Изучение электростатического поля

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЕМКОСТИ КОНДЕНСАТОРА

С ПОМОЩЬЮ ВОЛЬТМЕТРА

Цель работы: определение емкости конденсаторов и проверка законов последовательного и параллельного соединений конденсаторов.

Приборы и оборудование: источник питания, вольтметр, потенциометр (R), эталонный конденсатор (Сэт), исследуемые кон­денсаторы (Сх1 и Сх2), переключатели.

Теоретические сведения

Опытным путем было установлено, что в природе существует два типа электрических зарядов, условно названных положительными и отрицательны­ми. Одноименные заряды отталкиваются друг от друга, разноименные притя­гиваются.

Р. Милликен доказал, что электрический заряд дискретен, т.е. величина за­ряда любого тела составляет целое число, кратное элементарному электриче­скому заряду е (e=1,6∙10-19 Кл). Электрон и протон являются соответственно носителями элементарных отрицательного и положительного зарядов.

В результате обобщения опытных данных был сформулирован фундамен­тальный закон природы - закон сохранения заряда: алгебраическая сумма элек­трических зарядов любой замкнутой системы (системы, не обменивающейся зарядами с внешними телами) остается неизменной, какие бы процессы ни происходили внутри нее.

Единица электрического заряда, 1 кулон (Кл), - это электрический заряд, проходящий через поперечное сечение проводника при силе тока в 1 А за время, рапное 1с :

1Кл=1 А∙1с.

Закон взаимодействия неподвижных точечных электрических зарядов был открыт Кулоном: сила взаимодействия F двух точечных зарядов прямо пропор­циональна величине зарядов q1 и q2 и обратно пропорциональна квадрату расстояния г между ними:

изучение электростатического поля - student2.ruизучение электростатического поля - student2.ru (1)

где изучение электростатического поля - student2.ru =8,85×10-12 Ф/м - электрическая постоянная; изучение электростатического поля - student2.ru - диэлектрическая проницаемость среды (безразмерная величина).

Напряженность изучение электростатического поля - student2.ru электрического поля в данной точке есть физическая величина, определяемая силой, действующей на единичный положительный заряд, помещенный в эту точку:

изучение электростатического поля - student2.ru . (2)

Направление вектора изучение электростатического поля - student2.ru совпадает с направлением силы, действующей на положительный заряд. Выражение для определения единицы напряжен­ности электрического поля:

изучение электростатического поля - student2.ru (3)

Графически электростатическое поле изображают с помощью линий нап­ряженности (силовых линий), которые проводят так, чтобы касательные к ним в каждой точке пространства совпадали по направлению с вектором напряженно­сти (рис. I).

Величина

изучение электростатического поля - student2.ru

называется потоком вектора напряженности через площадку dS. Здесь изучение электростатического поля - student2.ru - вектор, модуль которого равен dS, а направление совпадает с нор­малью n к площадке dS ( изучение электростатического поля - student2.ru ).

Электростатические поля подчиняются принципу суперпозиции: напря­женность изучение электростатического поля - student2.ru результирующего поля, созданного системой зарядов, равна гео­метрической сумме напряженностей полей, созданных в данной точке каждым из зарядов в отдельности:

изучение электростатического поля - student2.ru (4)

где изучение электростатического поля - student2.ru - напряженность электростатического поля, созданного i-м зарядом.

изучение электростатического поля - student2.ru

Рис. 1

Теорема Остроградского-Гаусса для электростатического поля в вакууме звучит так: поток вектора напряженности электростатического поля через про­извольную замкнутую поверхность в вакууме равен алгебраической сумме за­ключенных внутри этой поверхности зарядов, деленной на e0:

изучение электростатического поля - student2.ru(5)

Из теоремы Гаусса следует, что напряженность электростатического поля между двумя бесконечными параллельными и разноименно заряженными плоскостями в вакууме будет равна

изучение электростатического поля - student2.ru , (6)

где изучение электростатического поля - student2.ru - поверхностная плотность заряда плоскостей.

