Общие закономерности современного естествознания
Тема 19
Современная естественнонаучная картина мира и будущее науки
ПЛАН
Тема 19.............................................................................................................................................. 1
Современная естественнонаучная картина мира и будущее науки................................ 1
1. Общие закономерности современного естествознания....................................... 2
В настоящее время общепринято деление наук на................................................................. 3
2. Современная естественнонаучная картина мира.................................................... 6
3. Трудности и парадоксы в развитии науки.................................................................. 7
4. Наука как эволюционный процесс................................................................................ 9
5. Значение личности ученого............................................................................................ 10
6. Мотивы занятия наукой.................................................................................................... 11
7. Качества, необходимые ученому................................................................................. 12
8. Типы личности ученого.................................................................................................... 14
9. Наука и ценности................................................................................................................. 15
10. Наука и этика...................................................................................................................... 16
11. Биоэтика............................................................................................................................... 19
12. Проблема ответственности.......................................................................................... 21
13. Нужны ли нравственные кодексы ученых?........................................................... 22
ЛИЧНОСТЬ И ЭТИКА УЧЕНОГО.............................................................................................. 23
ВОПРОСЫ................................................................................................................................... 23
Литература................................................................................................................................... 24
Практикум к семинару.............................................................................................................. 24
Общие закономерности современного естествознания
В этой теме сделаем некоторые выводы из анализа развития науки, представим современную естественнонаучную картину мира и возможное будущее естествознания.
1. Первый вывод гласит, что наука является одним из этапов эволюции человеческой культуры. Пройдя несколько предварительных стадий от античности до эпохи Возрождения, наука в своей развитой форме вобрала достижения других отраслей культуры, в том числе философии и религии, представляя собой в целом качественно новое явление.
2. Но уже изначально в науке присутствовало противоречие двух ее целей, которое затем породило противоречивость результатов: с одной стороны, наука была средством нахождения истины о мире, а, с другой, была нацелена на обеспечение господства человека над природой и ее преобразование.
Соединяя обе цели, Ф. Бэкон писал, что «истинной и закономерной целью наук должно быть обогащение жизни человека новыми открытиями и новым могуществом».
В дальнейшем, однако, наука все больше склонялась (и ее склоняли) к обеспечению прежде всего могущества человека с тем, чтобы люди, как писал Декарт, могли стать «хозяевами природы».
Что же все-таки главное в развитии науки — понимание человеком себя, мира, окружающего его, или покорение природы? — этот вопрос становится все более острым.
3. Еще одно противоречие, вытекающее из предыдущего, коренилось в том, что, как писал Д. Бернал, в то время как технические потребности часто ставили проблемы, дающие рост новым отраслям науки, научные успехи эффективно закреплялись в том случае, если только они могли быть применены в практических целях. Однако слишком тесная взаимозависимость науки и техники вредна, так как у каждой из этих отраслей культуры есть специфика, заключающаяся в том, что наука изучает мир, а техника его преобразует.
4. Наука, объединившись с техникой, привела в XX веке к научно-технической революции, которая является ныне главным фактором развития человечества.
Около 5 млн. человек работает в современной науке. Объем научной информации растет по экспоненте невиданными темпами.
Развитие науки становится международным делом. Совместные исследования ученых различных стран необходимы сейчас для достижения значительных результатов, так как: а) требуются громадные средства; б) некоторые исследования интернациональны по своему содержанию (климат страны нельзя объяснить, имея данные только об этой стране).
5. Следующий вывод касается классификации наук, особенно важный в эпоху дифференциации научного знания.
Еще древнегреческие философы разделяли знание по его объему на три области: природа (физика), общество (этика), мышление (логика).
Ф. Бэкон в соответствии со свойствами человеческого интеллекта разделил знание также на три части: историю (память), поэзию (воображение) и философию (рассудок).
Т. Гоббс поставил геометрию во главе дедуктивных наук, а физику — во главе индуктивных.
