Закон ома для неодноодного участка цепи
Ознакомьтесь с теорией в конспекте и учебниках: 1. Трофимова Т.И. Курс физики. Гл. 12, §100. Детлаф А.А., Яворский Б.М. Курс физики. Гл. 19, §19.1. Запустите программу «Электричество и магнетизм». Выберите: «Цепи постоянного тока». Нажмите вверху внутреннего окна кнопку с изображением страницы. Прочитайте краткие теоретические сведения. Необходимое запишите в свой конспект. (Если вы забыли, как работать с системой компьютерного моделирования, прочитайте ВВЕДЕНИЕ стр.5 еще раз).
ЦЕЛЬ РАБОТЫ:
· Знакомство с компьютерным моделированием цепей постоянного тока.
· Экспериментальное подтверждение закона Ома для неоднородного участка цепи.
КРАТКАЯ ТЕОРИЯ:
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕЛИЧИНЫ (СИЛЫ) ТОКА .
ЗАКОН ОМА ДЛЯ УЧАСТКА ЦЕПИ: величина (сила) тока, текущего по однородному (в смысле отсутствия сторонних сил) металлическому проводнику, пропорциональна падению напряжения U на проводнике , где R - сопротивление проводника.
РЕЗИСТОРОМ называется устройство, обладающее заданным постоянным сопротивлением.
РЕОСТАТОМ называется переменное сопротивление.
НАПРЯЖЕНИЕМ НА УЧАСТКЕ ЦЕПИ 1-2 называется физическая величина, определяемая выражением
U12 = j1-j2+E12.
ЗАКОН ОМА ДЛЯ НЕОДНОРОДНОГО УЧАСТКА ЦЕПИ:
, где j1 и j2 - потенциалы концов участка, Е12 - э.д.с., действующая на данном участке цепи.
Применяя закон Ома для неоднородного участка цепи, необходимо помнить о правиле выбора знаков: произведение IR следует брать со знаком «+», если направление обхода совпадает с направлением тока на этом участке, э.д.с. Е12 будет иметь знак «+», если её направление (от минуса к плюсу) совпадает с направлением обхода. При этом надо иметь в виду, что вольтметр, подключённый к концам любого участка цепи, будет показывать разность потенциалов между точками подключения прибора, а направление отклонения стрелки прибора будет определяться параметрами внешней цепи.
Таким образом, закон Ома для полной цепи можно записать в виде
(1)
Из формулы (1) видно, что при I = 0 вольтметр покажет э.д.с. источника, включённого в данный участок цепи.
МЕТОДИКА И ПОРЯДОК ИЗМЕРЕНИЙ:
В данной лабораторной работе изучается модель электрической цепи, содержащей на одном из своих участков источник электродвижущей силы (э.д.с.). На этом участке, в зависимости от соотношений между параметрами цепи, разность потенциалов между его крайними точками может менять знак, переходя через 0.
ИЗМЕРЕНИЯ:
Соберите на экране опыта замкнутую цепь, показанную на рис.1.
Рис.1.
Для этого сначала щелкните левой кнопкой мыши на кнопке э.д.с. в нижней части экрана. Переместите маркер мыши на рабочую часть экрана, где расположены точки. Щелкните левой кнопкой мыши в рабочей части экрана, где должен быть расположен источник э.д.с.
Разместите далее последовательно с источником резисторы, выполняющие функции его внутреннего сопротивления r и сопротивления неоднородного участка R1 (нажав предварительно кнопку в нижней части экрана), и амперметр (кнопка там же). Затем расположите резистор нагрузки (реостат) и последовательно соединенный с ним амперметр. Над участком цепи расположите вольтметр , измеряющий разность потенциалов на этом неоднородном участке цепи.
Соедините все указанные приборы в замкнутую цепь. Для этого нажмите кнопку соединительного провода внизу экрана, после чего переместите маркер мыши в рабочую зону схемы. Щелкайте левой кнопкой мыши в необходимых местах рабочей зоны и сформируйте замкнутую цепь, показанную на рис. 1.
Установите заданные значения параметров для каждого прибора цепи. Для этого щелкните левой кнопкой мыши на кнопке со стрелкой . Затем щелкните на данном приборе. Подведите маркер мыши к движку появившегося регулятора, нажмите на левую кнопку мыши и, удерживая ее в нажатом состоянии, установите значения R1, r, E , которые указаны в таблице 1 для вашей бригады.
Установите сопротивление реостата R = 1 Ом. Измерьте значения тока и разности потенциалов (щелкнув мышью по кнопке «Счет») и запишите их в таблицу 2.
Увеличивая сопротивление реостата R каждый раз на 1Ом, повторите измерения силы тока и разности потенциалов по п.5 и заполните таблицу 2.
Включите в схему второй источник питания, как показано на рис.2, и установите значение Е2, соответствующее номеру вашей бригады.
Проведите на второй схеме все измерения п.п. 5,6.
Рис.2
Таблица 1. Значения э.д.с. (E1и Е2), внутреннего сопротивления
источника (r) и R1
Бригада | ||||||||
E1, В | 4,5 | 5,0 | 5,5 | 6,0 | 6,5 | 7,0 | 7,5 | 8,0 |
Е2,В | -2,5 | -3,5 | -4,0 | -3,5 | -3,0 | -4,5 | -5,0 | -5,5 |
r, Ом | 1,0 | 1,2 | `1,4 | 1,6 | 1,8 | 2,0 | 2,2 | 2,4 |
R1, Ом | 8,0 | 7,5 | 7,0 | 6,5 | 8,5 | 9,0 | 9,5 | 10,0 |
Таблица 2. Результаты измерений
Номер измерения | E1=___ R1 =__ r =___ | E1=__ E2=__ R1 =__ r =__ | ||||
R Ом | U В | I А | R Ом | U В | I А | |
… | ||||||
ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ И ОФОРМЛЕНИЕ ОТЧЁТА:
На одном графике покажите зависимость показаний вольтметра (ось ординат) от силы тока для первой и второй схем (ось абсцисс).
Экстраполируя оба графика до пересечения с осью ординат, определите по формуле (1) экспериментально установленное значение э.д.с. (Е1) источника тока, включённого в неоднородный участок цепи, и сравните его с установочным значением.
По тангенсу наклона прямой к оси I определите полное сопротивление участка для двух схем и сравните его значение с установочным.
Рассчитайте погрешности измерений и запишите окончательный результат.
Вопросы и задания для самоконтроля
1.Дайте определения понятий: разность потенциалов, э.д.с. источника тока, напряжение на участке цепи.
2.Что называется сторонней силой? Какова её природа?
3.Укажите правильное выражение закона Ома для неоднородного участка цепи, показанного на рисунке:
1 2 j1 - j2 = 2В
R Е = 6В
1) IR = (j1-j2) +E; 2) IR = (j1-j2) - E; 3) IR = E -(j1-j2); 4) IR = E;
= (j1-j2).
4.Выведите Закон Ома в дифференциальной форме.
5.Что называется удельным сопротивлением проводника? От чего оно зависит?
6.Сформулируйте правила Кирхгофа для разветвлённых цепей.
7.Выведите формулы сопротивлений батарей последовательно и параллельно соединённых резисторов.
8.Сформулируйте закон Ома для полной цепи.
9.Объясните принцип действия экспериментальной установки. В чём принципиальная разница первого и второго варианта схем?
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 7