Если между заряженными плоскостями находится изолятор с диэлектриче­ской проницаемостью изучение электростатического поля - student2.ru , то напряженность поля внутри него уменьшается в изучение электростатического поля - student2.ru раз (рис. 2):

изучение электростатического поля - student2.ru (7)

Электростатическое поле является полем консервативных сил, т.е. работа, совершаемая силами поля по перемещению электрического заряда из одной точки пространства в другую, не зависит от траектории движения заряда, а оп­ределяется только его начальным и конечным положениями. Для такого рода полей можно ввести понятие потенциальной энергии заряда, численно равной работе, совершаемой силами электростатического поля по перемещению его из данной точки пространства в другую (ту, в которой потенциальная энергия заряда равна нулю).

изучение электростатического поля - student2.ru

Рис. 2

Как правило, потенциальная энергия заряда, удаленного в бесконечность, считается равной нулю. Поэтому она будет равна

изучение электростатического поля - student2.ru , (8)

где изучение электростатического поля - student2.ru - радиус-вектор; изучение электростатического поля - student2.ru - кулоновская сила; изучение электростатического поля - student2.ru - напряжен­ность электростатического поля; q0 - электрический заряд.

Если заряд q0 перемещается из первой точки во вторую(определяются со­ответственно радиус-векторами изучение электростатического поля - student2.ru и изучение электростатического поля - student2.ru то работу, совершаемую силами по­ля, можно найти как разность работ

изучение электростатического поля - student2.ru

A изучение электростатического поля - student2.ru (9)

где изучение электростатического поля - student2.ru и изучение электростатического поля - student2.ru ; изучение электростатического поля - student2.ru и изучение электростатического поля - student2.ru - работы, совершаемые силами поля при пе­ремещении заряда из первой и второй точек в бесконечность.

Потенциал – физическая величина, определяемая работой сил поля по пе­ремещению единичного положительного заряда из данной точки в беско­нечность:

изучение электростатического поля - student2.ru . (10)

Единица потенциала - вольт (В): 1 В - потенциал такой точки поля, в ко­торой заряд в 1Кл обладает потенциальной энергией в 1 Дж:

изучение электростатического поля - student2.ru .

Поскольку изучение электростатического поля - student2.ru , то

изучение электростатического поля - student2.ru

изучение электростатического поля - student2.ru (11)

Отсюда

изучение электростатического поля - student2.ru

изучение электростатического поля - student2.ru (12)

Зная потенциал в каждой точке пространства изучение электростатического поля - student2.ru можно найти напряженность электростатического поля:

изучение электростатического поля - student2.ru (13)

Знак «минус» указывает на то, что вектор напряженности Ё направлен в сторону убывания потенциала.

Потенциал уединенного проводника прямо пропорционален его заряду;

изучение электростатического поля - student2.ru

При этом величину изучение электростатического поля - student2.ru (14)

называют электроемкостью уединенного проводника. Единица электроемкости - фарад (Ф): 1 Ф - емкость такого уединенного проводника, потенциал которо­го изменяется на 1В при сообщении ему заряда в 1Кл, т.е.

изучение электростатического поля - student2.ru . (15)

Для накопления значительных зарядов служат конденсаторы, состоящие из двух проводников (обкладок), разделенных диэлектриком. В зависимости от формы обкладок конденсаторы подразделяются на плоские, цилиндрические и сферические. Под емкостью конденсатора понимается физическая величина, равная отношению накопленного заряда q к разности потенциалов изучение электростатического поля - student2.ru между обкладками:

изучение электростатического поля - student2.ru (16)

где изучение электростатического поля - student2.ru напряжение между обкладками. Плоский конденсатор обладает емкостью

изучение электростатического поля - student2.ru (17)

где изучение электростатического поля - student2.ru - диэлектрическая проницаемость изолятора; изучение электростатического поля - student2.ru - электрическая постоян­ная; S - площадь обкладки; d - расстояние между обкладками.