Г. Спенсер разделил все науки на абстрактные (логика и математика), конкретные (астрономия, геология, биология, психология, социология) и промежуточные между ними — абстрактно-конкретные (механика, физика, химия).
Самоорганизация (от неживых систем до биосферы).
3. Системность связи неживой природы, живой природы и человека (в экологии).
Значение личности ученого
Если результаты науки, как отмечалось ранее, безличны, то какое значение может иметь личность ученого? По крайней мере то, что без своего создателя наука вообще невозможна.
Внешне деятельность ученого спокойна и незаметна: он что-то исследует в лаборатории, пишет в тиши кабинета, публикует результаты, которые потом входят в учебники и жизнь других людей.
Однако сама современная наука началась с трагедии, когда за свои научные убеждения был сожжен на костре Джордано Бруно, а год его смерти (1600 г.) стал отправной точкой развития науки Нового времени.
В XVII в. Г. Галлилею пришлось отречься от своих взглядов перед судом инквизиции.
Наш век повсеместного признания науки был отмечен «обезьяньим процессом» в США, когда школьного учителя судили за преподавание теории эволюции Дарвина, а в СССР ученые преследовались только за то, что занимались научными исследованиями. Выдающемуся русскому ученому Н.Н. Вавилову, погибшему, отстаивая правоту генетики, принадлежат слова, снова возвращающие нас к временам, когда наука завоевывала себе право на свободное существование: «На костер пойдем, а от своих убеждений не откажемся».
Итак, от ученых требуется мужество в отстаивании своих взглядов, интеллектуальная честность перед собой и другими и иные качества, которыми обладает только личность, не говоря о высоком интеллектуальном потенциале и желании посвятить себя научным изысканиям.
6. Мотивы занятия наукой.
Что же все-таки заставляет человека становиться ученым? Аристотель, пожалуй, первым рассмотревший этот вопрос подробно, назвал в качестве главного стимула познания мира удивление перед ним.
По И. Канту, исследователь — это человек, выслушивающий свидетелей, и это определение, быть может, лучше подходит к современной науке, возникшей из цивилизованной воли к власти над природой, дополняемой интеллектуальным интересом.
Выдающийся современный ученый, основатель теории стресса Г. Селье в своей книге «От мечты к открытию» пишет: «Природа хитроумно устроила так, что большинство полезных вещей вызывает у нас субъективное чувство приятности. И это касается не только питания и размножения, но и познания. Открытие в области фундаментальных исследований, например, доставляет радость вне зависимости от его возможного практического применения. Но любое приобретенное таким образом знание рано или поздно становится полезным тем, что увеличивает нашу власть над Природой».
В подтверждение он приводит слова одной из зачинательниц исследования радиоактивности в нашем веке Марии Склодовской-Кюри: «Но как раз в этом дрянном старом сарае протекли лучшие и счастливейшие годы нашей жизни, всецело посвященные работе. Нередко я готовила какую-нибудь пищу тут же, чтобы не прерывать ход особо важной операции. Иногда весь день я перемешивала кипящую массу железным прутом длиной почти в мой рост. Вечером я валилась с ног от усталости».
Стремление к поиску и открытию нового — существеннейшая черта подлинной личности.
Пуанкаре отмечал эстетическую причину познания. «Ученый изучает природу не потому, что это полезно; он исследует ее потому, что это доставляет ему наслаждение, а это доставляет ему наслаждение потому, что природа прекрасна... Я имею в виду ту глубокую красоту, которая кроется в гармонии частей и которая постигается только чистым разумом... красота интеллектуальная дает удовлетворение сама по себе, и, быть может, больше ради нее, чем ради будущего блага рода человеческого, ученый обрекает себя на долгие и тяжкие труды».
«Отыскание истины, — пишет в другом месте А. Пуанкаре, — должно быть целью нашей деятельности; это единственная цель, которая достойна ее».
Радость открытия в идеале должна перевешивать возможные невзгоды и искушения, которых хватает и в настоящее время.
