Сборник задач по курсу физики

Л.В.Гулин, С.В.Анахов

СБОРНИК ЗАДАЧ ПО КУРСУ ФИЗИКИ

Учебно-методическое пособие

Екатеринбург

ББК В3я73

УДК 530.1 (076)

Г 94

Сборник задач по курсу физики: Учеб.-метод. пособие / Л.В.Гулин, С.В.Анахов. -Екатеринбург: ГОУ ВПО «Российский гос. проф.-пед.ун-т», 2009. – 120 с.

В учебно-методическом пособии приведены варианты контрольных работ по курсу физики, даны методические указания к их выполнению, примеры решения типовых задач.

Предназначено студентам инженерно-педагогиче­ских и профессионально-педагогических специально­стей.

Отв. редактор доктор физико-математических наук, профессор А.С. Борухович

Рецензенты: заведующий кафедрой общей физики Уральского государственного педагогического университета доктор физико-математических наук, профессор П.С. Попель; заведующий кафедрой микропроцессорной техники Российского государственного профессионально-педагогического университета кандидат технических наук, доцент А.А. Карпов

      У   У     Гулин Л.В., Анахов С.В., 2009   ГОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», 2009

Введение

В условиях интенсивного научно-технического прогресса необходимо повышение уровня естественнонаучного образования. Для этого максимальное внимание должно быть уделено изучению в высших учебных заведениях любого профиля дисциплин, составляющих фундамент современного учения об окружающем мире.

В этом смысле физика занимает особое положение. Именно на ее основе развиваются все направления техники. В недрах физики появились многие основополагающие идеи современной химии и биологии. На стыке физики и математики родилась кибернетика. Достижения физики последних десятилетий стимулировали появление новой междисциплинарной науки - синергетики. Изучение физики расширяет общий кругозор, развивает критический подход к анализу не только явлений живой и неживой природы, но и закономерностей развития общества.

Современная физика как наука является важнейшим достижением общечеловеческой культуры в целом. Постоянное оперирование моделями при изучении физики вырабатывает способность к абстрактному мышлению, выделению в том или ином явлении главного, а широкое применение математического аппарата приучает к использованию научных методов. Современный специалист любого профиля встречается в своей практике с большим числом разнообразных механизмов, приборов и методов исследования. Понять принципы действия большинства из них невозможно без общефизической подготовки.

Настоящий сборник задач поможет студентам овладеть приемами и методами решения конкретных задач из различных областей физики.

ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

1.1. Самостоятельная работа студента

Учебная работа студента по курсу физики склады­вается из работы на установочных лекциях и практи­ческих занятиях во время лабораторно-экзаменацион­ной сессии и решения задач контрольной работы в ходе самостоятельного изучения курса в межсессион­ный период.

Самостоятельное изучение курса физики следует проводить по учебным пособиям и учебникам [1-12]. Справочные материалы, необходимые при решении задач, приведены в приложении.

Сдача экзамена и зачета

Изучение физики в каждом семестре заканчивается сдачей экзамена или зачета. Вид отчетности определяется учебным планом и зависит от специализации, формы и сроков обучения.

Необходимое условие допуска студента к сдаче экзамена или зачета - выполнение всех контрольных мероприятий и лабораторных работ. Для студентов-заочников обязательным является собеседование с преподавателем, проверяющим контрольную работу. Только при положительном результате собеседования студент получает зачет по контрольной работе и допускается к сдаче семестрового экзамена или зачета.

Экзамены и зачеты проводятся по расписанию во время лабораторно-экзаменационной сессии. По нормам высшей школы на экзамен выделяется целый день, на зачет - половина рабочего дня.

Экзамены принимаются по билетам или тестам, утвержденным заведующим кафедрой. В билете, как правило, имеется два теоретических вопроса и задача. Перечень теоретических вопросов комплекта билетов сообщается или выдается студентам на установочной сессии. Студенты, показавшие отличные и хорошие знания при защите контрольных работ, освобождаются от решения задачи на экзамене. Студенты, отлично выполнившие контрольные работы, по представлению преподавателя могут быть освобождены заведующим кафедрой от экзамена с проставлением в экзаменационную ведомость оценки "отлично". Список таких студентов сообщается учебной группе перед началом экзамена или зачета.