Для увеличения емкости и варьирования ее возможных значений конден­саторы соединяют в батареи параллельно или последовательно. У параллельно соединенных конденсаторов разность потенциалов на обкладках одинакова и равна изучение электростатического поля - student2.ru см рис. 3.

изучение электростатического поля - student2.ru

Рис. 3

Если емкости отдельных конденсаторов изучение электростатического поля - student2.ru то их заряды равны со­ответственно

изучение электростатического поля - student2.ru (18)

а заряд батареи конденсаторов-

изучение электростатического поля - student2.ru

Полная емкость батареи –

изучение электростатического поля - student2.ru , (19)

т.е. при параллельном соединении конденсаторов она равна сумме емкостей от­дельных конденсаторов.

У последовательно соединенных конденсаторов заряды всех обкладок рав­ны по модулю, а разность потенциалов на зажимах батареи, см. рис. 4, равна

изучение электростатического поля - student2.ru . (20)

Причем для любого из рассматриваемых конденсаторов

изучение электростатического поля - student2.ru .

изучение электростатического поля - student2.ru

Рис. 4

С другой стороны,

изучение электростатического поля - student2.ru (21)

откуда изучение электростатического поля - student2.ru , (22)

т.е. при последовательном соединении конденсаторов суммируются обратные величины емкостей.

Если дана емкость эталонного конденсатора Сэт, то неизвестную емкость другого конденсатора Сх можно определить следующим образом.

Сначала конденсатор Сэт зарядить от источника постоянного тока (рис.5а). При этом накапливается заряд q. С помощью вольтметра измерить напряже­ние на обкладках конденсатора:

изучение электростатического поля - student2.ru

Тогда

изучение электростатического поля - student2.ru .

Отсюда

изучение электростатического поля - student2.ru . (23)

Затем эталонный конденсатор отключить от источника питания и к нему параллельно присоединить конденсатор неизвестной емкости Сх (рис. 5б). Электрический заряд q распределится по конденсаторам Сэт и Сх.

Согласно закону сохранения зарядов в замкнутой системе

изучение электростатического поля - student2.ru (24)

где q1, q2- электрические заряды на конденсаторах Сэти Сх.

изучение электростатического поля - student2.ru

Рис. 5, а Рис. 5, б

После этого измерить напряжение изучение электростатического поля - student2.ru на обкладках конденсаторов, причем

изучение электростатического поля - student2.ru и изучение электростатического поля - student2.ru .

Отсюда

изучение электростатического поля - student2.ru и изучение электростатического поля - student2.ru . (25)

Поэтому

изучение электростатического поля - student2.ru

В результате изучение электростатического поля - student2.ru (26)

Порядок выполнения работы

1. Тумблером S1 включить установку собранную по схеме (рис. 6).

2. Переключателем S2 включить напряжение от источника питания на эталонном конденсаторе.

3. Установить движком потенциометра R напряжение U0=(1±0,2) В. Снять показания вольтметра.

4. Переключателем S2 отключить эталонный конденсатор от источника питания.

5. Соединить проводниками Сэт и Сх1 параллельно и снять показания вольтметра U1.

6. Тумблером S3 разрядить конденсаторы.

7. Подавая на эталонный конденсатор напряжение от 1 В до 3 В, провести измерения 3 раза. Данные занести в таблицу.

8. Для каждой пары значений напряжений U0 и U1 найти электроемкость по формуле

изучение электростатического поля - student2.ru .

Затем определить среднюю величину электроемкости Сх1(ср). Результаты вычислений занести в таблицу.

9. По п.п. 3-9 найти электроемкость Сх2.

Таблица

U0 U1 Cx1 U0 U2 Cx2 U0 Uпар Cпосл U0 Uпосл Cпар
                       
                       
                       
изучение электростатического поля - student2.ru изучение электростатического поля - student2.ru изучение электростатического поля - student2.ru изучение электростатического поля - student2.ru

10. Соединить конденсаторы Сх1 и Сх2 последовательно (рис. 7).

11. По п.п. 3-9 найти электроемкость батареи Спосл.

12. Соединить конденсаторы Сх1 и Сх2 параллельно (рис. 8).