«Ученому нужна менее эффектная, но более устойчивая разновидность мужества, с тем чтобы выбрать деятельность, которая наверняка лишит его многих радостей, в том числе в семейной жизни и в достижении благосостояния. Молодым начинающим врачом он должен стремиться к низкооплачиваемой работе в лаборатории, а не к более привлекательной работе в медицинских учреждениях. По мере роста профессионального уровня ему нужна немалая смелость, чтобы отказаться от предложения занять высокооплачиваемую и влиятельную административную должность. Еще большее мужество потребуется для продолжения оригинальной научно-исследовательской работы, не получающей ни моральной, ни материальной поддержки» (Г. Селье).
Последнее часто случается, потому что, чем более оригиналенученый, тем более он одинок в своих взглядах, даже если его деятельность приносит ему признание.
Результат работы крупного ученого — революция в науке (это верно и с точки зрения современной терминологии, принятой в методологии науки), а революция совершается через преодоление сопротивления и рутины.
В заключение Селье сформулировал мотивы деятельности ученого:
=>Бескорыстная любовь к Природе и Правде.
=>Восхищение красотой закономерности.
=>Простое любопытство.
=> Желание приносить пользу;
=> Потребность в одобрении.
=> Ореол успеха; преклонение перед героями и желание подражать им.
=> Боязнь скуки.
7. Качества, необходимые ученому.
Мотивы и требования к научной работе определяют качества, необходимые ученому. Прежде всего, как считает Г. Селье, это способность к творческой работе — «самой облагораживающей и приносящей удовлетворение деятельности, к которой только способен человеческий мозг». «Именно эта способность сохранять контакт самого фантастического полета мысли с окружающим миром и различать значимые для человечества ценности характера для оригинальности и независимости творческого мышления. Гений способен не только уноситься в неизведанное, но и возвращаться назад на землю... Считается, что одной из характернейших черт исключительной одаренности является редкое сочетание яркого воображения с щепетильным вниманием к деталям при объективной проверке идей».
В научном творчестве большое значение имеет сочетание сознательных и бессознательных моментов.
Сама научная деятельность несомненно рациональна, но получениерезультатов невозможно без интуиции. Выдающиеся открытия часто совершались во время прогулки, сна и казались совершенно случайными (вспомним легенду от открытии Ньютоном Закона всемирного тяготения). «Огромное преимущество сознательных видов активности, — писал Г. Селье — состоит в том, что они поддаются целенаправленному регулированию со стороны воли и интеллекта. Но главной слабостью сознательного разума является то, что в каждый данный момент времени он может иметь дело только с одной задачей... К сожалению, инстинкт— это нечто слишком неопределенное, а логика — нечто слишком медлительное для исследования природных явлений».
Сознание является дополнительным к бессознательному инструментом, контролирующим разум. «Здесь уместна аналогия с подводной лодкой, которая работает под водой, вне досягаемости, но периодически всплывает на поверхность для осмотра и ремонта».
Гений наводит мосты между инстинктом и интеллектом, чувством и логикой. Гармония всех сторон творческой личности — важнейшая ее черта в целом.
Возвращаясь к платоновской аналогии между физическими и духовными родами, Г. Селье пишет о «поразительном сходстве между механизмами научного творчества и процессом воспроизводства потомства».
Принципы организации научной работы, по Селье, заставляют вспомнить сократовский метод познания истины посредством спора. «Возможно, наиболее плодотворным внешним стимулом к творческому мышлению является прямой контакт с другими учёными. В этом случае предпочтительная форма неофициальной дискуссии, причем лучше всего ограничиться очень небольшой группой людей, состоящей из двух—четырех специалистов, которые симпатизируют друг друга и интересуются той же проблематикой».
Незавершенность и критичность науки приводит, по мнению Селье, к необходимости такого качества у ученого, как «постоянная неудовлетворенность имеющимся состоянием дел. Ни одному невозмутимому и самодовольному человеку не удавалось достичь реального прогресса в науке».
