней работы на внешнюю, происходящее по инициативе извне, вызывает ответную психическую реакцию. Выживаемость, существование, а тем более совершенствование, подразумевают сознательное напряжение личности с целью преодоления воздействий внешнего мира, сохранения своего внутреннего и внешнего пространства и даже его расширение. Подобное преодоление заложено в программе человека и вообще в Жизни как ее инстинкт, являющийся следствием природного инварианта. Преодоление подкреплено в эмоциональной сфере удовольствием. Воспитание правильного отношения к действию преодоления происходит в детстве.

Если же человек в детстве не понял и не ощутил преодоление как наслаждение, то вместо формирования этого процесса в нем будет формироваться процесс обратного действия, и он будет стремиться уходить от такого постоянного “негативного” воздействия на личность все глубже и глубже в себя. Его личностное пространство сокращается все больше и больше. Среда проживания становится враждебной. Программа его личности, ответственная за связи с внешним миром, не развивается. Возникает так называемый эффект шагреневой кожи, который выдает стремление неразвитой души вновь вернуться к утробному состоянию. Ведь тогда материнское тело защищало нас от враждебности Среды.

Поиск как инстинкт

В Природе существует еще один инвариант движения - поиск. Его основа - это то самое броуновское движение молекул, которое мы все изучаем в школе. То есть для Природы характерно самодвижение, когда явных причин для него не видно. Однако, сам по себе поиск не существует. Он работает вместе с программой отбора значимых движений, оценки их ценности и выбора продолжения движения.

Но нужно различать автоматический поиск сознания и подсознания и поиск, проводимый человеком сознательно с целью получения смысловой информации о среде и использования ее для улучшения своего положения.

В силу тех или иных обстоятельств, в силу суженного воспитания, у человека, страдающего болезненной привязанностью, а у наркомана в особенности, вдруг оказывается нарушенным природный обязательный принцип сознательного постоянного поиска человеком лучшего своего положения в согласии с другими в едином пространстве материальной и духовной жизни. Отказ от поиска приводит к ощущению искусственности жизни, всеобщему обману, к бесчувственности человека к окружению, к чувственной изоляции от среды проживания. Окружающий мир начинает выступать как страшный монстр, из которого оказывается лишь один выход - в себя, в изоляцию, куда нет доступа никому и ничему.

Но изоляция кратковременна. Вслед за блаженством снова наступает бесконечность боли и страха, которая снова гасится наркотиком. Алгоритм обучения организма к постоянному принятия наркотика прост: бесконечная враждебность окружения вызывает страх, страх - наркотик, он - блаженство, и - снова страх… Формула “стимулом является то, что вызывает блаженство, удовлетворение, удовольствие” действует. Как добиться того, чтобы стимулом к блаженству и удовлетворению был не наркотик, а преодоление, труд, молитва, милосердие? Как, если человек в силу своего воспитания и генетического аппарата оказался слаб духом и душой? Означает ли это, что слабость души - это отсутствие воли к преодолению? Как шагнуть навстречу страху? Как снова начать жить в согласии с Природой? Как от поиска, трудностей и общения получить удовольствие?

Ответ известен давно: только преодолением страха. Пониманием, что если шагнуть ему навстречу, то он рассыпается. Эта истина проста, но путь осознания ее, действия согласно ей, далек. Решившегося на спасение спасали тренировки в преодолении чувства страха. Погружение в общечеловеческую духовность позволило приоткрыть кое-что особое, что раньше составляло основу тайных знаний.

Чем заполняется пустота?

Люди, так или иначе привязанные к чему-либо, теряют способность к рациональной жизни. В какой-то степени рациональность присуща всем людям. Под рациональность можно понимать выбор человеком конкретного четкого решения и образа действия в соответствии с целями его жизни. Однако степень рациональности некоторых людей незначительна и они весьма легко поддаются влиянию со стороны. Цель жизни таких людей, их миссия и задачи в жизни не проявлены в их сознании.

Истинная цель человека в Природе - служение Высшей Духовности в своем самосовершенствовании. Сознание человека все более и более отходит от работы программ нижних уровней - органов, клеток, систем организма, - и все более и более приближается к пониманию программ работы более высоких уровней: общества, Жизненного Потока. Все более проясняется такая категория жизни человека как долг перед будущим и перед обществом. Человек становится все более значимым в общественных процессах, он как значимая личность поднимается в собственных глазах, точно так же, как поднимается его ценность в различных общественных процессах, в управлении ими.

Если этого не происходит, то пространство жизни человека заполняется тем, что ближе всего к нам, людям, находится, - не пустотой, а антиростом, то есть разрушением. Становятся значимыми программы естественного метаболизма, разрушения организма, органов, клеток. Внутри человека вырастает “существо” - активизируется, адаптируется и захватывает власть антипрограмма, получающая стимуляцию, удовлетворение, наслаждение от разрушения человека на всех его уровнях: сознательном, организменном, клеточном.