13. По п.п. 3-9 найти электроемкость батареи Спар.

По формулам изучение электростатического поля - student2.ru и изучение электростатического поля - student2.ru вычислить емкость батареи последовательно и параллельно соединенных конденсаторов и сравнить результаты с экспериментальными значениями.

изучение электростатического поля - student2.ru

Рис. 6

изучение электростатического поля - student2.ru Последовательно   Рис. 7
изучение электростатического поля - student2.ru Параллельно   Рис. 8

изучение электростатического поля - student2.ru =1000 мкФ.

Контрольные вопросы

1. Как взаимодействуют электрические заряды? Закон кулона. Единица электрического заряда в системе СИ.

2. Закон сохранения электрического заряда.

3. Что такое напряженность электрического поля, силовые линии электростатического поля, поток вектора напряженности? В чем состоит принцип суперпозиции электрических полей.

4. Сформулировать теорему Остроградского-Гаусса для электростатического поля в вакууме. Как определяется напряженность электрического поля между двумя бесконечными параллельными и разноименно заряженными плоскостями?

5. Что такое потенциальная энергия электрического заряда, потенциал данной точки электростатического поля? Как найти работу, совершаемую силами поля по перемещению электрического заряда из одной точки в другую? единица потенциала и напряжения в системе СИ.

6. Какова связь между потенциалом и напряженностью электрического поля в данной точке?

7. Чему равна электроемкости уединенного проводника и конденсатора? Единица электроемкости в системе СИ.

8. Рассказать о параллельном и последовательном соединении конденсаторов. Вывести формулы.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА 5

КАТУШКИ ИНДУКТИВНОСТИ

Цель работы: определение коэффициента самоиндукции катушки методом измерения ее полного электрического сопротивления (импеданса) по перемен­ному и постоянному току.

Приборы и оборудование: катушка индуктивности (L), переменное сопротивление (Rпер.), источник постоянного тока (ε), миллиамперметр переменного и постоянного тока (мА), вольтметр переменного тока (~V), вольтметр постоянного тока (=V), генератор электрических колебаний (ЗГ), источник постоянного тока (ε).

Теоретические сведения

В пространстве, окружающем электрические токи и постоянные магниты, возникает силовое поле, называемое магнитным. Наличие его обнаруживается по силовому действию на внесенные проводники или постоянные магниты.

Ампер установил, что сила изучение электростатического поля - student2.ru , с которой магнитное поле действует на элемент проводника изучение электростатического поля - student2.ru с током прямо пропорциональна силе тока I и вектор-ному произведению элемента изучение электростатического поля - student2.ru на магнитную индук­цию изучение электростатического поля - student2.ru :

изучение электростатического поля - student2.ru .

Модуль силы Ампера вычисляется по формуле

изучение электростатического поля - student2.ru ,

где изучение электростатического поля - student2.ru - угол между векторами изучение электростатического поля - student2.ru и изучение электростатического поля - student2.ru ; изучение электростатического поля - student2.ru и изучение электростатического поля - student2.ru .

Таким образом, вектор магнитной индукции изучение электростатического поля - student2.ru является силовой характе­ристикой магнитного поля. Последнее изображают с помощью линий магнитной индукции - линий, касательные к которым в каждой точке совпадают с направлением вектора изучение электростатического поля - student2.ru . Магнитная стрелка устанавливается вдоль касательной к линии магнитной ин­дукции, причем ее северный конец N указывает направление вектора изучение электростатического поля - student2.ru .

Закон Ампера позволяет определить единицу измерения магнитной индукции. Пусть элемент проводника изучение электростатического поля - student2.ru cтоком силой I перпендикулярен линиям магнитной индукции однородного поля. Тогда модуль силы Ампера равен

изучение электростатического поля - student2.ru ,

при изучение электростатического поля - student2.ru =π/2 и sin изучение электростатического поля - student2.ru =1.

Откуда изучение электростатического поля - student2.ru .

Единица измерения магнитной индукции - Тесла (Тл).