Зачет может приниматься по усмотрению преподавателя по билетам, тестам или по результатам выполнения контрольной работы.

ПРИМЕРЫ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ

Механика (№№ 101-170)

Пример 1. Эскалатор поднимает идущего по нему вверх человека за t1=1 мин. Если человек будет идти вдвое быстрее, то он поднимется за t2=45 с. Сколько времени будет подниматься человек, стоящий на эскалаторе?

Решение. Пусть искомое время равно сборник задач по курсу физики - student2.ru t; расстояние, которое человек проезжает на эскалаторе, равно s, а скорость движения эскалатора равна v. При равномерном движении эти величины связаны соотношением

сборник задач по курсу физики - student2.ru . (1)

Аналогичные соотношения могут быть записаны для t1 и t2:

сборник задач по курсу физики - student2.ru , (2)

сборник задач по курсу физики - student2.ru . (3)

Скорости v1 и v2 можно найти следующим образом:

v1 = v + vо, (4)

v2 = v + 2vо, (5)

где v0 - скорость движения человека относительно эскалатора в случае, когда время подъема равно t1.

Подставляя соотношения (4) и (5) в формулы (2) и (3), получим

сборник задач по курсу физики - student2.ru , (6)

сборник задач по курсу физики - student2.ru . (7)

Перепишем соотношения (6) и (7) в виде

сборник задач по курсу физики - student2.ru ,

сборник задач по курсу физики - student2.ru .

Введем обозначение x = vо/s. Тогда с учетом соотношения (1) получим систему уравнений

сборник задач по курсу физики - student2.ru сборник задач по курсу физики - student2.ru сборник задач по курсу физики - student2.ru

Почленное вычитание уравнения (8) из уравнения (9) дает

сборник задач по курсу физики - student2.ru

Подставляя x в уравнение (8), получим

сборник задач по курсу физики - student2.ru .

После преобразований получим выражение

сборник задач по курсу физики - student2.ru .

Выразив t1 в секундах, находим

сборник задач по курсу физики - student2.ru = 90 с.

Пример 2. Скорость тела, движущегося прямолинейно, меняется по закону v = At + Bt3, где A = 1 м/с2; B = 3 м/с4.

Чему будет равно ускорение тела к моменту времени, когда оно пройдет расстояние s = 14 м?

Решение. Ускорение есть производная от скорости по времени:

сборник задач по курсу физики - student2.ru . (1)

Время t находим, используя соотношение

сборник задач по курсу физики - student2.ru . (2)

Введем обозначение z = t2 и, используя исходные данные, запишем соотношение (2) в виде

сборник задач по курсу физики - student2.ru .

После преобразований получим уравнение

3z2 + 2z - 56 = 0. (3)

Решение уравнения (3) дает

сборник задач по курсу физики - student2.ru = 4 с2,

сборник задач по курсу физики - student2.ru = -4,7 с2.

Значение z2 должно быть отброшено, так как в соответствии с введенным обозначением z > 0. Подставляя z = 4 с2 в уравнение (1), находим

сборник задач по курсу физики - student2.ru = 37 м/с2.

Пример 3. Траектория движения материальной точки задается уравнениями: x = At2; y = Bt, где A = 4 м/с2; B = 2 м/с. Радиус кривизны траектории через промежуток времени t = 1 с после начала движения равен R = 17 м. Определить полное ускорение точки в этот момент времени. Построить траекторию движения за первые две секунды.

Решение. Уравнение траектории задано в параметрическом виде:

x = At2, (1)

y = Bt. (2)

Чтобы получить уравнение траектории в явном виде, исключим время из уравнений (1) и (2):

сборник задач по курсу физики - student2.ru .