Целью жизни наркомана становится постоянное удовлетворение этого существа-монстра, не просто живущего в нем и высасывающего его жизнь взамен за краткий миг растительного наслаждения. Оно быстро растет в размере и затмевает все другие ценности в жизни: любовь, друзей, родных, талант, истину и ложь. Истиной становится процесс ухода от боли, а за это наркоман получает краткий миг все уменьшающегося удовольствия. Но боль, страх и опасность растет. Смерть оказывается не где-то впереди, как у всех остальных, а тут, рядом, и она постоянно держит его за горло, даже когда он находится в самом глубоком состоянии блаженства.

Смысл жизни

В процессе привязанности к веществу человек теряет человеческий облик, становится преступником перед людьми и Богом. Потому что смысл жизни каждого человека заложен в его будущих поколениях как приближение ко все большему знанию и все большему творчеству в распространении высокосознательной жизни во Вселенной. Смысл жизни - в наращивании потенциала жизни за счет того, что человек овладевает знаниями о все более высоких уровнях Природы. И если вдруг с кем-то происходит обратное, то это означает, что идут процессы, противоположные позитивным природным и, следовательно, не имеющие продолжения в будущем иначе, как только через разрушение.

Смысл жизни в том, чтобы понять самую высокую ориентацию человека - Духовную, то есть ориентацию на овладение самым Высшим Уровнем, и сознательно использовать ее в качестве своей Бесконечной Жизненной Силы. А это возможно только на пути самосовершенствования. Смысл жизни - жить для других.

Общечеловеческая духовность

Существует понятие религиозной духовности и общечеловеческой, не связанной с религией жесткими догматами веры, но связанной с Единым и Вездесущим. Система критериев человека, по которым он живет, и образуют его личную духовность. Высшая Духовность дается человечеству в Великих Духовных Учениях в виде Принципов Духовной Этики. Духовная Этика - это правила поведения, продиктованные людям самим Богом.

Религии в своих догматах используют лишь часть таких Учений, отбрасывая остальное. Общечеловеческая ценность религий состоит в том, что они, благодаря сверхжесткости своих структур, донесли до нас тексты Учений. Духовные Учения дополняют друг друга.

Зачем человеку даны Критерии Духовных Учений?

Ответ прост, если учитывать творческое начало человека. Свой свет человек видит в Восхождении по Смыслам Жизни. Но это восхождение есть процесс проб и ошибок. Творчество требует изобретения, прежде всего, критериев. И человек придумывает их для себя и для других. Конечно, он часто и глубоко ошибается в этом, но идет дальше и дальше. Создатель дал возможность человеку до определенного уровня играть критериями Жизни, придумывая свои по незнанию. Однако, начиная с некоторого значения связи человека с окружением, Он не позволяет человеку пользоваться доморощенными критериями. Ибо они вредят.

Тоска по любви

Нередко можно слышать от кого-нибудь, что его никто не любит. Человек жаждет любви как погружения в наслаждение Океаном Жизни. Когда такой любви человек не ощущает, он тоскует. На самом деле подавляющее большинство людей понимает под тоской по любви отсутствие его личного наслаждения и его личного удовольствия. Часто о служении любимому человеку даже и не подразумевается.

Когда же человек любым способом, в том числе и через наркотик, оказывается в пространстве более высокого уровня, отдавшись ему, он ощущает то самое блаженство, о котором мечтал. Любовь - это свойство погружения. А погружение организует для нас Жизненный Поток, привязывая к другому человеку, которого мы принимаем за божество и с которым хотим провести жизнь.

Наслаждения и удовольствия

В соответствии с законами Природы любое дело человек должен превратить в удовольствие и получать от него наслаждение, если он хочет сохранить интерес к нему и к жизни надолго. А именно на это нас настроили при нашем появлении на свет. Дело - это продвижение вперед, и наслаждение от него запрограммировано.

Но наслаждением, оказывается, может стать все.

Более того, многие люди свое страдание превращают в бесконечный источник наслаждения, привязываясь к нему, как к наркотику. Точнее, наркотиком может стать все, к чему человек проявляет свой интерес, если наслаждение, получаемое человек, может длиться бесконечно долго. Человек, привязанный к разрушительным процессам метаболизма, привязан к страданиям.

Однако, необходимо различать удовольствие от одного вида отношений, например, от страдания, и удовольствие от бесконечно большого количества отношений. Второе, то есть смена разных видов отношений ведет к ощущению наполненности и Красоты Жизни. Несменяемость ведет к потере свободы и рабству. Оно ничего не дает, кроме безысходности.

Привязанность

Страстный человек всегда имеет привязанность к предмету своей страсти. Этим Природа добивается большей рационализации внутренних программ. Бесстрастный живет разными интересами. Привязанность следует рассматривать более обобщенно как внутреннюю силу концентрации и различать привязанность к предмету, человеку, отношению, мыслям, состояниям и т.д. Не обязательно под привязанностью надо понимать что-то плохое. Некоторые наши привязанности помогают преодолевать нам жизненные препятствия и делают человека сильнее и физически, и нравственно, и духовно, и душевно. Такова любовь человека к человеку, если она не извращается антидуховным.