1 Тесла - магнитная индукция од­нородного поля, действующего с силой в 1Н на каждый метр длины прямоли­нейного проводника, расположенного перпендикулярно линиям магнитной индукции, если по этому про­воднику идет ток силой 1А:

изучение электростатического поля - student2.ru .

Потоком вектора магнитной индукции (магнитным потоком) через пло­щадку dS называется скалярная физическая величина, равная

изучение электростатического поля - student2.ru ,

где Вn = Вcos изучение электростатического поля - student2.ru - проекция вектора изучение электростатического поля - student2.ru на направление единичного вектора нормали изучение электростатического поля - student2.ru к площадке dS; изучение электростатического поля - student2.ru - угол между векторами изучение электростатического поля - student2.ru и изучение электростатического поля - student2.ru ; изучение электростатического поля - student2.ru - вектор, модуль которого равен dS ( изучение электростатического поля - student2.ru ), а направление совпадает с направлением нормали изучение электростатического поля - student2.ru к площадке dS (рис. 1).

изучение электростатического поля - student2.ru

Рис. 1

Для однородного поля и плоской поверхности, перпендикулярной вектору изучение электростатического поля - student2.ru ,

Вn = В = const и Ф=ВS.

Из последней формулы определяется единица измерения магнитно­го потока - Вебер (Вб).

1 Вебер - магнитный поток, проходящий через плоскую по­верхность площадью 1м2, перпендикулярную линиям магнитной индукции однородного поля, индукция которого равна 1 Тесле:

1Вб=1Тл 1м2.

Теорема Гаусса для магнитного поля: поток вектора магнитной индукции через любую замкнутую поверхность равен нулю, т.е.

изучение электростатического поля - student2.ru .

Эта теорема отражает отсутствие магнитных зарядов, вследствие чего ли­нии магнитной индукции не имеют ни начала, ни конца и являются замкну­тыми.

Электрический ток, идущий по замкнутому контуру, в окружающем пространстве создает маг­нитное поле, индукция которого, по закону Био-Савара-Лапласа, прямо про­порциональна силе тока. Поэтому магнитный поток Ф пропорционален силе тока I в контуре:

Ф = LI,

где L - коэффициент самоиндукции, или индуктивность контура. Из этого вы­ражения определяется единица измерения индуктивности - Генри (Гн).

1 Генри - индуктив­ность такого контура, магнитный поток самоиндукции которого при силе тока в 1А равен 1 Веберу:

изучение электростатического поля - student2.ru

Фарадей открыл закон: при изменении магнитного потока, пронизывающего поверхность, натянутую на замкнутый проводящий контур, в последнем возни­кает электродвижущая сила (ЭДС) индукции:

изучение электростатического поля - student2.ru

Знак «минус» в этой формуле является математическим выражением пра­вила Ленца: индукционный ток в контуре имеет всегда такое направление, при котором создаваемое им магнитное поле препятствует изменению магнитного потока.

Таким образом, при изменении силы тока в контуре изменяется и сцеплен­ный с ним магнитный поток и, следовательно, индуцируется ЭДС.

Возникновение ЭДС в проводящем контуре при изменении в нем силы тока на­зывается самоиндукцией.

Применяя к самоиндукции закон Фарадея, получим, что ЭДС самоиндук­ции

изучение электростатического поля - student2.ru

Если контур не деформируется, то L=const и

изучение электростатического поля - student2.ru .

Значит, на концах катушки возникает ЭДС самоиндукции, препятствующая из­менению силы тока.

Определение коэффициента самоиндукции

Рассмотрим электрическую цепь, состоящую из катушки индуктивности L. Катушка имеет активное (омическое) сопротивление R и индуктивное (реактивное) сопротивление ωL, где ω - циклическая частота переменного тока; L - индуктивность катушки. Бу­дем считать, что омическое сопротивление катушки сосредоточено в сопротив­лении R, включенном последовательно с ней (рис. 2). На контакты 1 и 2 подает­ся переменное напряжение ~U с циклической частотой ω.

