Организация и порядок проведения практических работ.

Организация и порядок проведения практических работ.

Лабораторные работы проводятся после изучения теоретического материала в лаборатории общей и аналитической химии. Обучающиеся должны иметь методические указания по выполнению лабораторных работ, конспекты лекций, средство для вычислений.

Техника безопасности при выполнении лабораторных работ.

При работе в лабораториистудентам запрещается:

− находиться в лаборатории в отсутствии преподавателя и на перемене;

− вставать со своего места и ходить по кабинету без разрешения преподавателя;

− размещать на рабочем месте посторонние предметы;

− любые опыты, которые не предусмотрены текущим планом урока;

− брать неразрешенные преподавателем вещества или оборудование.

Обучающийся обязан:

− спокойно, не торопясь, не задевая столы, входить в кабинет и занять отведенное ему место,

− работать на одном, закрепленном за ним месте,

− приступать к работе по указанию преподавателя,

− при выполнении химического эксперимента соблюдать правила техники безопасности,

− по окончанию работы сдать выданные материалы преподавателю,

− привести свое рабочее место в порядок.

Анализ результатов.

Критериями оценки результатов работы студентов являются:

− уровень усвоения студентом учебного материала;

− умение студента использовать теоретические знания при выполнении практических задач;

− сформированность ключевых (общепрофессиональных) компетенций;

− обоснованность и четкость изложения материала;

− уровень оформления работы.

Если лабораторная работа выполнена в полном объеме и правильно оформлена, то ставится оценка «5».Если лабораторная работа выполнена более чем на 75%, ставится оценка «4». Если работа выполнена более чем на 60%, ставится оценка «3». В противном случае работа не засчитывается.

6. Дидактический материал для выполнения лабораторной работы:

− методические рекомендации для выполнения лабораторных работ,

− тетрадь для лабораторных работ,

− конспект лекций.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №1

Приготовление растворов с заданной концентрацией.

Оборудование: стакан (150-200 мл), мерный цилиндр, стеклянная палочка, аналитические весы.

Реактивы: вода, сахар, хлорид натрия.

Вам предстоит выполнить один из вариантов задания таблицы:

Вариант Растворенное вещество Масса раствора №1, г Массовая доля растворенного вещества, %
в растворе №1 в растворе №2 в растворе №3
Хлорид натрия
Хлорид натрия
Хлорид натрия
Сахар
Сахар
Сахар


Опыт 1. Приготовление раствора №1.

Рассчитайте массу вещества и воды, необходимые для приготовления раствора №1. С помощью весов отмерьте необходимое количество твердого вещества и перенесите его в стакан. Рассчитайте объем воды, необходимый для приготовления раствора (плотность воды 1 г/мл). Мерным цилиндром отмерьте вычисленный объем воды и прилейте его к веществу в стакане. Перемешивая содержимое стакана стеклянной палочкой, добейтесь полного растворения вещества

в воде.

Опыт 2. Приготовление раствора №2.

Рассчитайте объем воды, который необходимо добавить к раствору №1 для приготовления раствора №2. Мерным цилиндром отмерьте вычисленный объем воды и прилейте его к раствору №1. Определите массу полученного раствора №2.

Опыт 3. Приготовление раствора №3.

Рассчитайте массу вещества, которую необходимо добавить к раствору №2 для приготовления раствора №3. С помощью весов отмерьте необходимое количество твердого вещества и добавьте его к раствору №2. Перемешивая содержимое стакана стеклянной палочкой, добейтесь полного растворения вещества в воде. Определите массу полученного раствора №3.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №2

Реакции ионного обмена.

Оборудование и реактивы: штатив с пробирками, метилоранж, фенолфталеин, мел, растворы соляной и азотной кислот, гидроксидов натрия и калия, растворы карбоната натрия, хлорида кальция, хлорида железа (3).

Опыт 1. Реакций с образованием газа.

Подействуйте соляной кислотой на раствор карбоната натрия и на кусочек мела. Опишите результаты опытов. Составьте уравнения реакций в молекулярной, полной ионной и сокращенной ионной форме.

Опыт 2. Реакции с образованием осадков.

Смешайте растворы хлорида кальция и карбоната натрия, хлорида железа (3) и гидроксида натрия. Опишите результаты опытов. Составьте уравнения реакций в молекулярной, полной ионной и сокращенной ионной форме.

