Основные правила технической эксплуатации трансформаторов. релейная защита от коротких замыканий
Работа трансформаторов допускается только при условии защиты всех его линейных вводов постоянно подключенными разрядниками соответствующих классов напряжения и готовыми к действию релейной и газовой защитами.
Форма кривой напряжения, подводимого к трансформатору, должна быть практически синусоидальной, а система фазных напряжений — практически симметричной.
Не допускается работа трансформатора при снижении уровня масла за нижний предел маслоуказателя и при наличии течи масла.
Во время эксплуатации необходимо вести визуальное наблюдение с соблюдением правил безопасности за состоянием контактов, не допускать накопления пыли и грязи на крышке бака, шинах и вводах. Все нарушения антикоррозийного покрытия должны устраняться по их обнаружении.
Категорически запрещается производить переключение ступеней
напряжения на трансформаторе с ПБВ, включенном в сеть хотя бы с одной стороны.
Во время работы трансформатора допускается, чтобы трансформатор издавал умеренный, равномерно гудящий звук, без резкого шума и треска.
НАГРУЗОЧНАЯ СПОСОБНОСТЬ ТРАНСФОРМАТОРОВ
Трансформатор рассчитан на длительную работу при номинальной нагрузке и допускает длительное превышение на 5% номинального тока, если напряжение не превышает номинальное.
Вслед за нагрузкой ниже номинальной допускаются следующие кратковременные перегрузки трансформатора в зависимости от начального перегрева верхних слоев масла над воздухом, указанные в табл. 15.2.
Таблица 15.2
Коэффициент перегрузки Кп' % | Допустимая длительность перегрузки (ч — мин) при перегреве (°С) верхних слоев масла перед включением перегрузки | |||||
5—50 | 5—25 | 4—500 | 4—00 | 3—00 | 1—30 | |
3—50 | 3—25 | 2—50 | 2—10 | 1—25 | 0—10 | |
2—50 | 2—25 | 1—50 | 1—20 | 0—35 | — | |
2—05 | 1—40 | 1 — 15 | 0—45 | — | — | |
1—35 | 1—15 | 0—50 | 0—25 | — | — | |
1—10 | 0—50 | 0—30 | — | — | —- | |
0—55 | 0—35 | 0—15 | — | — | — | |
0—40 | 0—25 | — | — | — | — | |
0—25 | 0—10 | — | — | — | — | |
0—15 | — | — | — | — | — |
Табл. 15.2 составлена для трансформатора, установленного на открытом воздухе, при среднегодовой температуре +5° С (средняя полоса СССР). В местах сдругой среднегодовой температурой воздуха величину перегрузки 1 +КП/100, определенную по табл. 15.2, следует умножить на коэффициент 1 +(5-ТВ)/100,
где ТВ - среднегодовая температура воздуха данной местности.
Пример 15.1. При перегреве масла 30° С в течение 30 мин допустима перегрузка 30%. Определить коэффициент перегрузки в местности со среднегодовой температурой Тв = 15° С
Решение. Допустимая перегрузка составляет 1,3(1+(5-15)/100)=1,17
от номинальной, т.е. коэффициент перегрузки Кп = 17%.
ВОЗМОЖНЫЕ НЕИСПРАВНОСТИ И МЕТОДЫ ИХ УСТРАНЕНИЯ
Таблица 15.3
№ П.П. | Неисправность | Вероятная причина | Методы устранения и определения причины |
Автоматическое отключение от действия токовой защиты | 1. Перегрузка сверх допустимой 2. Внешнее короткое замыкание | 1. Снизить нагрузку" до установленной нормы 2. Устранить замыкание | |
Автоматическое отключение от действия дифференциальной и газовойзащиты | Внутренняя неисправность | 1. Вывести из работы 2. Определить состав газа 3. Отобрать пробу масла на сокращенный анализ с определением температуры вспышки 4. Произвести измерения сопротивления изоляции, сопротивления обмоток 5. Осмотреть активную часть | |
Автоматическое отключение от действия газовой защиты | 1. Выделение остатков воздуха после монтажа 2. Внутренняя неисправность | 1. Определить состав газа 2. Произвести пробное включение в режиме холостого хода и опыта короткого замыкания при плавном подъеме напряжения для определения места повреждения: обмотка с контактными соединениями или магнитопровод (см. также п. 2) | |
Исчезло напряжение на вторичной стороне | Обрыв в одной из обмоток | 1. Установить наличие обрыва мегомметром или измерением сопротивления обмоток 2. Осмотреть активную часть | |
Появление повышенного неравномерного шума внутри трансформатора | 1. Нарушение в режиме питания и нагрузки | 1. Восстановить нормальный режим работы | |
Течь масла в уплотнении | 2. Внутреннее повреждение 3. Ослабление крепления отдельных деталей | 2. Произвести проверку согласно п. 2 (кроме определения состава газа) 3. Закрепить соответствующие детали | |
Повреждение фарфора ввода | Механическое повреждение | Подтянуть болты в местах уплотнения или заменить уплотняющую прокладку | |
Повреждение стеклянной трубки в маслоуказателе | Механическое повреждение | 1. Перекрыть маслоуказатель 2. Заменить стеклянную трубку |
Контрольные вопросы
- Перечислите основные виды контрольных испытаний силовых трансформаторов.
- Какие трансформаторы подвергаются типовым испытаниям?
- Для чего требуется соблюдать последовательность проведения отдельных видов контрольных испытаний?
- Что измеряется при опыте холостого хода? Изобразите схему этого опыта.
- Что измеряется при опыте короткого замыкания? Изобразите схему этого опыта.
- Почему крупные трансформаторы транспортируются в частично демонтированном виде?
ГЛАВА XVI