Пусть в данный момент времени потенциал первого контакта φ1 больше потенциала второго контакта φ2. Тогда ток I идет слева направо.

Допустим, что сила тока I увеличивается, т.е.

изучение электростатического поля - student2.ru > 0.

Тогда, согласно закону Фарадея, на концах катушки L возникает ЭДС са­моиндукции, направление которой противоположно направлению тока I в цепи:

изучение электростатического поля - student2.ru .

Если входное напряжение ~U изменяется по гармоническому закону, то

U = Um cosωt = φ1 - φ2 ,

где Um – амплитуда напряжения.

изучение электростатического поля - student2.ru

Рис. 2

Запишем закон Ома для этого неоднородного участка цепи:

изучение электростатического поля - student2.ru . (1)

Тогдаизучение электростатического поля - student2.ruи

изучение электростатического поля - student2.ru (2)

Частное решение дифференциального уравнения (2) имеет вид

изучение электростатического поля - student2.ru ,(3)

где Im – амплитуда силы тока, изучение электростатического поля - student2.ru - начальная фаза колебаний тока.

Найдем первую производную:

изучение электростатического поля - student2.ru. (4)

Выражения (7.3) и (7.4) подставим в формулу (7.2):

изучение электростатического поля - student2.ru ,

изучение электростатического поля - student2.ru. (5)

Пусть изучение электростатического поля - student2.ru (6)

и

изучение электростатического поля - student2.ru . (7)

Подставим выражения (6) и (7) в формулу (5):

изучение электростатического поля - student2.ru .

Отсюда

изучение электростатического поля - student2.ru(8)

Равенство (7.8) будет справедливо для любого момента времени t при усло­вии γ-β=0 и γ = β. Тогда из (8) получаем

изучение электростатического поля - student2.ru, (9)

причем

изучение электростатического поля - student2.ru .

Из равенства (9) следует, что

изучение электростатического поля - student2.ru (10)

является полным электрическим сопротивлением (импедансом) участка цепи, включающим активное сопротивление R и индуктивное сопротивление ωL катушки индуктивности.

На практике с помощью вольтметра и амперметра измеряются эффективные (действую­щие) значения переменных напряжений и силы тока, связан­ные с амплитудами следующим образом:

изучение электростатического поля - student2.ruи изучение электростатического поля - student2.ru.

Значит

изучение электростатического поля - student2.ru . (11)

Из выражения (10) получаем

(ωL)2=Z2 - R2

и

изучение электростатического поля - student2.ru (12)

Следовательно, измеряя полное электрическое сопротивление Z катушки индуктивности при переменном токе и ее омиче­ское сопротивление R при постоянном токе, можно найти индуктивность ка­тушки L.

Порядок выполнения работы

1. Собрать рабочую схему для определения полного электрического сопротивления Z (импеданса) катушки индуктивности при переменном то­ке (рис. 3).

изучение электростатического поля - student2.ru

Рис.3

2. Установить максимальное значение переменного сопротивления Rпер..

3. Включить генератор ЗГ.

4. Изменяя сопротивление Rпер., получить пять значений силы тока Iэфф и измерить соответствующие напряжения Uэфф на катушке индуктивности.

5. Результаты измерений занести в таблицу 1.

Таблица 1

№ опыта Іэф, А Uэф, В Z, Ом Zср, Ом
       
     
     
     
     

7. По формуле (11) вычислить полные сопротивления Z катушки индуктивности и найти их среднее значение Zср .

8. Собрать схему для определения омического сопротивления R катушки индуктивности при постоянном токе, рис.4.

9. Изменяя сопротивление Rпер., получить пять значений силы тока I и измерить соответствующие напряжения U на катушке индуктивности.

10 . Результаты измерений занести в таблицу 2.

Таблица 2

№ опыта І, А U, В R, Ом Rср, Ом
       
     
     
     
     

11. Вычислить омические сопротивления R катушки индуктивности и найти их среднее значение Rср..

12. По формуле изучение электростатического поля - student2.ru

при частоте ν=1000 Гц определить коэффициент самоиндукции L катушки.

