Основные правила технической эксплуатации трансформаторов. релейная защита от коротких замыканий

Работа трансформаторов допускается только при условии защиты всех его линейных вводов постоянно подключенными разрядниками соответствующих классов напряжения и готовыми к действию релейной и газовой защитами.

Форма кривой напряжения, подводимого к трансформатору, должна быть практически синусоидальной, а система фазных напряжений — практически симметричной.

Не допускается работа трансформатора при снижении уровня масла за нижний предел маслоуказателя и при наличии течи масла.

Во время эксплуатации необходимо вести визуальное наблюдение с соблюдением правил безопасности за состоянием контактов, не допускать накопления пыли и грязи на крышке бака, шинах и вводах. Все нарушения антикоррозийного покрытия должны устраняться по их обнаружении.

Категорически запрещается производить переключение ступеней

напряжения на трансформаторе с ПБВ, включенном в сеть хотя бы с одной стороны.

Во время работы трансформатора допускается, чтобы трансформатор издавал умеренный, равномерно гудящий звук, без резкого шума и треска.

НАГРУЗОЧНАЯ СПОСОБНОСТЬ ТРАНСФОРМАТОРОВ

Трансформатор рассчитан на длительную работу при номинальной нагрузке и допускает длительное превышение на 5% номинального тока, если напряжение не превышает номинальное.

Вслед за нагрузкой ниже номинальной допускаются следующие кратковременные перегрузки трансформатора в зависимости от начального перегрева верхних слоев масла над воздухом, указанные в табл. 15.2.

Таблица 15.2

Коэффициент перегрузки Кп' % Допустимая длительность перегрузки (ч — мин) при перегреве (°С) верхних слоев масла перед включением перегрузки
5—50 5—25 4—500 4—00 3—00 1—30
3—50 3—25 2—50 2—10 1—25 0—10
2—50 2—25 1—50 1—20 0—35
2—05 1—40 1 — 15 0—45
1—35 1—15 0—50 0—25
1—10 0—50 0—30 —-
0—55 0—35 0—15
0—40 0—25
0—25 0—10
0—15

Табл. 15.2 составлена для трансформатора, установленного на открытом воздухе, при среднегодовой температуре +5° С (средняя полоса СССР). В местах сдругой среднегодовой температурой воздуха величину перегрузки 1 +КП/100, определенную по табл. 15.2, следует умножить на коэффициент 1 +(5-ТВ)/100,

где ТВ - среднегодовая температура воздуха данной местности.

Пример 15.1. При перегреве масла 30° С в течение 30 мин допустима перегрузка 30%. Определить коэффициент перегрузки в местности со среднегодовой температурой Тв = 15° С

Решение. Допустимая перегрузка составляет 1,3(1+(5-15)/100)=1,17

от номинальной, т.е. коэффициент перегрузки Кп = 17%.

ВОЗМОЖНЫЕ НЕИСПРАВНОСТИ И МЕТОДЫ ИХ УСТРАНЕНИЯ

Таблица 15.3

№ П.П. Неисправность Вероятная причина Методы устранения и определения причины
Автоматическое отключение от действия токовой защиты 1. Перегрузка сверх допустимой 2. Внешнее короткое замыкание 1. Снизить нагрузку" до установленной нормы 2. Устранить замыкание
Автоматическое отключение от действия дифференциальной и газовойзащиты Внутренняя неисправность 1. Вывести из работы 2. Определить состав газа 3. Отобрать пробу масла на сокращенный анализ с определением температуры вспышки 4. Произвести измерения сопротивления изоляции, сопротивления обмоток 5. Осмотреть активную часть
Автоматическое отключение от действия газовой защиты 1. Выделение остатков воздуха после монтажа 2. Внутренняя неисправность 1. Определить состав газа 2. Произвести пробное включение в режиме холостого хода и опыта короткого замыкания при плавном подъеме напряжения для определения места повреждения: обмотка с контактными соединениями или магнитопровод (см. также п. 2)
Исчезло напряжение на вторичной стороне Обрыв в одной из обмоток 1. Установить наличие обрыва мегомметром или измерением сопротивления обмоток 2. Осмотреть активную часть
Появление повышенного неравномерного шума внутри трансформатора 1. Нарушение в режиме питания и нагрузки 1. Восстановить нормальный режим работы
Течь масла в уплотнении 2. Внутреннее повреждение 3. Ослабление крепления отдельных деталей 2. Произвести проверку согласно п. 2 (кроме определения состава газа) 3. Закрепить соответствующие детали
Повреждение фарфора ввода Механическое повреждение Подтянуть болты в местах уплотнения или заменить уплотняющую прокладку
Повреждение стеклянной трубки в маслоуказателе Механическое повреждение 1. Перекрыть маслоуказатель 2. Заменить стеклянную трубку

Контрольные вопросы



  • Перечислите основные виды контрольных испытаний силовых трансформаторов.
  • Какие трансформаторы подвергаются типовым испытаниям?
  • Для чего требуется соблюдать последовательность проведения отдельных видов контрольных испытаний?
  • Что измеряется при опыте холостого хода? Изобразите схему этого опыта.
  • Что измеряется при опыте короткого замыкания? Изобразите схему этого опыта.
  • Почему крупные трансформаторы транспортируются в частично демонтированном виде?

ГЛАВА XVI

Наши рекомендации