Полученное выражение представляет собой уравнение верхней ветви параболы, ось которой направлена вдоль оси x. Для построения траектории найдем по уравнениям (1) и (2) значения x и y в моменты времени, взятые с интервалом 0,5 с:

t, c x, м y,м
0,0
0,5
1,0
1,5
2,0

Траектория движения точки представлена на рис. 1.

 
  сборник задач по курсу физики - student2.ru

Рис. 1

Полное ускорение определяется по формуле

сборник задач по курсу физики - student2.ru , (3)

где сборник задач по курсу физики - student2.ru и сборник задач по курсу физики - student2.ru - тангенциальное и нормальное ускорения соответственно. Эти ускорения находим по формулам

сборник задач по курсу физики - student2.ru , (4)

сборник задач по курсу физики - student2.ru , (5)

где v - модуль вектора скорости точки, определяемый по формуле

сборник задач по курсу физики - student2.ru . (6)

В свою очередь, vx и vy - проекции вектора скорости на оси x и y - вычисляются по формулам

сборник задач по курсу физики - student2.ru , (7)

сборник задач по курсу физики - student2.ru (8)

Подставляя уравнения (7) и (8) в (6), получим

сборник задач по курсу физики - student2.ru , (9)

а затем в соответствии с формулой (4) находим

сборник задач по курсу физики - student2.ru (10)

Вычисления по формуле (9) дают значение модуля скорости, равное v = 8,25 м/с, что после подстановки в уравнение (5) позволяет определить нормальное ускорение:

сборник задач по курсу физики - student2.ru = 4 м/с2. (11)

Подставляя результаты вычислений по формулам (10) и (11) в выражение (4), находим полное ускорение:

сборник задач по курсу физики - student2.ru = 8,73 м/с2.

Пример 4. Шайба лежит на платформе, вращающейся вокруг вертикальной оси. Расстояние от шайбы до оси вращения равно R = 2 м. При частоте вращения n = 9 об/мин шайба начинает скользить по платформе. Определить коэффициент трения шайбы о платформу.

Решение. На шайбу действуют три силы (рис. 2): сила тяжести сборник задач по курсу физики - student2.ru , сила нормальной реакции опоры сборник задач по курсу физики - student2.ru и сила трения сборник задач по курсу физики - student2.ru .

сборник задач по курсу физики - student2.ru

Рис.2

Запишем уравнение движения шайбы (второй закон Ньютона) сначала в векторной форме:

сборник задач по курсу физики - student2.ru ,

затем в проекциях на оси Ox:

сборник задач по курсу физики - student2.ru (1)

и Oy:

сборник задач по курсу физики - student2.ru . (2)

Оставаясь неподвижной относительно платформы, шайба вместе с тем движется с ускорением, которое является центростремительным и определяется по формуле

сборник задач по курсу физики - student2.ru , (3)

где v - линейная скорость шайбы.

Модуль силы трения вычисляется по формуле

сборник задач по курсу физики - student2.ru , (4)

где m - коэффициент трения.

Перепишем формулу (4) с учетом уравнения (2):

сборник задач по курсу физики - student2.ru , (5)

а уравнение (1) - с учетом формул (3) и (5):

сборник задач по курсу физики - student2.ru . (6)

Линейная скорость связана с частотой вращения соотношением

сборник задач по курсу физики - student2.ru . (7)

Подставляя уравнение (7) в формулу (6), имеем

сборник задач по курсу физики - student2.ru .

После преобразований и подстановки исходных данных в системе СИ получим

сборник задач по курсу физики - student2.ru 0,18.

Пример 5. Конькобежец массой m1, стоя на льду, толкает в горизонтальном направлении камень массой m2 = 5 кг и откатывается назад со скоростью u1= 0,3 м/с относительно земли. Коэффициент трения камня о лед равен m =0,06; расстояние, на которое переместился камень, равно s = 15 м. Определить массу конькобежца.

