Расчет пусковых характеристик.
Пусковые свойства асинхронных двигателей характеризуются начальным пусковым и максимальным моментами и начальным пусковым током.
Стандарты на асинхронные двигатели устанавливают наименьшие допустимые относительные значения моментов и наибольшие относительные значения начальных пусковых токов для выпускаемых асинхронных машин в зависимости от их мощности, исполнения и числа пар полюсов. Для короткозамкнутых двигателей регламентируются значения всех перечисленных выше моментов и тока, а для двигателей с фазными роторами - только значения максимальных моментов, т. е. перегрузочная способность двигателей (табл. 1.27).
Таблица 1.27
Кратность начальных пусковых моментов МП* и токов IП* асинхронных двигателей серии 4А (по ГОСТ 19523-74)
Исполнение | h, мм | £132 | 160-250 | ³280 | |||
2p | МП* | IП* | МП* | IП* | МП* | IП* | |
1,7-2,0 | 6,5-7,5 | 1,2-1,4 | 7,0-7,5 | 1,0-1,2 | 6,5-7,0 | ||
2,0-2,2 | 5,0-7,5 | 1,2-1,4 | 6,5-7,5 | 1,2-1,3 | 5,5-7,0 | ||
2,0-2,2 | 4,0-6,5 | 1,2-1,3 | 5,0-6,5 | 1,4 | 5,5-6,5 | ||
A | 1,6-1,9 | 4,0-5,5 | 1,2-1,4 | 5,5-6,0 | 1,2 | 5,5-6,5 | |
— | — | 1,2 | 6,0 | 1,0 | 6,0 | ||
— | — | — | — | 1,0 | 6,0 | ||
— | — | 1,2-1,3 | 7,0 | 1,0-1,2 | 6,5-7,0 | ||
— | — | 1,2-1,3 | 6,5 | 1,0-1,2 | 6,0-7,0 | ||
— | — | 1,2 | 6,0-7,0 | 1,2 | 6,0 | ||
АН | — | — | 1,2-1,3 | 5,5-6,0 | 1,2 | 5,0-5,5 | |
— | — | — | — | 1,0 | 5,5 | ||
— | — | — | — | 1,0 | 5,5 |
Примечание. Некоторые двигатели малой мощности с высотой оси вращения h£80 мм выполняются с уменьшенной кратностью начального пускового тока при 2p=2 до IП*=4,0; при 2p=4 до IП*=2,5 и при большей полюсности — до IП*=3,0.
При расчете пусковых характеристик необходим учет изменений параметров, вызванных эффектом вытеснения тока и насыщением от полей рассеяния, так как при больших скольжениях токи в обмотках статора и ротора короткозамкнутых двигателей могут превышать свое минимальное значение в 7—7,5 раз (см. табл. 1.27).
В то же время при больших токах увеличивается падение напряжения на сопротивлении обмотки статора, что вызывает уменьшение ЭДС и снижение основного потока. Для учета этих факторов необходимо применение ЭВМ.
Таблица 1.28
Формуляр расчета пусковых характеристик двигателей с короткозамкнутым ротором
r12п=¼Ом; x1=¼Ом; =¼Ом; r1=¼Ом; =¼Ом; I1Н=¼А; I2Н=¼А
№ п/п | Расчетная формула | Единица | Скольжение | ||
0,8 | 0,5¼ | ||||
x | — | ||||
j | — | ||||
— | |||||
— | |||||
Ом | |||||
kД | — | ||||
— | |||||
Ом | |||||
Ом | |||||
Ом | |||||
— | |||||
Ом | |||||
Ом | |||||
А | |||||
А | |||||
Индуктивное сопротивление взаимной индукции x12 для диапазона скольжений s>sкр может быть принято равным
(1.266)
При допущении r12»0 коэффициент
(1.267)
и сопротивление правой ветви Г-образной схемы замещения (см. рис. 1.43)
где
(1.268)
Ток в обмотке ротора
(1.269)
Сопротивление всей схемы замещения
(1.270)
Из (1.268)—(1.270) ток обмотки статора
(1.271)
Расчет при разгоне двигателя от s=1 до s=sкр рекомендуется проводить в последовательности, определенной в формуляре (табл. 1.28). Сопротивления r2x и х2x должны быть определены заранее с учетом эффекта вытеснения тока для принятых значений скольжения (для пяти-шести точек характеристики). Для учета влияния насыщения в (1.267)—(1.271) подставляют сопротивления х1xнас и х2xнас находятся для каждого из назначенных скольжений методом последовательных приближений.
Первоначально рассчитывают пусковые токи при s=1 для значений c1п, х1 и , полученных без учета насыщения. Далее задают коэффициент увеличения тока от насыщения зубцовой зоны полями рассеяния kнас и определяют токи при насыщении I1нас= kнасI1.
Для значений токов I1нас и по формулам (1.264), (1.265) и (1.267) рассчитывают x1нас, и с1п,нас и повторяют расчет токов, вводя полученные значения в расчетные формулы. Если расхождение полученных значений токов и принятых первоначально не превышает 10—15%, то расчет для s=1 считают законченным. При больших расхождениях расчет повторяют, соответствующим образом скорректировав коэффициент kнас.
Далее оценивают критическое скольжение
(1.272)
и для значения s=sкр по формуляру расчета пусковых характеристик рассчитывают I1 и . Принимают, что при этом скольжении влияние насыщения сказывается мало и kнас=1,1¸1,2, а изменение kнас; от s=1 до sкр происходит по линейному закону. Далее для каждого из назначенных скольжений находят приближенное значение kнас и проводят расчет сопротивлений и токов так же, как при s=1.
Такой метод позволяет правильно учесть влияние насыщения с первого или со второго приближения.
Значение sкр уточняют после расчета зависимости М*=f(s) по значениям параметров с учетом насыщения.