Измерители углового ускорения и интегрирующие гироскопы
Измерение угловых ускорений самолета возможно при помощи гироскопа с тремя степенями свободы, если свобода вращения относительно осей карданова подвеса ограничена пружинами. Такие гироскопы в авиационных приборах гражданской авиации не применяются.
Получение электрического сигнала, пропорционального угловому ускорению, возможно с помощью датчика угловой скорости и дифференцированием сигналя, пропорционального угловой скорости.
Дифференцирование может быть осуществлено с помощью дифференцирующего контура типа RC, операционного усилителя или тахогенератора. На рис. 4. 10 изображена электромеханическая схема прибора, измеряющего угловую скорость самолета и его угловое ускорение. Этот прибор используется в автопилоте АП-15.
На оси прецессии 4 жестко закреплен якорь в индукционного датчика, со статора 7 которого снимается напряжение, пропорциональное измеряемой угловой скорости. Скорость измеряется относительно оси у. С другой стороны рамы гироскопа установлен тахогенератор, ротор 2 которого жестко закреплен на оси рамы. Ротор тахогенератора представляет собой электромагнит, который создает постоянный магнитный поток. При угловой скорости самолета относительно оси y гироскоп прецессирует, и угол поворота β ротора электромагнита равен
В статорной обмотке 3 при вращении ротора наводится электродвижущая сила, пропорциональная угловой скорости движения рамы. Следовательно, сигнал, снимаемый со статорной обмотки тахогенератора, можно выразить таким образом:
(5.7)
Рис 5.11. Интегрирующий гироскоп
Так как тахогенератор нагружен обмоткой магнитного усилителя, то при вращении ротора в обмотке статора проходит ток, который создает магнитный поток, взаимодействующий с магнитным потоком ротора и обеспечивающий демпфирование рамы гироскопа.
Диапазон измерения углового ускорения ограничивается примерно 15 град/с2.
Интегрирующим называется такой гироскоп, у которого угол поворота одной из рам карданова подвеса пропорционален интегралу линейного ускорения основания прибора.
Интегрирующим гироскопом можно измерять линейную скорость самолета. Одна из возможных схем интегрирующего гироскопа представлена на рис.5.11. Предположим, что на самолете установлен гироскоп с тремя степенями свободы, причем ось внешней рамы карданова подвеса совпадает с продольной осью самолета, а ось внутренней рамы — с его вертикальной осью. Кинетический момент Н гироскопа находится в горизонтальной плоскости. Центр тяжести гироскопа не совпадет с центром пересечения осей карданова подвеса, а смещен на величину l по оси 2.
Если самолет имеет некоторое ускорение аY, направленное параллельно оси у, то на гироскоп действует сила инерции, равная
(5.8)
Эта сила создает момент MY = —maYl, действующий вокруг оси х. Под действием итого момента гироскоп прецессирует со скоростью
(5.9)
(5.10)
(5.11)
Следовательно, угол поворота наружной рамы будет
где у — скорость полета самолета; а0 —начальный угол наружной рамы.
Таким образом, гироскоп, интегрируя ускорение, измеряет скорость полета самолета.