В целом же качества, необходимые ученому, как считает Селье, следующие:
=>Энтузиазм и настойчивость: преданность цели; устойчивость к неудачам, однообразию и успеху; мужество, здоровье, энергия. =>Оригинальность: независимость мышления, воображение,
интуиция, одаренность.
=>Интеллект: логика, память, опыт, способность к концентрации внимания, абстрагированию.
=>Этика: честность перед самим собой.
=>Контакт с природой: наблюдательность, технические навыки.
=>Контакт с людьми: понимание себя и других, совместимость с окружающими людьми, способность организовать группы, убеждать других и прислушиваться к их аргументам.
=>Постоянная неудовлетворенность собой.
Эти качества присутствуют у разных по складу характера ученых, которые также делятся на несколько типов.
Типы личности ученого
Г. Селье предлагает «классификацию» типов ученых.
I.«Делатель».
1.Собиратель фактов. Его интересует только получение новых фактов. Это хороший, добросовестный наблюдатель, лишенный воображения.
2. Усовершенствователь. Постоянно пытается улучшить аппаратуру и методы исследования, настолько увлекаясь их совершенствованием, что не доходит до их применения по назначению.
II. «Думатель».
1. «Книжный червь». Ненасытный читатель, порой обладающий энциклопедическими познаниями, но не стремящийся к экспериментальной работе.
2. Классификатор. Любитель собирать факты какой-либо области исследований и классифицировать их.
3. Аналитик. Ученый, любящий разлагать объекты на составные компоненты, но не интересующийся синтезом нового.
4. Синтезатор. Высший тип ученого, поскольку анализ и классификация служат только предпосылками для синтеза.
III. «Чувствователь».
1. Крупный босс. Прирожденный лидер и игрок по натуре, жаждущий успеха ради успеха. Превосходный политик и организатор, занимающий в конце концов начальственную должность, но не очень стремящийся к непосредственной научной работе.
2. Хлопотун. Испытывает настолько сильное желание все сделать побыстрее, что у него не остается времени подумать о том, что же именно надо делать. Эти вечно спешащие люди не любят Природу, а только насилуют ее, овладевая ее телом, но не душой.
3. «Рыбья кровь». Демонстративно невозмутимый скептик, который во всем сомневается, но не очень стремится создавать.
4. Высушенная лабораторная дама. Как правило, технический сотрудник, незаменимый при выполнении скрупулезной работы, но слишком властный и неудовлетворенный.
5. Самолюбователь. Эгоцентрист, пребывающий в постоянном восторге от собственных талантов.
6. Агрессивный спорщик. Его интересует только собственная правота.
7. «Первостатейная акула». Человек, который старается приписать себе чужую работу и постоянно преувеличивает свое значение за счет других.
8. Святой. Альтруист, который занимается наукой ради принесения пользы человечеству и готов пожертвовать всем для науки.
9. Святоша. Притворяющийся святым.
10. Добрячок. Готов пожертвовать интересами науки и своими собственными ради семьи и детей.
У ученых всех этих типов есть недостатки, которые мешают успешно заниматься наукой.
Идеальных ученых Селье разделяет на две группы.
«1. Фауст — идеальный учитель и руководитель... Его главными характеристиками являются: воодушевление от возможностей исследования, а не от собственный возможностей; уважение к интересам других; удивительная способность к выделению наиболее значимых фактов; острая наблюдательность; отсутствие ослепляющего предубеждения к людям и научным данным; железная самодисциплина; редкая оригинальность и воображение, соединенные со скрупулезным вниманием к деталям как в технике лабораторной работы, так и при логическом осмыслении результатов. Его не ломает неудача, не развращает успех...