Опыт 3. Реакций с образованием слабых электролитов.

Проделайте в присутствии индикаторов реакции между:

а) соляной кислотой и гидроксидом калия;

б) азотной кислотой и гидроксидом натрия;

Опишите результаты опытов. Составьте уравнения реакций в молекулярной, полной и сокращенной ионной форме.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №3

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №4

Гидролиз солей.

Гидролиз - обменное взаимодействие солей с водой. Гидролизу подвергаются соли, содержащие ионы слабого электролита. В гидролизе участвует только ион слабого электролита. Гидролиз идет в сторону образования слабого электролита и останавливается обычно на первой стадии. Полному гидролизу подвергаются соли, образованные слабым основанием и слабой кислотой.

Оборудование и реактивы: штатив с пробирками, фенолфталеин, метилоранж, растворы сульфита, сульфида и силиката натрия, растворы хлоридов цинка, алюминия и железа (3), растворы карбоната натрия и сульфата хрома (3).

Опыт 1. Гидролиз солей, образованных сильным основанием и слабой кислотой.

В три пробирки налейте растворы сульфита, сульфида и силиката натрия. Добавьте 2-3 капли фенолфталеина, опишите наблюдения. Составьте уравнения реакций гидролиза в молекулярной и ионной форме, укажите реакцию среды.

Опыт 2 . Гидролиз солей, образованных слабым основанием и сильной кислотой.

В три пробирки налейте растворы хлоридов алюминия, цинка и железа (3). Добавьте 2-3 капли раствора метилоранжа, опишите наблюдения. Составьте уравнения реакций гидролиза в молекулярной и ионной форме, укажите реакцию среды.

Опыт 3. Гидролиз солей, образованных слабым основанием и слабой кислотой.

В две пробирки налейте растворы:

а) хлорида алюминия и карбоната натрия;

б) сульфата хрома (3) и карбоната натрия.

Опишите результаты опытов, составьте уравнения реакций.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 5.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №6

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №7

Получение метана.

Оборудование: штатив с лапкой, пробирка с газоотводной трубкой, ложка для сжигания, спиртовка.

Реактивы: мука, сахар, скипидар, оксид меди, известковая вода, уксуснокислый натрий, натронная известь.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №8

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №9

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 10

Карбоновые кислоты. Мыла.

Оборудование: штатив с пробирками, водяная баня, зажим.

Реактивы: уксусная кислота (2н), магний, мел, раствор гидроксида натрия, хлорида кальция, уксуснокислого свинца, концентрированные уксусная и серная кислоты, этанол, фенолфталеин, растворы мыла и соляной кислоты.

Опыт 3. Свойства мыла.

В четыре пробирки налейте по 2 мл раствора мыла. 3 первую пробирку добавьте раствор фенолфталеина, во вторую - раствор хлорида кальция, в третью - раствор соляной кислоты, в четвертую - раствор уксуснокислого свинца. Опишите наблюдения, составьте уравнения реакций в молекулярной, полной ионной и сокращенной ионной форме.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №11

Свойства углеводов.

Оборудование: штатив с пробирками, водяная баня, воронка, зажим, прибор для получения газов, фильтровальная бумага.

Реактивы: растворы глюкозы, сахарозы, сульфата меди, гидроксида натрия, раствор йода, известковое молоко, крахмал.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №12

Свойства белков.

Оборудование: штатив с пробирками, спиртовка, тигельные щипцы, водяная баня.

Реактивы: водный раствор белка, концентрированная азотная кислота, растворы гидроксида натрия, аммиака, сульфата меди, нитки х/б, синтетические, шерстяные, пшеничная мука.

Часть 1. Денатурация белка.

Опыт 1.

Нагрейте в пробирке небольшое количество раствора яичного белка. Опишите результаты опыта.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №13

ОТЧЕТЫ

ПО ЛАБОРАТОРНЫМ РАБОТАМ

по дисциплине: Химия

Студента Сидорова Н.И. группы 1 ГЭМ

Кировск

Организация и порядок проведения практических работ.

Лабораторные работы проводятся после изучения теоретического материала в лаборатории общей и аналитической химии. Обучающиеся должны иметь методические указания по выполнению лабораторных работ, конспекты лекций, средство для вычислений.

Наши рекомендации