изучение электростатического поля - student2.ru

Рис. 4

Контрольные вопросы

1.Что такое магнитное поле? Что такое линии индукции магнитного поля?

2. Как формулируется закон Ампера? Единица измерения индукции магнитно­го поля.

3. Дать определение потока вектора магнитной индукции. Единица его измерения.

4. Что такое индуктивность контура? Единица ее измерения.

5. Сформулировать закон Фарадея и правило Ленца.

6. В чем заключается явление самоиндукции? Э Д С. самоиндукции катушки.

7.Явление взаимной индукции. Практическое применение этого явления.

8.Написать уравнения Максвелла в интегральной форме.

9. Вывести рабочие формулы для расчета полного сопротивления (импеданса) и ко­эффициента самоиндукции катушки индуктивности.

ИЗУЧЕНИЕ ЭЛЕКТРОСТАТИЧЕСКОГО ПОЛЯ

Цель работы: экспериментальное изучение свойств электростатического поля и построение графика расположения силовых линий при помощи кривых равного потенциала.

Приборы и оборудование: электролитическая ванна, осциллограф, вольт­метр, потенциометр, ключ, электроды различной конфигурации.

Теоретические сведения

Электрическое поле - вид материи, осуществляющий взаимодействие не­подвижных электрических зарядов. Каждый заряд имеет свое электростатиче­ское поле, которое в каждой точке пространства характеризуется вектором на­пряженности изучение электростатического поля - student2.ru и электростатическим потенциалом φ.

Напряженностью электростатического поля в точке называется векторная физическая величина, численно равная отношению силы изучение электростатического поля - student2.ru , действующей на пробный заряд qo, к величине этого заряда, помещенного в данную точку поля:

изучение электростатического поля - student2.ru . (1)

Если пробный заряд qo=+l, то изучение электростатического поля - student2.ru .А потому вектор напряженности электростатического поля равен силе, действующей на единичный пробный за­ряд.

Направление вектора изучение электростатического поля - student2.ru совпадает с направлением силы. Из формулы (1) следует, что единица напряженности электрического поля - ньютон на кулон (Н/Кл); 1Н/Кл - напряженность такого поля, которое на точечный заряд в 1Кл действует с силой в 1Н.

Вектор изучение электростатического поля - student2.ru во всех точках поля направлен радиально от заряда, если он по­ложителен, и радиально к заряду, если он отрицателен (рис. 1).

изучение электростатического поля - student2.ru

Рис. 1

Электростатическое поле можно изобразить силовыми линиями. Силовой линией, или линией напряженности электростатического поля называется ли­ния, в каждой точке которой вектор напряженности направлен по касательной (рис. 2),

изучение электростатического поля - student2.ru

Рис.2

Силовые линии всегда начинаются на поверхности положительно заря­женных тел, а заканчиваются на поверхности отрицательно заряженных тел или уходят в бесконечность.

Если поле создано уединенным точечным зарядом q, то работа, совершае­мая полем при перемещении пробного заряда qoиз положения 1 в положение 2 (рис. 3), не зависит от траектории перемещения:

изучение электростатического поля - student2.ru . (2)

изучение электростатического поля - student2.ru

Рис.3

Из выражения (2) видно, что работа определяется только положением на­чальной 1 и конечной 2 точек. Силы, работа которых не зависит от траектории движения, называются консервативными. В этом случае электрическое поле является потенциальным, а формула принимает вид А1,2 =-ΔWp. Знак «ми­нус» означает, что положительная работа совершается самим полем за счет уменьшения энергии

изучение электростатического поля - student2.ru . (3)

Значит, потенциальная энергия двух точечных зарядов, находящихся на расстоянии r,

изучение электростатического поля - student2.ru (4)

Постоянная С=0, т.к. естественно считать, что при изучение электростатического поля - student2.ru

Wp→0.