2. Фамулус — идеальный ученик и сотрудник... Его ум не так развит, как у его духовного наставника, и совсем не обязательно он превосходит последнего своим юношеским задором... Но его тело значительно лучше выдерживает трудности лабораторных работ, его взгляд острее, движения более уверенны; он может часами стоять у лабораторного стала, не испытывая усталости, и, что важнее всего, у него впереди достаточно много времени, чтобы сделать свои мечты реальностью».
Наука и ценности
Мы отмечали в качестве одной из характеристик науки ее нравственную амбивалентность.
Но это не значит, что ценности не имеют никакого значения в естествознании.
Сама наука представляет собой определенную ценность. Культурные ценности, господствующие в данном обществе, служат одним из оснований и ограничений развития науки.
Скажем, в Китае была запрещена вивисекция, и это привело к тому, что ни анатомия как отрасль науки, ни хирургия как область практической медицины ни достигли должного уровня, но зато получили распространение диагностика по пульсу, иглоукалывание и т.п.
В настоящее время на Западе модно движение за запрет вивисекции. Это, конечно, не может не отразиться на науке и технике.
И в пределах одной культуры меняющиеся общественные ценности влияют на развитие науки.
Небулярная гипотеза подходила к относительно спокойному XVIII в. Новые представления о Большом Взрыве и расширяющейся Вселенной больше соответствуют ритмам XX в.
Конечно, философские и социальные ценности прошлого также помогают выдвинуть научную гипотезу и сформулировать сегодняшнюю научную проблему (атом Демокрита, Космос в понимании древних греков и т.д.), хотя окончательный приговор выносит опыт.
Вопрос о соотношении научных принципов и социальных ценностей стоит в современной науке особенно остро.
Возросшая мощь науки в сочетании с ее традиционной целью обеспечения господства над природой приводит к тому, что наука становится все более агрессивной.
Современная экспериментальная наука более агрессивна, чем наука древности. Про многие опыты над животными можно сказать, что это изучение через уничтожение. Так продолжается до сих пор в возрастающем масштабе. Не только в прямом, но и в переносном смысле.
Агрессивность современной науки и в том, что около 40% ученых так или иначе связаны с решением задач, имеющих отношение к военной сфере. Агрессивность во многом определяется целями, которые ставит перед наукой общество.
Подтверждением тезиса о роли ценностей в научном познании служат неудачные попытки методологии неопозитивистского толка разграничить, теоретический и эмпирический уровни исследования и свести первый ко второму. Оказалось, что это невозможно, поскольку использование приборов неразрывно связано с существующим теоретическим уровнем знания; имеется также ряд других принципиальных причин.
Наука и этика
По своим результатам наука абсолютно свободна от какой-либо моральной оценки.
Принципы притяжения и отталкивания совершенно равнозначны в нравственном смысле, и закон природы выводится вне зависимости от каких-либо этических основ, в отличие от закона юридического. Правда, на поверку выходит, что естественный закон открывает порядок и гармонию в природе, а общественная жизнь часто, несмотря на правовые уложения, оказывается ущербной в нравственном смысле, но это другой вопрос.
Сущность науки внеморальна, но это не значит, что этика не имеет к науке отношения. Она может воздействовать на ход исследований. «Тот факт, что человека нельзя подвергать экспериментам без его желания и согласия (именно поэтому исследователь может производить опасные опыты только над самим собой), следует, правда, не из сущности науки, но из принципа гуманности и прав человека»,— писал К. Ясперс в работе «Смысл и назначение истории».
В процессе развития современной науки появляются все новые проблемы, требующие этического рассмотрения. Научная деятельность и ее технических возможностей усиливает борьбу против экспериментов над животными и т.п.
На этапе возникновения науки в Новое время наиболее важны были мировоззренческие задачи — желание доказать пользу и ценность науки; затем — собственно познавательные, и, наконец, технические. Сейчас в эпоху экологического кризиса, в котором обвиняют науку, последняя должна подтверждать свое реноме.
