Для трехфазной трехпроводной системы
, (2.159)
тогда (2.157) преобразуется к виду
, (2.160)
Аналогичное выражение имеем для переменных ротора:
, (2.161)
Теперь рассмотрим преобразование переменных двухфазной машины в переменные трехфазной машины. Снова будем полагать, что проекции переменных двухфазной машины на фазные оси (косоугольные координаты) трехфазной машины пропорциональны . Отметим углы оси по отношению к осям : и углы оси по отношению к осям : (Рис.2.9). В результате можем составить матрицу поворота двухфазных осей к трехфазным:
, (2.162)
Переменные статора трехфазной машины можно выразить через переменные двухфазной машины:
(2.163)
где
, (2.164)
Аналогичное выражение можно записать и для переменных ротора:
, (2.165)
Коэффициент пропорциональности определим из условия инвариантности мощности трехфазной и двухфазной машины. В целях упрощения примем
Полная мощность трехфазной машины
, (2.166)
Учитываем, что
, (2.167)
, (2.168)
, (2.169)
тогда
, (2.170)
Вычислим произведение матриц:
Следовательно
, (2.171)
Из условия инвариантности следует принять
, (2.172) откуда , (2.173)
Но существует и другой подход к фазным преобразованиям, предложенный Ковачем и Рацем […]. Сущность его состоит в том, что в преобразованиях переменных от трехфазной машины к двухфазной и наоборот переменные одной фазы, например фазы (фазы ) не изменяются. Тогда при переходе от трехфазной машины к двухфазной следует взять :
, (2.174)
Для соблюдения инвариантности мощности необходимо в этом случае в формулах мощности и электромагнитного момента использовать коэффициент : , (2.175) ,(2.176)
При переходе от двухфазной машины к трехфазной в преобразованиях переменных принимают коэффициент :
, (2.177)
Если трехфазная машина имеет переменную нулевой последовательности (четырехпроводная система), то , (2.178)
и , (2.179)
При наличии нулевой последовательности в токах и напряжениях в четырехпроводной системе будет потребляться мгновенная мощность
,
Где - соответственно нулевая последовательность напряжения и тока.
35. Инвариантность мощности в преобразованиях уравнений ОЭМ от осей к осям u-v
(2.81)
Уравнения (2.81не имеют периодически изменяющихся коэффициентов, хотя остаются нелинейными, так как имеют произведения переменных величин ( и y). Вместе с тем в этих уравнениях появляются составляющие ЭДС, связанные с вращением системы координат u- относительно исходной системы координат 1a-1b. Указанные уравнения соответствуют другой модели ОЭМ, где на взаимно перпендикулярных осях u- находятся неподвижные относительно друг друга системы обмоток, которые вращаются со скоростью относительно осей 1a-1b. Возникающие при таком вращении дополнительные ЭДС и обеспечивают инвариантность мощности при преобразованиях переменных. Покажем, что при рассмотренном координатном преобразовании соблюдается инвариантность мощности. В целях упрощения примем u2d=u2q=0, тогда полная мощность S:
(2.83)
Представим векторы напряжения и тока через обратные преобразования (2.63), (2.64) и учтем, что
, (2.84)
тогда
так как (2.86)
Равенство (2.87)
подтверждает инвариантность мощности при координатном преобразовании.
36 РЕЖИМЫ РАБОТЫ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЕЙ и ограничения на электромеханические преобразования энергии
Электрическая машина обратима, поэтому она может работать в двух режимах, двигательном итормозном. В двигательном режиме электромагнитная мощность принимается положительной (Рэм = Мw >0), а в тормозном режиме -отрицательной (Рэм = Mw < 0).
Каждый тормозной режим является генераторным, так как энергия поступает в электрическую машину с вала, преобразуется в электрическую, отдается в сеть или рассеивается в сопротивлениях, связанных с якорем. Различают три тормозных режима электрической машины:
1) Рекуперативное торможение,т. е. генераторный режим работы электрической машины параллельно с сетью. В этом режиме к двигателю поступает механическая энергия, которая за вычетом потерь возвращается в сеть в виде электрической энергии (рис. 3.2).
2) Торможение противовключением,т. е. генераторный режим работы электрической машины последовательно с сетью. В режиме противовключения к электрической машине с одной стороны подводится механическая, ас другой - электрическая энергия, и суммарная энергия превращается в потери (рис. 3.3).
3) Динамическое торможение, т. е. генераторный режим работы электрической машины независимо от сети. В этом режиме подводимая к валу механическая энергия преобразуется в электрическую, а затем выделяется в виде потерь (рис. 3.4).
Электромеханическое преобразование энергии сопровождается потерями, которые выделяются в виде тепла в соответствующих частях электрической машины и вызывают ее нагревание. Нагревание электрической машины ограничивается допустимой температурой. Поэтому первым ограничением преобразования энергии в электродвигателе будет ограничение по нагреву: мощность, момент и ток двигателя не должны превышать значений, допустимых по нагреву. Допустимые по условиям нагрева данные электродвигателя называются ) номинальными.
Второе ограничение, связанное с преобразованием энергии электродвигателем, состоит в кратковременно допустимом токе и моменте: Iдоп, Мдоп, которые электродвигатель может безопасно выдерживать заданное время. Отношение этих величин к номинальным называют перегрузочной способностью двигателя.
