Основные особенности научно-технической революции.
Основные особенности научно-технической революции.
Определение НТР. Почему она так называется?
Время и причины возникновения НТР и ее связь с промышленной революцией XVIII—XIX вв. и с научными революциями в XX в.
Основные достижения НТР: создание атомной бомбы, выход в космос, создание ЭВМ, радиоэлектроника, «зеленая революция», использование новых металлов и химических соединений и т.д. Роль современного естествознания в достижении каждого из этих результатов.
Становление единой системы наука — техника. Единствометодологии и рациональной структуры науки и техники. Ускорение внедрения научных открытий в практику.
Отрицательные последствия НТР, их причины и способы преодоления. Роль науки в решении данной проблемы.
Характерные черты науки и ее отличие от других отраслей культуры.
Определение науки как отрасли культуры, системы знаний и социального института.
Характерные черты науки: универсальность, фрагментарность, общезначимость, безличность, систематичность, незавершенность, преемственность, критичность, достоверность, внемораль-ность, рациональность, чувственность. Их диалектическая связь.
Относительный и интерсубъективный характер научных истин.
Отличие науки от других отраслей культуры: мистики, искусства, мифологии, религии, философии, техники, идеологии.
Отличие науки от обыденного сознания.
Предыстория развития науки в античном мире. Становление науки в Новое время и цели, поставленные перед ней.
Роль внешних и внутренних факторов в развитии науки. Почему наука возникла именно в Новое время в западной культуре. Закон движения Аристотеля и мысленный эксперимент Галилея. Медицина в Китае и в западных странах.
Эволюция и место науки в системе культуры в наши дни.
Предмет естествознания; отличие естествознания от других областей науки.
Определение естествознания как одного из циклов наук.
Роль естествознания в становлении науки. Почему физику называли «матерью наук».
Основные особенности естествознания: аналитичность, опора на эксперимент, применение математики.
Всеобщий характер истин естествознания.
Отличие естествознания от гуманитарных наук. «Две культуры» по Ч. Сноу. Споры физиков и лириков. Связь естественного и гуманитарного познания.
Отличие естествознания от технических наук. Преимущественно познавательная направленность первого и преимущественно пре-образовательная направленность второго. Связь естественных и технических наук в эпоху НТР.
Отличие естествознания от математических наук. Причины широкого применения математики в наиболее развитых областях естествознания и трудности применения в других областях.
Структура естественнонаучного познания.
Что такое структура познания?
Два уровня естественнонаучного познания и объяснение этого факта. Сходство и отличия эмпирического и теоретического уровней.
Соотношение эмпирического уровня и чувственного познания, теоретического уровня и рационального познания.
Почему эмпирический уровень называется кумулятивным, а теоретический — преемственным?
Различие между аксиоматическим и гипотетико-дедуктивным методом как основным в современном естествознании, особенно в физике.
Значение выведения следствий из теории дедуктивным путем. Свойства, которыми эти следствия должны обладать. Примеры.
Способы эмпирической проверки теорий, их название и объяснение потребности в них. Различие между верификацией и фальсификацией.
Объяснение того, что подтверждающих экспериментов может быть очень много, но сколько бы их ни было, достоверность теории никогда не достигает стадии абсолютной истины, в то время как одного опровергающего (решающего) эксперимента достаточно для опровержения теории. Используйте при этом представление о всеобщности научной теории,
Понятия и законы экологии.
Экология как наука. Ее предмет.
Основные понятия экологии: популяция, сообщество, экологическая ниша, экосистема.
Иерархическая структура экосистем. Характеристика трофических уровней.
Закономерности экологии: закон минимума, закон толерантности, принцип конкурентного исключения и т.д. 1
Что такое сукцессия? Этапы развития экосистем. Соотношение стадии роста и стадии зрелости. Основной закон экологии.
Взаимодействие человека с экосистемами. Глобальный экологический кризис и его причины. Какие изменения должны произойти во взаимоотношении человека с окружающей средой, чтобы преодолеть угрозу экологической катастрофы?
Результаты изучения систем «хищник—жертва» и «хозяин—паразит». Суть концепции коэволюции. Гипотеза Геи-Земли. Что такое Земля как квазиживое тело? Основания считать Землю самоуправляемой системой.
Концепция устойчивого развития.
Основные понятия и результаты социобиологии.
Предмет социобиологии, время и обстоятельства появления этой науки. Результаты, стимулировавшие становление социобиологии.
Генетическая предопределенность чувств и интеллекта. Изучение генов общественных животных.
Генетическое обоснование общественной жизни. Споры о генах эгоизма и альтруизма. Генетическое обоснование самопожертвования.
Понятия индивидуального, родственного и группового отбора.
Обоснованность перенесения результатов социобиологии на человека. Соотношение биологического и социального в животных и человеке. Существует ли естественный отбор в человеческом обществе? Понятие социального наследования.
Социобиологическое и социокультурное.
Личность и типы ученых.
Безличность науки и значение личности в науке.
Мотивы занятия научной деятельностью: удивление, творческий интерес, престиж и т.д.
Качества, необходимые ученому: честность перед самим собой, мужество, неудовлетворенность и т.д.
Типы ученых: «делатели», «думатели», «чувствователи» и т.п. (по Селье).
Роль Дж. Бруно в становлении и утверждении естествознания как главенствующей отрасли культуры.
Характеристика выдающихся ученых: Ньютона, Эйнштейна, Вернадского и др. Зависимость их вклада в науку от личностных свойств.
Тип идеального ученого и идеального ученика.
Этические проблемы науки.
Нравственная амбивалентность науки и важность этических проблем науки.
Роль внешних и внутренних факторов в развитии науки. Влияние военно-промышленного комплекса и государства.
Роль ценностей в науке. Этические ценности. Нравственные качества ученого.
Традиционные и новые этические проблемы науки.
Биоэтика, ее предмет и принципиальные отличия от биофизики и других переходных наук. Проблемы биоэтики.
Проблемы компьютерной, инженерной, глобальной, экологической этики.
Необходимость запретов на научные исследования в определенных направлениях. Решение этой проблемы в «Новой Атлантиде».
Отношение самих ученых к последствиям применения их открытий.
Реальная практика запретов на исследования в области генетики и ее результаты.
Нравственные кодексы ученых.
Основные особенности научно-технической революции.
Определение НТР. Почему она так называется?
Время и причины возникновения НТР и ее связь с промышленной революцией XVIII—XIX вв. и с научными революциями в XX в.
Основные достижения НТР: создание атомной бомбы, выход в космос, создание ЭВМ, радиоэлектроника, «зеленая революция», использование новых металлов и химических соединений и т.д. Роль современного естествознания в достижении каждого из этих результатов.
Становление единой системы наука — техника. Единствометодологии и рациональной структуры науки и техники. Ускорение внедрения научных открытий в практику.
Отрицательные последствия НТР, их причины и способы преодоления. Роль науки в решении данной проблемы.