Взаимозависимость курсов ик, мк, кк.
Курсом называется угол, заключенный между северным направлением выбранного меридиана, проходящего через ВС, и продольной осью ВС. Курс отсчитывается по ходу часовой стрелки от 0 до 360º.
В зависимости от какого меридиана производится отсчет, курсы делятся на истинные, магнитные, компасные, условные (рис. 3.5).
Рис. 3.5. Взаимозависимость курсов
Полезно знать трактовку понятия «курс», согласно документам ICAO.
Курс – направление, в котором находится продольная ось воздушного судна, выраженная обычно в градусах угла, отсчитываемого от северного направления (истинного, магнитного, компасного или условного меридианов).
Истинный курс – угол, заключенный между северным направлением истинного меридиана, проходящего через ВС, и продольной осью самолета; отсчитывается от 0 до 360º по ходу часовой стрелки.
Магнитный курс – угол, заключенный между северным направлением магнитного меридиана, проходящего через ВС, и продольной осью самолета; отсчитывается от 0 до 360º по ходу часовой стрелки.
Компасный курс – угол, заключенный между северным направлением компасного меридиана, проходящего через ВС, и продольной осью самолета; отсчитывается от 0 до 360º по ходу часовой стрелки.
Магнитный компас позволяет определять направления от компасного и магнитного меридианов. На карте направления определяются от истинного меридиана. Поэтому при выполнении навигационных расчетов приходится переходить от одного курса к другому (рис. 3.6).
Рис. 3.6. Перевод курсов и учет поправок
Перевод курсов можно осуществлять аналитически и графически.
Аналитический перевод курсов осуществляется по следующим формулам:
МК = КК + (±Δк); К = МК – (+Δк);
ИК = МК + (±Δм); МК = ИК – (±Δм);
ИК = КК + (±Δк) + (±Δм); КК = ИК – (±Δм) – (±Δк);
ИК = КК + (±Δм); КК = ИК – (±Δк)
Для графического перевода курсов необходимо провести северное направление меридиана того курса, который дан по условию задачи, затем от него отложить направление продольной оси самолета (значение данного курса), после этого провести остальные меридианы с учетом знака девиации и магнитного склонения. Значение искомых курсов определяется по схеме.
9) Путевые углы и способы их определения.
Основной задачей экипажа является обеспечение наиболее точного совпадения фактической траектории полета воздушного судна с заданной (программной).
Линия пути, по которой должно следовать ВС, называется линией заданного пути, а направление полета характеризуется заданным путевым углом.
Заданным путевым угломназывается угол, заключенный между северным направлением выбранного меридиана и ЛЗП (рис. 3.7).
Рис. 3.7. Заданный путевой угол
Заданный путевой курс отсчитывается от 0 до 360º по ходу часовой стрелки. В зависимости от выбранного меридиана заданный путевой угол может быть истинным и магнитным.
Линия фактического пути – проекция траектории полета ВС на поверхность Земли.
Фактическим путевым углом называется угол, заключенный между северным направлением выбранного меридиана и ЛФП (рис. 3.8). Фактический путевой угол отсчитывается от 0 до 360º по ходу часовой стрелки. В зависимости от выбранного меридиана фактический путевой угол может быть истинным и магнитным.
Рис. 3.8. Фактический путевой угол