Для коллекторных машин перегрузочная способность ограничивается в первую очередь условиями коммутации. Реактивная ЭДС в коммутирующей секции обмотки якоря, которая определяет искрение на коллекторе, пропорциональна произведению скорости со и тока якоря I. В связи с этим, исходя из допустимой степени искрения на коллекторе, в диапазоне скоростей w > wном следует уменьшать допустимое значение тока:
Для обычных двигателей постоянного тока при номинальной скорости
Третье ограничение при преобразовании энергии электродвигателем связа-ю с допустимой скоростью изменения тока. В коллекторных машинах для улучшения условий коммутации применяют добавочные полюса. Из-за магнитной инерционности искрение на коллекторе зависит от скорости изменения тока якоря. Для нормальной работы коллекторной электрической машины необходимо, чтобы выполнялось условие:
Следует заметить, что ограничение на скорость изменения тока существует и всиловых полупроводниковых приборах, например, тиристорах, хотя она там на порядки выше, чем в двигателях постоянного тока, для которых обычно
В бесколлекторных машинах переменного тока (асинхронных, синхронных) перегрузочная способность выше, чем в коллекторных машинах, и ограничивается наибольшим (критическим) моментом, который может развивать машина при данном напряжении и токе возбуждения. •
Максимальное значение скорости двигателя ограничивается механической прочностью подшипниковых узлов и креплений ротора, а для коллекторных машин - главным образом, допустимым значением реактивной ЭДС.
Теперь можно на плоскости переменных о)-М выделить облает допустимых значений для длительной и кратковременной работы электродвигателя (рис. 3.5),
37. МОДЕЛЬ ДПТ НВ В ОСЯХ И ЕЁ УРАВНЕНИЯ
Модель обобщенной электрической машины в осях 1α-1β, 2d-2q включает в себя все частные модели электрических машин. Модель ДПТ НВ получается из этой модели с помощью следующих изменений:
1) Обмотка статора по оси 1β включается на постоянное напряжение, а обмотка статора по оси 1α не используется;
2) Обмотки фаз 2d, 2q питаются переменными токами i2d, i2q от преобразователя частоты ПЧ, осуществляющего коммутацию тока в функции электрического угла φЭЛ поворота ротора с угловой частотой ωЭЛ, где сигнал φЭЛ поступает от датчика положения ротора ДПР (рис.3.6).
Если ПЧ – вентильный преобразователь частоты коммутируемый с помощью ДПР, то эта модель соответствует модели вентильного (электроннокоммутируемого) двигателя. Если же ПЧ – механический коммутатор, т.е. коллектор со щетками, то рис. 3.1 представляет собой модель коллекторного двигателя постоянного тока.
Для двухфазной модели обобщенной электрической машины в осях 1α-1β, 2d-2q была получена формула (2.25) мгновенного значения электромагнитного момента
В представленной на рис. 3.6 модели ДПТ НВ U1α=0, i1α=0, поэтому
(3.5)
Для непрерывного преобразования энергии электродвигателем необходимо, чтобы электромагнитный момент (3.5) не зависел от положения ротора, т.е. от φЭЛ. Это возможно, если
(3.6)
тогда
(3.7)
Преобразуем токи ротора i2d, i2q к неподвижным осям α-β, используя общие формулы (2.50) прямого преобразования переменных ротора:
(3.8)
где ΔφК=φК-φЭЛ=(ωК-ωЭЛ)t
Для неподвижных осей α-β имеем ωК=0 и
ΔφК=-ωЭЛt=-φЭЛ (3.9)
тогда с учетом (3.6) и (3.9) имеем
(3.10)
т.е. i2α=iЯ и i2q=0.
Следовательно, две обмотки ротора, находящиеся на осях 2d-2q, при преобразовании к осям статора дают одну обмотку, оп которой протекает постоянный ток iя.
38. МАТЕМАТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ДПТ НВ И СТРУКТУРНАЯ СХЕМА ДПТ НВ В ОСЯХ
Уравнение обобщенной электрической машины в осях α-β применительно к условиям ДПТ НВ:
(3.12)
Имеют вид
(3.13)
Учитывая, что
(3.14) пол-ем (3.15)
Изменяя обозначения переменных обобщенной электрической машины в осях α-β на привычное обозначение переменных ДПТ НВ:
(3.16) то (3.17)
Обозначим:
(3.18)
(3.19)
где е – ЭДС вращения ДПТ НВ,
Ф – магнитный поток взаимоиндукции,
k – конструктивный коэффициент определяемый как
(3.20)
N – число активных проводников обмотки якоря,
а – число пар параллельных ветвей обмотки.
На основании (3.19) имеем
(3.21)
где
(3.22)
LФ – эквивалентная индуктивность, определяющая связь между магнитным потоком взаимоиндукции и током возбуждения электрической машины.Величину LФ можно определить из кривой намагничивания электрической машины (рис. 3.9).
Теперь систему уравнений (3.17) можно записать в виде:
(3.23)
Выразим
(3.24)
и подставим в первое уравнение (3.23):
(3.25)
Обозначим
(3.26) (3.27)
тогда (3.23) можно представить в таком виде
(3.28)
где ТВ – электромагнитная постоянная времени цепи возбуждения ДПТ НВ,
ТЯ – электромагнитная постоянная времени якорной цепи.
Систему уравнений (3.28) запишем в операторной форме
(3.29)