Решение. Конькобежец и камень (рис. 3) составляют замкнутую систему, для которой выполняется закон сохранения импульса

сборник задач по курсу физики - student2.ru сборник задач по курсу физики - student2.ru (1)

Левая часть уравнения (1) представляет собой импульс системы "конькобежец - камень" до толчка, когда камень и конькобежец покоились; правая — после толчка.

сборник задач по курсу физики - student2.ru

Рис. 3

Запишем уравнение (1) в проекциях на горизонтальную ось:

0 = - m1u1 + m2u2

и получим выражение для модуля скорости камня после броска

сборник задач по курсу физики - student2.ru (2)

При движении камня по льду на него действуют три силы: сила тяжести сборник задач по курсу физики - student2.ru , сила нормальной реакции опоры сборник задач по курсу физики - student2.ru и сила трения сборник задач по курсу физики - student2.ru . Первые две силы перпендикулярны к направлению движения и работы не совершают, поэтому работа всех сил будет равна работе силы трения:

сборник задач по курсу физики - student2.ru .

Изменение кинетической энергии камня в процессе торможения после броска составит

сборник задач по курсу физики - student2.ru .

Используя теорему о кинетической энергии, получим

сборник задач по курсу физики - student2.ru . (3)

Переписав формулу (3) с учетом выражения (2):

сборник задач по курсу физики - student2.ru ,

получим выражение для расчета искомой величины

сборник задач по курсу физики - student2.ru .

После подстановки исходных данных имеем

сборник задач по курсу физики - student2.ru = 70 кг.

Пример 6. Нерастяжимая тонкая гибкая нить одним концом закреплена, как показано на рис.4, затем перекинута через невесомый подвижный блок и через неподвижный блок в виде сплошного диска массой m = 6 кг. К подвижному блоку подвешен груз массой m1 = 5 кг, ко второму концу нити подвешен груз массой m2 = 10 кг.

Определить: 1) скорости поступательного движения грузов v1 и v2 , когда они, будучи предоставленными самим себе, придут в движение и правый груз опустится на высоту h = 3,5 м; 2) ускорения a1 и a2 , с которыми будут двигаться грузы; 3) силы натяжения нити. Трением, массой нити и массой подвижного блока можно пренебречь.

сборник задач по курсу физики - student2.ru   Рис. 4   сборник задач по курсу физики - student2.ru   Рис. 5  

Решение. На тела системы действуют консервативные силы тяжести и упругости, поэтому выполняется закон сохранения механической энергии:

сборник задач по курсу физики - student2.ru , (1)

где w - угловая скорость неподвижного блока;

J - момент инерции неподвижного блока.

Очевидно, что

сборник задач по курсу физики - student2.ru . (2)

Скорость поступательного движения правого груза совпадает с линейной скоростью точек, лежащих на ободе неподвижного блока, поэтому

сборник задач по курсу физики - student2.ru , (3)

где R - радиус неподвижного блока.

Момент инерции блока в виде сплошного диска определяется по формуле

сборник задач по курсу физики - student2.ru . (4)

Перепишем уравнение (1) с учетом формул (2)-(4):

сборник задач по курсу физики - student2.ru .

После преобразований получим

сборник задач по курсу физики - student2.ru . (5)

Подставляя исходные данные в формулу (5), найдем скорость v2:

сборник задач по курсу физики - student2.ru = 6 м/с,

а затем по формуле (2) вычислим v1:

сборник задач по курсу физики - student2.ru = 3 м/с.

Ускорение второго груза найдем по формуле

сборник задач по курсу физики - student2.ru = 5,14 м/с2. (6)

Очевидно, что ускорение первого груза будет вдвое меньше:

сборник задач по курсу физики - student2.ru = 2,57 м/с2. (7)

Рассмотрим силы, действующие на тела системы (рис. 5). На первый груз действуют силы натяжения нити сборник задач по курсу физики - student2.ru и сборник задач по курсу физики - student2.ru , а также сила тяжести сборник задач по курсу физики - student2.ru . На второй груз действует сила тяжести сборник задач по курсу физики - student2.ru и сила натяжения нити сборник задач по курсу физики - student2.ru .