Величину изучение электростатического поля - student2.ru называют потенциалом поля точечного заряда. Тогда 4яе0ег

формула (2) принимает вид

А1,2=q012). (5)

Подставив в (4) значения qo=+l и С=0, получим изучение электростатического поля - student2.ru . Потенциал некоторой точки поля есть физическая величина, численно равная потенциальной энергии единичного положительного заряда, помещенного в эту точку. Потен­циал – энергетическая характеристика поля.

Пользуясь формулами (2), (4) и (5), уравнение работы, совершаемой элек­трическими силами при перемещении заряда q0 из точки 1 в точку 2, можно за­писать в виде

A1,2=Wp1-Wp2=q012) . (6)

Работа при перемещении точечного заряда равна произведению этого за­ряда на разность потенциалов в начальной и конечной точках пути.

Если точка 2 лежит в бесконечности, то потенциальная энергия заряда qo в ней равна нулю (Wp2 =0), а следовательно, и потенциал поля также равен нулю (φ2 = 0). Тогда согласно (6)

изучение электростатического поля - student2.ru . (7)

Отсюда

изучение электростатического поля - student2.ru . (8)

Поэтому потенциал данной точки поля можно определить как физическую величину, численно равную работе, совершаемой электрическими силами при перемещении единичного положительного заряда из данной точки в бесконечность.

В системе СИ за единицу потенциала принят вольт (В), т.е. потенциал такой точки поля, для перемещения в которую из бесконечности заряда, равно­го 1 Кл, необходимо совершить работу в 1 Дж: 1 Дж=1Кл·В. Отсюда 1 В=Дж/Кл. Геометрическое место точек поля, обладающих равными потенциа­лами, называется эквипотенциальной поверхностью. Работа при перемещении заряда по ней равна нулю. Этот вывод вытекает из определения работы поля при перемещении в нем заряда: А=q012), т.к. φ12.

Силовые линии всегда нормальны к эквипотенциальным поверхностям. До­кажем это методом от противного. Пусть Q - часть этой поверхности (рис. 4), В и С - ее точки, а вектор изучение электростатического поля - student2.ru не перпендикулярен Q. Но тогда должна быть Et -

касательная составляющая вектора изучение электростатического поля - student2.ru , параллельная поверхности Q. Значит, работа на участке ВС отлична от нуля, что невозможно. Следовательно, вектор изучение электростатического поля - student2.ru перпендикулярен эквипотенциальной поверхности.

изучение электростатического поля - student2.ru

Рис. 4

Определим связь между напряженностью и потенциалом. С одной сторо­ны, работа при перемещении заряда q0 с эквипотенциальной поверхности, имеющей потенциал φ, на расположенную поблизости эквипотенциальную по­верхность с потенциалом φ + Δφ по нормали к ней(на расстояние Δn) рассчи­тывается по формуле ΔА = q0E×Dn (рис. 5).

изучение электростатического поля - student2.ru

Рис. 5

Напряженность поля изучение электростатического поля - student2.ru при бесконечно малом перемещении можно счи­тать постоянной. С другой стороны, величину этой работы можно вычислить по формуле (5). Таким образом,

изучение электростатического поля - student2.ru .

Откуда изучение электростатического поля - student2.ru , (9)

или

изучение электростатического поля - student2.ru .

Знак «минус» указывает на то, что вектор напряженности направлен в сто­рону убывания потенциала.

Из формулы (9) следует, что единица напряженности 1Н/Кл=1В/м, где В (вольт) - единица потенциала электрического поля.

изучение электростатического поля - student2.ru Рис. 6 Чтобы с помощью линий напряженности охарактеризовать не только на­правление, но и величину напряженности электрического поля, условились проводить их с определенной густотой (рис.6). Число линий напряженности, пронизывающих единицу поверхности, перпендикулярной им, должно быть равно или пропорционально модулю вектора изучение электростатического поля - student2.ru . ЕАВ.

Число силовых линий пронизывающих элементарную площадку dS, нормаль n которой образует с направление вектора Е угол a, называется потоком напряженности электрического поля через эту площадку изучение электростатического поля - student2.ru , (рис. 7)

Наши рекомендации