Привязанность, которая делает человека слабее в любом отношении, можно рассматривать, как болезненную.

Смена привязанности человека есть один из методов освобождения от тяготивших его отношений к веществу, к другому человеку, к навязчивым мыслям. При этом происходит перестройка программ.

Самое главное действие в смене привязанностей состоит в нахождении интереса и развитии страсти по отношению к новому объекту привязанности. Именно так Природа проявляет привязанность в любви одного человека к другому.

Полное освобождение человека от привязанностей, думаю, невозможно. И лучше всего говорить не об этом, а о серьезных изменениях своей жизни в сторону принятия в качестве жизненных принципов истинно Духовные Этические Принципы.

Центры боли и наслаждения

Головной мозг современного человека содержит в себе два центра, отвечающие за страдание и наслаждение людей: центр боли и центр удовольствия. Каждый из этих центров обладает некоторым распределенным полем своего влияния и связи с другими центрами. Есть люди, у которых в пространстве их психических состояний эти поля отстоят друг от друга очень далеко. Поэтому напряжение маятника их психики, который всегда раскачивается, должно быть значительным, чтобы оторваться от боли и перейти в наслаждение. Такому человеку сложно и трудно жить, ибо он тратит на освобождение от страданий слишком много жизненной силы и энергии.

Но есть люди, от Природы получившие совпадение полей этих двух центров в пространстве их психических состояний. Они обладают способностью переводить любое свое страдание или любую свою боль в наслаждение и удовольствие. Именно этому последнему и необходимо учиться.

Интерес

Человек развивающийся живет интересом, ибо программа его личности приоритетно управляется созиданием. Именно интерес держит внимание человека на чем-нибудь совершено конкретном. Интерес притягивает волю человека для выполнения задуманного телом и разумом. Интерес необходимо и достаточно удовлетворяется действием. Именно характер действия отличает личности друг от друга.

Интерес активизирует процессы в организме человека до такой степени, что некоторые люди оказываются способными освободиться даже от неизлечимых заболеваний. Поэтому человек, чтобы не потеряться среди других как личность, должен всегда поддерживать в себе способность к интересу. Чем? Прежде всего, организацией своего внимания. Интерес - это то в человеке, та часть его самого, которая всегда верит в чудо, в тайну Природы. Потеря интереса является самой чувствительной потерей для любого. С этого момента времени для него начинаются страдания.

Долг

Некоторые люди живут своим долгом перед другими людьми, родными, близкими, перед обществом, человечеством, перед Богом, перед идеей. Долг может убить, если человек не переведет его в состояния, близкие к наслаждению от выполнения своего долга. Часто человек, выполнивший свой долг, испытывает счастье, ибо служение идее, обществу, государству в духовном плане значительно выше, чем служение себе самому или другому человеку. Высший долг - в служении Богу. Единение с Богом - это высшее наслаждение для человека.

Долг - это подчинение программ низшего уровня программам высшего уровня. Но подчинение не через текущие параметры, а через критерии.

Значение первого шага

Воля как притяжение настоящего и будущего, как результат интереса и долга проявляется в том человеке, который способен действовать целенаправленно или же, не имея цели, знает, что сила первого шага может оказаться для него спасительной.

Действие и бездействие являются главными действующими лицами в спектакле, который преподносит нам жизнь. Как то, так и другое может стать и спасительным, и убийственным в зависимости от ситуации, в которой оказывается человек. Когда человеку хорошо, то, чтобы не нарушить внутреннее состояние наслаждения, человеку не нужно действовать. Потому что его неудачное действие может привести к ухудшению его состояния. Если он испытывает наибольшее наслаждение, то любой его шаг в любом направлении станет ухудшающим.

Если же человек находится в наихудшем состоянии духа, то любой его шаг станет прямым указателем для улучшения им ситуации и состояния. Именно поэтому в таких случаях первый шаг является спасительным, неважно в каком направлении он делается. Наркоман любого состояния может пользоваться этим знанием, чтобы менять свое состояние на лучшее.

Ошибки

Почему же так часто спасает человека простое действие, первый шаг? Вопрос не так прост, как кажется. Человек есть система кибернетическая, явно настроенная на поиск оптимума принимаемых им критериев. Человек часто даже и не осознает, что он очень чувствителен к так называемому глобальному критерию Жизни. Это - критерий, который обеспечивает так называемый Духовный Максимум Вселенной, а приводит к выигрышу для всех.

В таких кибернетических системах, которой является человек, квалифицировать ошибку как фатальность, рок нельзя. Ошибка есть способ выявления в количественном и качественном измерении правильного направления дальнейшего движения. Ошибка в этом случае характеризует не неправильное действие, а источник, причину, которая позволяет получить дополнительную информацию, необходимую для осуществления прогноза и планирования.

Наши рекомендации