Направим ось y вертикально вверх и напишем для каждого груза уравнение движения (второй закон Ньютона) в проекциях на эту ось.

Для первого груза

сборник задач по курсу физики - student2.ru , (8)

для второго груза

сборник задач по курсу физики - student2.ru . (9)

Момент сил сборник задач по курсу физики - student2.ru и сборник задач по курсу физики - student2.ru относительно оси подвижного блока равен нулю, так как блок невесомый. Из этого следует, что сборник задач по курсу физики - student2.ru и уравнение (8) может быть переписано в виде

сборник задач по курсу физики - student2.ru .

Найдем Т1 с учетом формулы (7):

сборник задач по курсу физики - student2.ru = 30,9 Н. (10)

Выразим T2 из уравнения (9) и найдем с учетом (6):

сборник задач по курсу физики - student2.ru = 46,6 H. (11)

Под действием сил сборник задач по курсу физики - student2.ru и сборник задач по курсу физики - student2.ru неподвижный блок будет вращаться по часовой стрелке с угловым ускорением e. Согласно основному закону динамики вращательного движения

T'R - TR = Je . (12)

Угловое ускорение e связано с ускорением второго груза а2 и радиусом неподвижного блока R соотношением

сборник задач по курсу физики - student2.ru . (13)

Подстановка формул (4) и (13) в выражение (12) приводит после сокращения на R к уравнению

сборник задач по курсу физики - student2.ru .

Это уравнение нужно лишь для проверки правильности ранее найденных значений Т1 и Т2, так как согласно третьему закону Ньютона с учетом невесомости нити имеем

T'= Т2 = 46,6 Н,

Т = Т1 = 30,9 Н.

Пример 7. Горизонтальная платформа в виде сплошного диска массой m1 = 200 кг вращается вокруг вертикальной оси, проходящей через ее центр, с частотой n = 8,5 об/мин. Человек массой m2 стоит при этом в центре платформы. Когда человек перешел на край платформы, она стала вращаться с частотой n’ = 5 об/мин. Найти массу человека, считая его материальной точкой.

Решение. Человек и платформа представляют собой замкнутую систему тел, вращающихся вокруг одной и той же неподвижной оси. Для такой системы справедлив закон сохранения момента импульса

сборник задач по курсу физики - student2.ru , (1)

где J1 и сборник задач по курсу физики - student2.ru — моменты инерции платформы до и после перехода человека соответственно;

J2 и сборник задач по курсу физики - student2.ru — моменты инерции человека до и после перехода соответственно;

w — угловая скорость платформы и человека до перехода;

w’ — угловая скорость платформы и человека после перехода.

Угловые скорости связаны с частотой вращения соотношениями

сборник задач по курсу физики - student2.ru , (2)

сборник задач по курсу физики - student2.ru (3)

Момент инерции платформы (сплошного диска) определяется по формуле

сборник задач по курсу физики - student2.ru , (4)

где R - радиус платформы.

Очевидно, что J1 = сборник задач по курсу физики - student2.ru Момент инерции человека (материальной точки), находящегося на краю платформы, определяется по формуле

сборник задач по курсу физики - student2.ru (5)

Момент инерции человека, стоящего в центре платформы, равен J2 = 0. C учетом этого, а также принимая во внимание формулы (2)-(5), перепишем уравнение (1) в виде

сборник задач по курсу физики - student2.ru сборник задач по курсу физики - student2.ru сборник задач по курсу физики - student2.ru сборник задач по курсу физики - student2.ru сборник задач по курсу физики - student2.ru .

После сокращений на общие множители и перегруппировки членов получим

сборник задач по курсу физики - student2.ru . (6)

Подстановка исходных данных в формулу (6) дает

сборник задач по курсу физики - student2.ru 70 кг.

