Учение В. И. Вернадского о биосфере.

Понятие биосферы до Вернадского и переосмысление им этого понятия. Влияние на Вернадского учения Докучаева о почве. Почему Вернадский назвал свои выводы эмпирическими обоб­щениями и что это такое?

Основные выводы Вернадского: принцип целостности, гармонии, растекания жизни, постоянства химического аппарата биосферы, равенства количества живого вещества и свободного кислорода, био­сферы как трансформатора и т.д.

Понятие живого вещества как части биосферы. Взгляды Вернадского на происхождение жизни на Земле. Влияние Вернадского на создание концепции ноосферы. Соб­ственная интерпретация Вернадским этой концепции.

Значение учения о биосфере для развития экологических иссле­дований и решения проблемы взаимоотношений человека со средой его обитания.

Основные положения общей теории эволюции и концепции коэволюции.

Определение общей теории эволюции и обстоятельства ее появ­ления. Почему она так называется?

Понятие вида как основной единицы биологической классифика­ции. Вид и индивид. Онтогенез и филогенез.

Понятия адаптации, естественного и искусственного отбора, борь­бы за существования, приспособления как основные в теории эво­люции.

Что такое мутации и как они приводят к эволюции видов?

Возражения против теории эволюции Дарвина и их частичное снятие генетикой.

Концепция коэволюции и ее суть. Что внесли экологические ис­следования в ее создание?

Как происходит эволюция видов в соответствии с концепцией коэволюции?

Соотношение между общей теорией эволюции и концепцией ко­эволюции.

Концепция устойчивого развития и концепция ноосферы как вари­анты применения коэволюции к отношениям человека и природы.

Гея-гипотеза и ее связь с концепцией коэволюции.

Развитие нервной системы и основные выводы этологии.

Понятие раздражимости, нейрона, синапса. Развитие нервной системы в живых телах.

Рефлекс и рефлекторная дуга. Отличие условных рефлексов от безусловных. Значение русской школы рефлексологии и учения И.П. Павлова.

Центральная нервная система. Механизм передачи нервного воз­буждения от органов чувств через центральную нервную систему к исполнительным органам.

Предмет этологии и ее соотношение с рефлексологией и бихеви­оризмом.

Инстинкт и его отличие от рефлекса. Основные инстинкты и их соотношение друг с другом.

Отличие научения от инстинкта. Виды научения и их отличия друг от друга. Запечатление.

Общественные формы поведения животных: личная и безлич­ная семья, кастовая и некастовая иерархическая группа, аноним­ная стая.

Основные понятия и результаты социобиологии.

Предмет социобиологии, время и обстоятельства появления этой науки. Результаты, стимулировавшие становление социобиологии.

Генетическая предопределенность чувств и интеллекта. Изуче­ние генов общественных животных.

Генетическое обоснование общественной жизни. Споры о ге­нах эгоизма и альтруизма. Генетическое обоснование самопожер­твования.

Понятия индивидуального, родственного и группового отбора.

Обоснованность перенесения результатов социобиологии на человека. Соотношение биологического и социального в живот­ных и человеке. Существует ли естественный отбор в человеческом обществе? Понятие социального наследования.

Социобиологическое и социокультурное.

Происхождение и эволюция человека; его отличия от животных.

Отличия человека от животных: изготовление орудий, использо­вание огня, прямохождение, захоронение трупов, понятийное мыш­ление, речь.

Стадии развития человека и их характеристика: человек уме­лый, человек прямоходящий, неандерталец, человек разумный. Постепенное увеличение и усложнение мозга, создание материаль­ной и духовной культуры, преобразование среды.

Условия происхождения человека: роль природной среды и му­таций.

Взаимоотношения первобытного человека с природой: Маугли и охотник.

Стадии хозяйственной эволюции человека: охотничье-собира­тельное хозяйство (дикость), неолитическая революция, земледельческо-скотоводческое хозяйство (варварство), появление первых цивилизаций.

Каменный, бронзовый, медный, железный века как стадии развития материальной культуры.

Наши рекомендации