Эволюция естественнонаучной картины природы. Научные революции. Современная научная картина мира

1. Научные революции.

2. Классическая физическая картина мира

3. Современная физическая картина мира

4. Классическая астрономическая картина мира

5. Современная астрономическая картина мира

6. Классическая химическая картина мира

7. Современная химическая картина мира.

8. Классическая биологическая картина мира

9. Современная биологическая картина мира и будущее науки.

Учебная литература

Основная

1. Горелов, А. А. Концепции современного естествознания: учеб. пособие по дисциплине "Концепции современного естествознания" для студ. вузов, обуч. по гуманит. и соц.-эконом. спец. / А. А. Горелов. - М. : Юрайт, 2009. . - 334 с.

2.Концепции современного естествознания: учеб. пособие для студ. гум. и эконом. спец. вузов / ред. С. И. Самыгин. - 10-е изд. - Ростов н/Д : Феникс, 2008. - 412 с.

3.Найдыш В. М. Концепции современного естествознания: учебник для студ. вузов, обуч. по гуманит. спец. и напр. подгот. / В. М. Найдыш. - Изд. 3-е, перераб. и доп. - М.: Альфа-М ; М. : ИНФРА-М, 2009. - 704 с.

Дополнительная

1.Дубнищева Т.Я. Концепции современного естествознания. Учебник. — Новосибирск, 2001. — С. 15 — 30.

2.Стёпин В.С. Теоретическое знание. — М., 2000. — С. 185 — 231.

1. Алёшин А.И., Аршинов В.И. и др. Философско-методологические проблемы специальных наук (физика, биология, психология когнитивная наука, лингвистика) // Вопросы философии. — 1988 . — № 6.

2. Давыдов Ю.Н. «Картины мира» и типы рациональности // Вопросы философии. — 1989 . — № 8.

3. Дротянко Л.Г. Социокультурная детерминация фундаментальных и прикладных наук // Вопросы философии. — 2000. — №1.

4. Казютинский В.В., Стёпин В.С. Междисциплинарный синтез и развитие современной научной картины мира // Вопросы философии. — 1988 . — № 4.

5. Кедров Б.М. Классификация наук. — М.,1989. — Т.1,2.

6. Макушинский А. Современный «образ мира»: действительность // Вопросы философии. —2002. — №6.

Дополнительная литература

2. Гайденко П.П. У истоков классической механики // Вопросы фило-софии. — 1996. — №5.

9. . Голин Г.М. Филонович С.Р. Классики физической науки. С древнейших времен до начала ХХ века. — М., 1989.

10. Гуркин В.А. Эксперимент в эпоху эллинизма // Природа. – 2000. — №6.

11. Гусев Д.А. Краткая история естествознания: Три научные картины мира. — М., 2004.

12. Паскаль Б. Предисловие к трактату о пустоте // Вопросы философии. — 1994. — № 6.

13. Тюлина И.А., Чиненова В.Н. История механики. Ч. 1, 2. — М., 2002.

14. Эйнштейн А. Эволюция физики. — М., 2001.

СЕМИНАР №5 (4 часа)

Генетические особенности биологического уровня организации материи

1.1.Понятие гена и хромосомы. Опытное подтверждение химической природы хромосом. ДНК как носитель генетической информации.

1.2.Установление структуры ДНК. Исследования Тодда, Уотсона и Крика. 3.Уникальный механизм «воспроизводства». Первые модели.

1.4.Генетическая информация и ее роль в функционировании клетки.

1.5.Мутации и их возможная природа.

1.6.Опыты Моргана и его идея генетических карт.

1.7.Основание русскими учеными радиобиологии. Генная инженерия.

Системы управления генетической информацией. Этика научных исследований.

2.1.Генетический код. Гены-операторы и гены-регуляторы. Единство генетических программ клетки — универсальность клетки.

2.2.Идеи и первые опыты клонирования. Поиски механизмов активации и репрессии генов.

2.3.Новые технологии в медицине. Понятие гормона. Молекулярная сигнализация. Значение информации для эволюции живой материи.

2.4.Этика научных исследований в области физики, химии, биологии.

Учебная литература

Основная

1. Горелов, А. А. Концепции современного естествознания: учеб. пособие по дисциплине "Концепции современного естествознания" для студ. вузов, обуч. по гуманит. и соц.-эконом. спец. / А. А. Горелов. - М. : Юрайт, 2009. . - 334 с.

2.Концепции современного естествознания: учеб. пособие для студ. гум. и эконом. спец. вузов / ред. С. И. Самыгин. - 10-е изд. - Ростов н/Д : Феникс, 2008. - 412 с.

3.Найдыш В. М. Концепции современного естествознания: учебник для студ. вузов, обуч. по гуманит. спец. и напр. подгот. / В. М. Найдыш. - Изд. 3-е, перераб. и доп. - М.: Альфа-М ; М. : ИНФРА-М, 2009. - 704 с.

Дополнительная

1. Акифьев А.П. Избыточная ДНК — генетическая квадратура круга?// Природа. – 2004. — № 10.

2. Берг Р.Л. Из воспоминаний генетика // Вопросы философии. — 1993 . — № 7.

3. Карпов В.Л. От чего зависит судьба гена // Природа. – 2005. — № 3.

4. Макнайт С. Л. Молекулярные застежки-молнии и регуляция генов // В мире науки. — 1991. — № 6.

5. Пиаже Ж. Генетическая эпистемология // Вопросы философии. — 1993. — № 5.

6. Проблемы и перспективы молекулярной генетики: в 2 т. — М., 2003.

Учебная литература

Основная

1. Горелов, А. А. Концепции современного естествознания: учеб. пособие по дисциплине "Концепции современного естествознания" для студ. вузов, обуч. по гуманит. и соц.-эконом. спец. / А. А. Горелов. - М. : Юрайт, 2009. . - 334 с.

2..Найдыш В. М. Концепции современного естествознания: учебник для студ. вузов, обуч. по гуманит. спец. и напр. подгот. / В. М. Найдыш. - Изд. 3-е, перераб. и доп. - М.: Альфа-М ; М. : ИНФРА-М, 2009. - 704 с.

Дополнительная литература

1. Конюхов Б. В. Долли — случайность или закономерность? // Человек. — 1998. — № 3.

2. Маниатис Т., Фрич Э. Сэмбрук Дж. Методы генетической инженерии // Молекулярное клонирование. — М., 1894.

3. Ратнер В.А. Молекулярно-генетическая система управления // Природа. – 2001. — № 3.

4. Свод этических правил поведения клинических испытаний и медикобиологических экспериментов на человеке // Вопросы философии. — 1994. — № 3.

5. Струнников В.А.. Клонирование животных: теория и практика // Природа. — 1998. — № 7.

СЕМИНАР № 6 (2 часа)

Наши рекомендации