Термодинамика (№№ 231-250)

Пример 1. Кислород массой m = 2 кг занимает объем V1 = 1 м3 и находится под давлением P1 = 0,2 МПа. После нагревания при постоянном давлении он занял объем V2 = 3 м3, а затем его давление в ходе изохорического процесса стало равным P3 = 0,5 МПа. Найти изменение внутренней энергии газа DU, совершенную им работу A и количество теплоты Q, переданной газу. Построить график процесса.

сборник задач по курсу физики - student2.ru Решение. График процесса приведен на рис. 6.

Работа расширения газа A12 при изобарическом переходе из состояния 1 в состояние 2 вычисляется по формуле

сборник задач по курсу физики - student2.ru

Работа газа A23 при изо-хорическом переходе из сос-тояния 2 в состояние 3 равна нулю.

Таким образом, полная работа A, совершаемая газом при переходе из состояния 1 в состояние 3, равна

сборник задач по курсу физики - student2.ru .

Изменение внутренней энергии газа при переходе 1®2®3 определяется соотношением

сборник задач по курсу физики - student2.ru (1)

где i - число степеней свободы газа;

T1 и T3 - температура газа соответственно в начальном и конечном состояниях.

Уравнения Менделеева - Клапейрона для состояний 1 и 3 запишутся в виде

сборник задач по курсу физики - student2.ru (2)

сборник задач по курсу физики - student2.ru (3)

После совместного решения уравнений (1)-(3) получим выражение для изменения внутренней энергии газа:

сборник задач по курсу физики - student2.ru

Согласно первому началу термодинамики, теплота Q, переданная газу, расходуется на совершение газом работы и на изменение его внутренней энергии:

Q = A + D1U.

Произведем вычисления, учитывая, что для двухатомных молекул кислорода сборник задач по курсу физики - student2.ru кг/моль, а число степеней свободы i = 5:

A = A12 = 0,2×106×(3 - 1) = 0,4×106 Дж = 0,4 МДж;

сборник задач по курсу физики - student2.ru ×МДж;

Q = (3,25 + 0,4) = 3,65 МДж.

Пример 2. Тепловой двигатель, работающий по циклу Карно, получает тепло от нагревателя при температуре 227 °С в количечтве Q1=5 кДж за цикл и передает часть его окружающему воздуху. При этом двигатель совершает за цикл работу, равную 2 кДж.

С каким к.п.д. работает двигатель? Какова температура окружающего воздуха и как изменяется его энтропия за счет работы двигателя в течении одного цикла?

Р е ш е н и е. Коэффициент полезного действия двигателя, работающего по циклу Карно, равен

сборник задач по курсу физики - student2.ru (1)

где Q2 - тепло, передаваемое двигателем холо-дильнику (окружающей среде);

A - работа;

Т2 – температура холодильника (окружающей среды - воздуха);

Т1 - температура нагревателя.

Отсюда к.п.д.:

сборник задач по курсу физики - student2.ru .

Температура окружающей среды (Т1=227+273=500К):

Т21(1-h)=500(1-0,4)=300К=270С.

Изменение энтропии окружающей среды определим по формуле Клаузиуса:

сборник задач по курсу физики - student2.ru =0,01кДж/К=10Дж/К.

Заметим, что энтропия окружающей среды возрастает, так как она получает тепло от теплового двигателя.

Электростатика

Пример 1. Два точечных электрических заряда q1 = 1 нКл и q2 = - 2 нКл находятся в воздухе на расстоянии d = 10 см друг от друга. Определить напряженность сборник задач по курсу физики - student2.ru и потенциал j поля, создаваемого этими зарядами в точке А, удаленной от заряда q1 на расстояние r1 = 9 см и от заряда q2 - на расстояние r2 = 7 см.

