Ния). Разложение сульфита натрия.
В пробирку поместим несколько кристаллов сульфита натрия. Осторожно нагреть про- бирку в течение 5 мин. и после охлаждения налить небольшое количество воды, добиваясь пол-ного растворения вещества. Раствор разделить на 2 пробирки. Содержимое одной из пробирок испытать на присутствие иона S2- действием раствора СuSO4, а в другой пробирке, действуя раствором ВаС12, обнаружить ион SO42-. Составить уравнение реакции самоокисления - самовосстановления методом электронного баланса.
Направление окислительно-восстановительных реакций
Опыт №8. Влияние характера среды на протекание окислительно-восстанови-тельных реакций
В три пробирки налить по 1-2 мл раствора КМпO4, затем прибавить: в первую - 5 капель разбавленной серной кислоты, во вторую - 5 капель дистиллированной воды, в третью – 5 капель концентрированного раствора щёлочи. После этого в каждую из пробирок прибавить шпателем одинаковое количество сухой соли Na2SO3. Встряхиванием раствора добиться изменения окраски в каждой из пробирок. Составить уравнения реакций методом электронного баланса, имея ввиду следующее:
а) во всех трёх случаях ионSO3-переходит в ионSO4-, причём оба иона являются бесцветными
и на окраску раствора не влияют;
б) в кислой среде ион МnO4- переходит в ион Мп2+;
в) в нейтральной среде ион МnO4- восстанавливается до МnO2;
г) в щелочной среде образуется ион МnO42-, который окрашивает раствор в зелёный цвет.
Опыт №9. Влияние кислотности среды на направление реакции взаимодействия иода со щёлочью
Кристаллик йода обработать в пробирке небольшим количеством раствора щёлочи при слабом нагревании. Наблюдать переход йода в раствор. Составить уравнение реакции, имея в виду, что одним из продуктов реакции является йодат.
Полученный раствор подкислить разбавленной серной кислотой. Наблюдать выделениие свободного йода. Составить уравнения реакции взаимодействия йодида и йодата в присутствии Н2SO4 и объяснить, почему реакция пошла в обратном направлении:
Общий вывод по работе:
Работу выполнил Студент группы | Работу принял Преподаватель | Дата |
Кафедра Атомной энергетики | ОРГАНИЧЕСКИЕ ВЕЩЕСТВА | Лабораторная работа №6 |
Ц е л ь р а б о т ы: получить и исследовать важнейшие свойства некоторых органических соединений.
О б о р у д о в а н и е и м а т е р и а л ы: штатив с пробирками, нагревательный прибор; ацетат натрия, этанол, формальдегид, ацетон, растворы КМnO4, К2Сг2O7, H2SO4, NaOH, NH4OH, аммиачный раствор оксида серебра.
Методика выполнения
Опыт №1. Получение и свойства предельных углеводородов на примере метана.
Поместить в пробирку тщательно измельчённую смесь, состоящую из ацетата натрия и гидроксида натрия в массовом соотношении 1:2. Пробирку закрыть пробкой с отводной трубкой и нагреть. Происходит образование метана и карбоната натрия. Пропустив полученный метан через водные растворы KMnO4, сделать выводы относительно свойств предельных углеводородов. Написать уравнение реакции получения метана.
Опыт №2. Окисление спиртов.
В пробирку налить 2 см3 разбавленного раствора К2Сг2O7, 1 см3 2 М
H2 SO4 и 1 см этанола. Смесь осторожно нагреть. Как изменяется цвет раствора? Обратить внимание на характерный запах ацетальдегида (запах прелых яблок). Реакция протекает по уравнению:
ЗСН3СН2OН+К2Сг2О7+4Н2SO4=ЗСН3СНО+К2SO4+Сг2(SO4)3+7Н2O
Опыт №3. Реакция на альдегиды (реакция серебряного зеркала).
В чистую пробирку налить 2 см3 аммиачного раствора оксида серебра [Ag(NH3)2OH и прибавить 3-4 капли раствора формальдегида. Пробирку подогреть на кипящей водяной бане. При этом её стенки покрываются блестящим налётом металлического серебра.
Реакция идёт по уравнению:
HCHO+2[Ag(NH3)2]OH=HCOOH+2Ag +H2O+4NH3
Работу выполнил студент группы | Работу принял преподаватель | Дата |
Контрольные вопросы
1. Чем обусловлены значительные различия в свойствах предельных и непредельных углеводородов?
2. По какому признаку и на какие классы делятся органические соединения?
4. Какие функциональные группы и сколько должны содержать органические вещества, чтобы их можно было использовать для получения полимеров?