Моральный кризис науки проявляется в той точке, в которой она становится всесильной. «В реальной науке и ее этике произошли изменения, которые делают невозможным сохранение старого идеала служения знанию ради него самого... Мы были убеждены, что это никогда не сможет обернуться злом, поскольку поиск истины есть добро само по себе. Это был прекрасный сон», — писал выдающийся физик XX в. М. Борн.
Наука, несомненно, благо — она дает истинное знание, а истина — благо.Если само по себе научное знание этически нейтрально, его применение включает этические соображения.
Наука может содействовать процессу принятия решений, благодаря определению последствий возможного выбора. Кроме того, ученые, наряду с другими людьми, могут участвовать в выборе и принятии решений.
Современная наука выполнила многие пророчества, содержащиеся в фантастическом произведении Ф. Бэкона «Новая Атлантида», обеспечивая могущество человека над силами природы.
Но ученые Новой Атлантиды делали еще и то, что не известно современной науке: «на наших совещаниях мы решаем, какие из наших изобретений и открытий должны быть обнародованы, а какие нет».
Ф. Бэкон, по-видимому, понимал, что не все достижения науки и техники служат благу народа. Это убеждение, подкрепленное отрицательными моментами 400-летнего развития науки, особенно актуально в наши дни, когда становится ясно, что техническая реализация научных достижений увеличивает риск непредвиденных последствий. Результатом ценностной переориентации должна быть большая осторожность науки как фундаментальной, так и прикладной в ее исследованиях и реконструкциях.
В связи с этим поворотом симптоматичным выглядят призывы генетиков запретить проведение некоторых опасных по своим возможным последствиям экспериментов.
Сейчас кажутся странными рассуждения древнегреческих философов о том, что раб — это говорящее орудие, к которому неприменимы обычные представления о человеческом достоинстве. Но мы совершенно спокойно рассуждаем о том, что к живым существам неприменимы представления о справедливости и долге. Не исключено, что нашим потомкам эти представления покажутся столь же нелепыми, как и представления древних греков о рабах.
Современные социобиологические исследования позволяют заключить, что этика не есть набор некоторых абсолютных положений, сформулированных раз навсегда. Напротив, выясняется, что нравственные максимы имеют эволюционный характер, и сама этика как наука развивается. Это значит, что в нашу переломную эпоху, когда действительность изменяется с головокружительной быстротой, соревнуясь с прогрессом науки и техники, могут произойти не менее ощутимые изменения в этике. Экспансия науки на новые сферы действительности, более интенсивное воздействие на природную среду созданной на научной основе техники и рост, вследствие этого, ответственности за состояние мира порождают новые регуляторы научной деятельности.
Появляются:
1. биоэтика,
2. компьютерная этика,
3. инженерная этика,
4. экологическая этика,
5. глобальная этика и т.п.
Отныне ученый должен брать на себя все большую ответственность за окружающий мир. Проводить данные исследования или не проводить, сообщать об их результатах или нет — эти этические дилеммы все острее встают по мере научно-технического прогресса. В конечном счете новые этические проблемы вращаются вокруг вопросов о том, выше ли ценность человека, чем животных (биоэтика), рода, чем индивида (медицинская этика), планеты, чем человека (глобальная этика), человека, чем созданной им техники (инженерная и компьютерная этика).
Биоэтика.
Весь круг вопросов, касающихся этических аспектов отношения к живым существам, может быть назван биоэтикой.
Название это новое, но многие из затрагиваемых ею проблем обсуждались еще в древнем мире:
1. этико-педагогические проблемы — можно ли по отношению к живым существам соблюдать правовые обязательства в условиях, когда животные не могут заключать с нами договоров, т.е. могут ли живые существа быть равноправны с человеком в юридическом смысле;
2. ценностные проблемы — могут ли живые существа рассматриваться как равноценные с людьми. В Древней Греции велась полемика по этим вопросам, а среди мнений встречались не только противоположные, но и промежуточные. Живые существа признавались равноправными, но не равноценными, или равноценными, но не равноправными.