Решение. Согласно принципу суперпозиции электрических полей каждый заряд создает поле независимо от присутствия в пространстве других зарядов. Поэтому напряженность электрического поля в искомой точке может быть найдена как геометрическая сумма напряженностей полей, создаваемых каждым зарядом в отдельности: сборник задач по курсу физики - student2.ru . Напряженности электрического поля, создаваемого в воздухе (e = 1) зарядами q1 и q2, равны

сборник задач по курсу физики - student2.ru , сборник задач по курсу физики - student2.ru . (1)

Вектор сборник задач по курсу физики - student2.ru (рис. 7) направлен по силовой линии от заряда q1, так как этот заряд положителен; вектор сборник задач по курсу физики - student2.ru направлен также по силовой линии, но к заряду q2, поскольку этот заряд отрицателен.

сборник задач по курсу физики - student2.ru

Модуль вектора сборник задач по курсу физики - student2.ru найдем по теореме косинусов:

сборник задач по курсу физики - student2.ru , (2)

где a - угол между векторами сборник задач по курсу физики - student2.ru и сборник задач по курсу физики - student2.ru , который мо-жет быть найден из треугольника со сторонами r1, r2 и d:

сборник задач по курсу физики - student2.ru .

Во избежание громоздких записей значение cosa удобнее вычислить отдельно:

сборник задач по курсу физики - student2.ru .

Подставляя выражения Е1 и Е2 из уравнений (1) в формулу (2) и вынося общий множитель за знак корня, получаем

сборник задач по курсу физики - student2.ru .

В соответствии с принципом суперпозиции потен-циал поля, создаваемого двумя зарядами q1 и q2, равен алгебраической сумме потенциалов, т.е.

сборник задач по курсу физики - student2.ru . (3)

Потенциал электрического поля, создаваемого в воздухе (e = 1) точечным зарядом q на расстоянии r от него, вычисляется по формуле

сборник задач по курсу физики - student2.ru . (4)

Согласно формулам (3) и (4),

сборник задач по курсу физики - student2.ru .

Учтем, что

сборник задач по курсу физики - student2.ru ,

и произведем вычисления:

сборник задач по курсу физики - student2.ru

сборник задач по курсу физики - student2.ru ×103 В/м сборник задач по курсу физики - student2.ru кВ/м.

сборник задач по курсу физики - student2.ru 157 В.

При вычислении Е знак заряда q2 опущен, так как он определяет направление вектора напряженности, которое было учтено при графическом изображении вектора сборник задач по курсу физики - student2.ru (см. рис. 7).

Пример 2.Конденсатор емкостью C1 = 3 мкФ был заряжен до разности потенциалов U1 = 40 В. После отключения от источника тока его соединили параллельно с другим незаряженным конденсатором емкостью C2 = 5 мкФ. Какая энергия W израсходуется на образование искры в момент присоединения второго конденсатора?

Решение. Энергия, израсходованная на образование искры, равна

W = W1- W2, (1)

где W1 - энергия, которой обладал первый конден-сатор до присоединения к нему второго конден-сатора;

W2 - энергия, которую имеет батарея, состав-ленная из двух конденсаторов.

Энергия заряженного конденсатора определяется по формуле

сборник задач по курсу физики - student2.ru , (2)

где C - емкость конденсатора;

U - разность потенциалов между его обкладками.

Выразив в уравнении (1) энергии W1и W2 по формуле (2) и приняв во внимание, что общая емкость параллельно соединенных конденсаторов равна сумме емкостей отдельных конденсаторов, получим

сборник задач по курсу физики - student2.ru , (3)

где U2 - разность потенциалов на зажимах батареи конденсаторов.

Учитывая, что общий заряд q после подключения второго конденсатора остался прежним, выразим разность потенциалов U2 следующим образом:

сборник задач по курсу физики - student2.ru . (4)

Подставив выражение (4) в формулу (3), найдем

сборник задач по курсу физики - student2.ru .

Произведем вычисления:

сборник задач по курсу физики - student2.ru 1,5×10-3 Дж.

Постоянный ток

Пример 1.ПотенциометрссопротивлениемRп= 100 Ом подключен к батарее, ЭДС которой e = 150 В, а внут-реннее сопротивление r = 50 Ом, как показано на рис. 8.

