Организация и порядок проведения практических работ.
Организация и порядок проведения практических работ.
Лабораторные работы проводятся после изучения теоретического материала в лаборатории общей и аналитической химии. Обучающиеся должны иметь методические указания по выполнению лабораторных работ, конспекты лекций, средство для вычислений.
Техника безопасности при выполнении лабораторных работ.
При работе в лабораториистудентам запрещается:
− находиться в лаборатории в отсутствии преподавателя и на перемене;
− вставать со своего места и ходить по кабинету без разрешения преподавателя;
− размещать на рабочем месте посторонние предметы;
− любые опыты, которые не предусмотрены текущим планом урока;
− брать неразрешенные преподавателем вещества или оборудование.
Обучающийся обязан:
− спокойно, не торопясь, не задевая столы, входить в кабинет и занять отведенное ему место,
− работать на одном, закрепленном за ним месте,
− приступать к работе по указанию преподавателя,
− при выполнении химического эксперимента соблюдать правила техники безопасности,
− по окончанию работы сдать выданные материалы преподавателю,
− привести свое рабочее место в порядок.
Анализ результатов.
Критериями оценки результатов работы студентов являются:
− уровень усвоения студентом учебного материала;
− умение студента использовать теоретические знания при выполнении практических задач;
− сформированность ключевых (общепрофессиональных) компетенций;
− обоснованность и четкость изложения материала;
− уровень оформления работы.
Если лабораторная работа выполнена в полном объеме и правильно оформлена, то ставится оценка «5».Если лабораторная работа выполнена более чем на 75%, ставится оценка «4». Если работа выполнена более чем на 60%, ставится оценка «3». В противном случае работа не засчитывается.
6. Дидактический материал для выполнения лабораторной работы:
− методические рекомендации для выполнения лабораторных работ,
− тетрадь для лабораторных работ,
− конспект лекций.
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №1
Приготовление растворов с заданной концентрацией.
Оборудование: стакан (150-200 мл), мерный цилиндр, стеклянная палочка, аналитические весы.
Реактивы: вода, сахар, хлорид натрия.
Вам предстоит выполнить один из вариантов задания таблицы:
Вариант | Растворенное вещество | Масса раствора №1, г | Массовая доля растворенного вещества, % | ||
в растворе №1 | в растворе №2 | в растворе №3 | |||
Хлорид натрия | |||||
Хлорид натрия | |||||
Хлорид натрия | |||||
Сахар | |||||
Сахар | |||||
Сахар |
Опыт 1. Приготовление раствора №1.
Рассчитайте массу вещества и воды, необходимые для приготовления раствора №1. С помощью весов отмерьте необходимое количество твердого вещества и перенесите его в стакан. Рассчитайте объем воды, необходимый для приготовления раствора (плотность воды 1 г/мл). Мерным цилиндром отмерьте вычисленный объем воды и прилейте его к веществу в стакане. Перемешивая содержимое стакана стеклянной палочкой, добейтесь полного растворения вещества
в воде.
Опыт 2. Приготовление раствора №2.
Рассчитайте объем воды, который необходимо добавить к раствору №1 для приготовления раствора №2. Мерным цилиндром отмерьте вычисленный объем воды и прилейте его к раствору №1. Определите массу полученного раствора №2.
Опыт 3. Приготовление раствора №3.
Рассчитайте массу вещества, которую необходимо добавить к раствору №2 для приготовления раствора №3. С помощью весов отмерьте необходимое количество твердого вещества и добавьте его к раствору №2. Перемешивая содержимое стакана стеклянной палочкой, добейтесь полного растворения вещества в воде. Определите массу полученного раствора №3.
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №2
Реакции ионного обмена.
Оборудование и реактивы: штатив с пробирками, метилоранж, фенолфталеин, мел, растворы соляной и азотной кислот, гидроксидов натрия и калия, растворы карбоната натрия, хлорида кальция, хлорида железа (3).
Опыт 1. Реакций с образованием газа.
Подействуйте соляной кислотой на раствор карбоната натрия и на кусочек мела. Опишите результаты опытов. Составьте уравнения реакций в молекулярной, полной ионной и сокращенной ионной форме.
Опыт 2. Реакции с образованием осадков.
Смешайте растворы хлорида кальция и карбоната натрия, хлорида железа (3) и гидроксида натрия. Опишите результаты опытов. Составьте уравнения реакций в молекулярной, полной ионной и сокращенной ионной форме.