Современные исследования в области этологии неопровержимо доказывают, что животных нельзя считать механизмами, как полагал Декарт. Они чувствуют, как люди, и это не может не иметь значения для экспериментов, которые проводятся в научных целях.
Значит, все эксперименты, в которых животным причиняется боль, безнравственны? Но ведь большинство лекарств апробированы в экспериментах над животными. По-видимому, нельзя полностью избежать зла в отношениях с природой и считать себя безгрешными.
Чистая совесть, как говорил А. Швейцер, — изобретение дьявола.Людям еще долго придется «откупаться» переживаниями и памятниками экспериментальным животным.
Экспериментирование над животными есть современная форма жертвоприношений во имя интересов человека, а сетования о гибели природы напоминают извинения древних охотников перед убийством зверя.
С нравственной точки зрения вопрос остается таким же, как и тысячи лет назад: допустимо ли убийство и при каких обстоятельствах?
Единственное рациональное основание экспериментов над животными — идущее от Аристотеля через Фому Аквинского представление о том, что человек высшее по сравнению с другими земными видами существо. Но это именно рациональное основание, а не оправдание, потому что истина связана со справедливостью, т.е. заключает в себе нравственное начало, а никакое причинение вреда другим существам не может быть нравственным.
Появление новой науки — биоэтики, помимо традиционных, вызвано новыми проблемами, связанными, скажем, с истреблением не только отдельных представителей, но целых видов животных и растений.
Термин «биоэтика» введен американским биологом В.Р. Поттером, который охарактеризовал ее, как «соединение биологического знания и человеческих ценностей», «науку о выживании», «научный гуманизм», «этическое руководство», «новую культуру».
По определению К. Вокса,биоэтика исследует новые проблемы, присущие технологическому прогрессу и осуществляет поиск нравственных ценностей, которые могли бы стать руководством для принятия решений в ситуациях, где происходит взаимодействие человека и технологии.
Три вектора накладываются на любую конкретную ситуацию:
1. Какие знания дает нам прошлое?
2. Каких действий требует от нас совесть и здравый смысл в настоящем?
3. Каковы будут последствия каждого поступка в будущем?
Различные проблемы объединяются в биоэтике, так как они имеют очевидный биологический компонент, определяющий процессы рождения и смерти живого существа. Но, несмотря на синтетический характер, биоэтика не превращается в биофизику.
Конкретная наука абсолютна по содержанию, но относительна по ценности; этика как часть философии абсолютна по ценности, но относительна по содержанию.
Проблема ответственности
Одним из важнейших является вопрос об ответственности.
Кто ответственен за негативные последствия данного научного открытия и его внедрения в практику:
1. ученый;
2. технический разработчик, который доводит его открытие до практики;
3. создатель инженерной системы;
4. заказчик;
5. правительство;
6. рабочие, занятые в производстве;
7. окружающие;
8. все люди.
Это далеко не праздный вопрос, когда дело доходит, скажем, до распределения ответственности за аварию в Чернобыле. Можно построить иерархию ответственности; виновными могут быть признаны многие, но в разной степени: человек, не подозревавший о данном сооружении или оружии, и человек, разработавший его.
Про А.Д. Сахарова говорили, что участием в правозащитном движении он как бы реабилитирует себя за изобретение водородной бомбы. Известно, как переживал Р. Оппенгеймер после атомной бомбардировки Хиросимы и Нагасаки. Можно полагать, что ученые-теоретики не ответственны за создание оружия, но надо оказаться на месте Гейзенберга или Гана, чтобы решать этот вопрос не со стороны.
Конечно, выяснением только нравственной ответственности здесь ограничиваться нельзя и необходимо ставить вопрос и о правовой ответственности по законам, регулирующим научную деятельность.
Проблема ответственности связана с пониманием того, за что человек отвечает. Ученый, расщепивший атом урана, конечно, мог не знать, что его открытие приведет к созданию атомной бомбы, и в этом смысле он менее ответственен, чем разработчик атомного оружия.
