Процессы волнового расширения газа
При анализе процесса дросселирования, реализуемого в безмашинном расширительном устройстве, указано, что в дроссельном вентиле происходит процесс истечения с преобразованием энергии сжатого газа в кинетическую энергию потока.
Для увеличения температурного эффекта расширения без существенного усложнения самого расширительного устройства необходимо найти способы преобразования кинетической энергии потока в другие формы и отвода ее части без использования сложных машин — детандеров, обычно применяемых для этих целей.
Одним из практических путей является осуществление так называемого процесса волнового расширения: расширения в условиях установившегося течения с генерацией волновой (акустической) энергии и отводом части этой энергии в преобразованном виде от расширяющегося газа.
Исследования, проведенные в МВТУ им. Н. Э. Баумана совместно с НПО «Криогенмаш», «Гелиймаш», ВНИИХОЛОДМАШ и Акустическим институтом АН СССР, определили некоторые возможные способы реализации волновых процессов расширения применительно к криогенным и холодильным системам. Разработанные расширительные устройства названы волновыми криогенераторами (ВКГ), а сам метод получил название газодинамического безмашинного метода получения холода.
Для возбуждения волновых автоколебательных режимов можно использовать скачки уплотнений, возникающие, например, в недорасширенных струях при истечении газа через сужающееся сопло. За пределами сопла наблюдаются сверхзвуковые скорости течения газа.
На рис. 2.10 показана структура кольцевой недорасширенной струи. При втекании такой струи в какую-либо замкнутую полость скачок уплотнения при определенных условиях начинает осциллировать, генерируя волновой процесс (эффект Гартмана). Преобразование энергии колебаний среды в другие формы энергии и отвод ее от расширяющегося газа можно осуществлять различными методами. Например, в волновых криогенераторах с резонансными трубками сильно нагревается закрытый конец трубки (эффект Шпренгера), и выделяющаяся теплота может быть отведена.
В другом типе волнового криогенератора использованы короткий резонатор-излучатель и эллипсоидный концентратор. В левом фокусе эллипсоида расположен резонатор-излучатель, а в правом — при фокусировании волн нагревается приемник колебаний, теплота от которого также может быть отведена.
Возможны и другие конструкции, в том числе с прямым преобразованием волновой энергии в электрическую.
Исследования рабочего процесса в ВКГ с резонансной трубкой показали существование двух периодически повторяющихся стадий процесса: входа газа в резонансную трубку и выхода из нее навстречу потоку из сопла. Таким образом, в резонансной трубке устанавливается автоколебательный процесс. Наличие центрального стержня способствует стабилизации этого процесса.
Рис. 2.10. Схема кольцевой сверхзвуковой недорасширенной струи:
1— сужающееся сопло; 2 — стержень; 3— граница струи в зоне первой ячейки (<бочки»);
4 и 5 — первый и второй скачки уплотнений; 6 — граница отрыва пограничного слоя
Возникающие и отраженные от дна трубки волны сжатия и разрежения, взаимодействуя между собой, образуют на некотором расстоянии от открытого конца трубки ударную волну конечной амплитуды. Прохождение по трубке прямой и отраженной от дна ударных волн проявляется в интенсивных колебаниях давления, росте энтропии и выделении теплоты. Режимы с максимальной амплитудой колебания давления характеризуются наибольшими устойчивостью и тепловыделениями. Амплитуда А колебаний газа на основной резонансной частоте примерно на 8—15 дБ выше, чем на других частотах. Так как плотность энергии в волновом процессе в первом приближении пропорциональна квадрату амплитуды колебаний, то, следовательно, на основной резонансной частоте переносится около 80—90 % всей энергии.
Существенно, что при понижении температуры на входе амплитуда колебаний давления газа не уменьшается. Это является необходимой предпосылкой для сохранения эффекта охлаждения газа при низких температурах.
Распределение температур по длине резонансной трубки зависит от целого ряда конструктивных факторов и температуры газа на входе. Конструктивными усовершенствованиями можно повысить максимальную температуру в трубке для воздуха до 800 К, для гелия до 1000 К.
Уменьшение энтальпии газа при расширении в волновом криогенераторе определяет его холодопроизводительность:
iвx — iвых = q , (2.25)
где q — количество отведенной теплоты.
Теплоотвод можно осуществлять отбором части горячего газа с теплой стороны трубки. В этом случае ВКГ работает как своеобразный энергетический разделитель потока, сходный по производимому эффекту с вихревой трубой.
В общем случае изменение температуры газа при расширении в ВКГ
DT = Tвх – Твых = DТw ± DТi. (2.26)
где DТw - понижение температуры газа в результате отвода части волновой энергии ;
DТi – интегральный дроссель – эффект. Отсюда
DТ / DТi = DТw / DТi± 1 (2.27)
Это отношение обычно равно 3—4, т. е. разность температур до и после расширения в 3—4 раза и более превышает интегральный дроссель-эффект.
Эффективность ВКГ можно оценивать также адиабатным КПД, т. е. как для «волнового» детандера:
hад» q / Dis , (2.28)
где Dis — разность энтальпии при изоэнтропном расширении.
При достигнутой степени совершенства ВКГ средние значения hад = 0,12 ... 0,18, а на отдельных режимах hад = 0,2 ... 0,25 (для наиболее совершенных конструкций). Несомненное преимущество ВКГ как безмашинных генераторов холода — простота, надежность, устойчивость работы в широкой области параметров для различных газообразных рабочих тел. Осуществить эффективный рабочий процесс ВКГ в области состояний насыщения, пока не удалось. Это ограничивает их применение. При использовании ВКГ в циклах гелиевых установок теплота от ВКГ передается на предварительную ступень охлаждения.