Опыт 3. Реакций с образованием слабых электролитов.
Проделайте в присутствии индикаторов реакции между:
а) соляной кислотой и гидроксидом калия;
б) азотной кислотой и гидроксидом натрия;
Опишите результаты опытов. Составьте уравнения реакций в молекулярной, полной и сокращенной ионной форме.
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №3
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №4
Гидролиз солей.
Гидролиз - обменное взаимодействие солей с водой. Гидролизу подвергаются соли, содержащие ионы слабого электролита. В гидролизе участвует только ион слабого электролита. Гидролиз идет в сторону образования слабого электролита и останавливается обычно на первой стадии. Полному гидролизу подвергаются соли, образованные слабым основанием и слабой кислотой.
Оборудование и реактивы: штатив с пробирками, фенолфталеин, метилоранж, растворы сульфита, сульфида и силиката натрия, растворы хлоридов цинка, алюминия и железа (3), растворы карбоната натрия и сульфата хрома (3).
Опыт 1. Гидролиз солей, образованных сильным основанием и слабой кислотой.
В три пробирки налейте растворы сульфита, сульфида и силиката натрия. Добавьте 2-3 капли фенолфталеина, опишите наблюдения. Составьте уравнения реакций гидролиза в молекулярной и ионной форме, укажите реакцию среды.
Опыт 2 . Гидролиз солей, образованных слабым основанием и сильной кислотой.
В три пробирки налейте растворы хлоридов алюминия, цинка и железа (3). Добавьте 2-3 капли раствора метилоранжа, опишите наблюдения. Составьте уравнения реакций гидролиза в молекулярной и ионной форме, укажите реакцию среды.
Опыт 3. Гидролиз солей, образованных слабым основанием и слабой кислотой.
В две пробирки налейте растворы:
а) хлорида алюминия и карбоната натрия;
б) сульфата хрома (3) и карбоната натрия.
Опишите результаты опытов, составьте уравнения реакций.
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 5.
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №6
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №7
Получение метана.
Оборудование: штатив с лапкой, пробирка с газоотводной трубкой, ложка для сжигания, спиртовка.
Реактивы: мука, сахар, скипидар, оксид меди, известковая вода, уксуснокислый натрий, натронная известь.
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №8
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №9
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 10
Карбоновые кислоты. Мыла.
Оборудование: штатив с пробирками, водяная баня, зажим.
Реактивы: уксусная кислота (2н), магний, мел, раствор гидроксида натрия, хлорида кальция, уксуснокислого свинца, концентрированные уксусная и серная кислоты, этанол, фенолфталеин, растворы мыла и соляной кислоты.
Опыт 3. Свойства мыла.
В четыре пробирки налейте по 2 мл раствора мыла. 3 первую пробирку добавьте раствор фенолфталеина, во вторую - раствор хлорида кальция, в третью - раствор соляной кислоты, в четвертую - раствор уксуснокислого свинца. Опишите наблюдения, составьте уравнения реакций в молекулярной, полной ионной и сокращенной ионной форме.
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №11
Свойства углеводов.
Оборудование: штатив с пробирками, водяная баня, воронка, зажим, прибор для получения газов, фильтровальная бумага.
Реактивы: растворы глюкозы, сахарозы, сульфата меди, гидроксида натрия, раствор йода, известковое молоко, крахмал.
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №12
Свойства белков.
Оборудование: штатив с пробирками, спиртовка, тигельные щипцы, водяная баня.
Реактивы: водный раствор белка, концентрированная азотная кислота, растворы гидроксида натрия, аммиака, сульфата меди, нитки х/б, синтетические, шерстяные, пшеничная мука.
Часть 1. Денатурация белка.
Опыт 1.
Нагрейте в пробирке небольшое количество раствора яичного белка. Опишите результаты опыта.
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №13
ОТЧЕТЫ
ПО ЛАБОРАТОРНЫМ РАБОТАМ
Студента Сидорова Н.И. группы 1 ГЭМ
Кировск
Организация и порядок проведения практических работ.
Лабораторные работы проводятся после изучения теоретического материала в лаборатории общей и аналитической химии. Обучающиеся должны иметь методические указания по выполнению лабораторных работ, конспекты лекций, средство для вычислений.