С другой стороны, непонимание вследствие недостатка информации не служит смягчающим обстоятельством, если человек мог бы узнать, но не захотел этого сделать. Как незнание юридического закона не избавляет от ответственности правовой, так не избавляет человека от ответственности нравственной и нежелание знать и предвидеть последствия своей деятельности.
Лучший критерий — совесть, которую Фома Аквинский называл присутствием Бога в человеке. Если совесть неспокойна, значит что-то сделано не так.
Ответственность за научные результаты не снимается, если ученый не может предугадать всех последствий, и это необходимо, чтобы стимулировать его поиски адекватного прогноза. Тем более не снимается ответственность за применение, которому ученый может потенциально воспрепятствовать, не сообщая знания (как в «Новой Атлантиде»). С другой стороны, вся доступная государству информация должна сообщаться населению.
ЛИЧНОСТЬ И ЭТИКА УЧЕНОГО
ВОПРОСЫ
1. Каковы главные выводы из развития естествознания в XX в.?
2. Какие научные революции произошли в XX в.?
3. Каковы механизмы эволюции, выявленные наукой?
4. Какова современная естественнонаучная картина мира?
5. Что представляет собой наука как эволюционный процесс?
6. Каков идеал научного знания?
7. Что такое наука как целостная интегративно-разнообразная система?
8. Каковы мотивы научной деятельности?
9. Какое значение имеет в науке личность?
10. Какие качества необходимы ученому?
11. Какие существуют типы ученых?
12. Каким должен быть идеальный ученый?
13. Как соотносится научная истина с добром и красотой?
14. Как связаны чувства и разум ученого в процессе научной деятельности?
15. Сравните познание и нравственность как формы общественного сознания?
16. Что такое этика науки?
17. Каков статус биоэтики?
18. Назовите традиционные и новые проблемы этики науки.
19. Что входит в нравственный кодекс ученых?
20. Какие разновидности научной этики вы знаете?
21. Каков нравственный идеал науки?
Литература
1. Вернадский В.И. Размышления натуралиста. В 2 кн. Кн. 2.— М., 1977.
2. Краткий миг торжества. — М., 1989.
3. Леопольд О. Этика Земли / Календарь песчаного графства. — М., 1983.
4. Мир вокруг нас. — М., 1983.
5. Пуанкаре А. О науке- — М., 1983.
6. Селье Г. От мечты к открытию. — М., 1987.
7. Швейцер А. Культура и этика. — М., 1973.
Практикум к семинару
Ответьте на вопросы.
1. Что такое структурные уровни организации материи?
2. Как с помощью этих представлений достигается единство научного знания?
3. Что такое естественнонаучная картина мира?
4. Какие попытки построить единую науку предпринимались раньше и как эта проблема решается сейчас?
5. Что такое дифференциация и интеграция научного знания?
6. Почему идеалом науки является наука как целостная ин-тегративно-разнообразная гармоничная система?
7. Каковы предмет и методы основных естественных наук?
8. Как изменялась в XX в. методология естествознания и почему она получила большое развитие?
9. Назовите 20 основных понятий современного естествознания и дайте их характеристику.
10. Опишите 10 крупнейших открытий современного естествознания.
11. В чем сходство и различия изучаемых естествознанием типов систем (простые и сложные, устойчивые и неустойчивые, закрытые и открытые и т.п.)?
12. Что общего и какие отличия у проблем происхождения материи, Вселенной, жизни, человека?
13. Какие существуют общие закономерности функционирования природы?
14. Каково различие между законом, развитием и целесообразностью?
15. Кто такие сциентеисты и антисциентеисты? Кто из них прав?
16. Какова роль личности в развитии науки?
17. Каково влияние национального характера ученого и культуры, в которой он воспитан, на его работу?
18. Был бы открыт закон всемирного тяготения, если бы не родился Ньютон?
19. Каковы мотивы занятия наукой?
20. Какими качествами должен обладать ученый?
21. Каков