Определить:

1) показание вольтметра, соединенного с одной из клемм потенциометра В и подвижным контактом А, установленным посередине потенциометра, еслисопротивление вольтметраравно RV =500 Ом;

2) разность потенциалов между теми же точками потенциометра при отключении вольтметра.

сборник задач по курсу физики - student2.ru

Решение. Показание вольтметра, подключенного к точкам А и В (рис. 8), или разность потенциалов U1 между точками А и В, определяем по формуле

U1 = I1R1, (1)

где R1 - сопротивление параллельно соединенных вольтметра и половины потенциометра;

I1 - суммарная сила тока в ветвях этого соединения (она равна силе тока в неразветвленной части цепи).

Силу тока I1 найдем по закону Ома для полной цепи:

сборник задач по курсу физики - student2.ru , (2)

где R - сопротивление внешней цепи. Оно является суммой двух сопротивлений:

сборник задач по курсу физики - student2.ru . (3)

Перепишем формулу (2) с учетом выражения (3):

сборник задач по курсу физики - student2.ru (4)

Сопротивление R1 найдем по формуле параллельного соединения проводников

сборник задач по курсу физики - student2.ru ,

откуда

сборник задач по курсу физики - student2.ru . (5)

Произведем промежуточные вычисления по формулам (5),(4) и (1):

сборник задач по курсу физики - student2.ru 45,5 Ом,

сборник задач по курсу физики - student2.ru 1,03 А,

U1 = 1,03×45,5 = 46,9 В.

Разность потенциалов между точками А и B при отключенном вольтметре равна произведению силы тока I2 на половину сопротивления потенциометра:

сборник задач по курсу физики - student2.ru (6)

Силу тока в цепи при отключенном вольтметре определяем по формуле

сборник задач по курсу физики - student2.ru (7)

Подставив выражение (7) в формулу (6), найдем разность потенциалов U2:

сборник задач по курсу физики - student2.ru

После вычислений получим

сборник задач по курсу физики - student2.ru 50 В.

Пример 2.Найти мощность, выделяемую электри-ческим током в нагрузке R = 25 Ом, если последняя подключена к источнику постоянного тока с внут-ренним сопротивлением r = 0,1 Ом и током короткого замыкания Iк.з = 150 А.

Решение. Записываем выражение для определения мощности, выделяемой на нагрузке R:

P = I2R. (1)

Согласно закону Ома для замкнутой цепи

сборник задач по курсу физики - student2.ru . (2)

Запишем соотношение, связывающее ток короткого замыкания Iк.з, ЭДС источника e и его внутреннее сопротивление r:

сборник задач по курсу физики - student2.ru . (3)

Отсюда

e = Iк.з r. (4)

Подстановка соотношения (4) в формулу (2) дает

сборник задач по курсу физики - student2.ru . (5)

Переписав формулу (1) с учетом выражения (5), получим окончательную формулу

сборник задач по курсу физики - student2.ru , (6)

а затем, подставив числовые значения, найдем

сборник задач по курсу физики - student2.ru 9 Вт.

Электромагнетизм

Пример 1. Два параллельных бесконечно длинных провода D и С, по которым текут в одном направлении электрические токи силой I = 60 А, расположены на расстоянии d = 10 см друг от друга.

сборник задач по курсу физики - student2.ru

Определить индукцию сборник задач по курсу физики - student2.ru магнитного поля, создаваемого проводниками с током в точке А (рис. 9), отстоящей от оси одного проводника на r1 = 5 см, а от другого - на r2 = 12 см.

Решение. Для нахождения магнитной индукции сборник задач по курсу физики - student2.ru в точке А воспользуемся принципом суперпозиции магнитных полей. Для этого выделим направление магнитных индукций сборник задач по курсу физики - student2.ru и сборник задач по курсу физики - student2.ru полей, создаваемых каждым проводником в отдельности, и сложим их геометрически: сборник задач по курсу физики - student2.ru =

Наши рекомендации