Расчет магнитной системы двигателя
Расчет магнитной цепи машины состоит из двух этапов:
предварительного, в котором намечаются все ее размеры (поперечное сечение и длины всех участков магнитной цепи), то есть создается эскиз магнитной цепи машины;
проверочного, цель которого - установление намагничивающей силы, нужной для создания в этой цепи необходимого магнитного потока.
Магнитная цепь машины состоит из пяти участков, соединенных последовательно: сердечника (ярма) якоря, зубцового слоя якоря, воздушных зазоров, сердечников главных полюсов и ярма (спинки) остова.
Определение параметров сердечника якоря.
Выбираем диаметр вентиляционных каналов , а число рядов каналов .
Активную высоту сердечника якоря, согласно [1, с. 133], можно представить в виде формул:
где - индукция в сердечнике якоря, которую, согласно [1, с. 133], принимаем: ;
- коэффициент заполнения сердечника сталью, .
где - внутренний диаметр сердечника.
Необходимый по условию прочности втулки этот диаметр в его средней части (под сердечником) у двигателей опорно-осевого исполнения при двусторонней передаче, согласно [1, с. 134] равно:
где - диаметр вала в средней части.
см.
мм.
Так как , то для уменьшения веса якоря выполняем втулку коробчатой формы.
Геометрическая высота сердечника якоря, согласно [1, с. 133], рассчитывается:
Расчет сердечников главных полюсов и их наконечников.
Расчетная полюсная дуга, согласно [1, с. 17] в долях полюсного деления:
>
где - расчетный коэффициент полюсного деления перекрытия, который согласно [1,с. 17] с учетом долголетней практики тягового электромашиностроения, установлен для машин без компенсационной обмотки в пределах ;
– полюсное деление по якорю:
мм.
Действительная полюсная дуга, согласно [1, с.36] рассчитывается:
где - коэффициент, зависящий от типа воздушного зазора, принимаем равномерный воздушный зазор ;
- воздушный зазор, .
Площадь сечения главного полюса:
где - коэффициент рассеяния главных полюсов;
- индукция в сердечнике главных полюсов, .
Согласно [1, с. 135], при 2р = 4, без компенсационной обмотки
Ширина сердечника, согласно [1, с. 136]:
где - коэффициент заполнения сердечника сталью, ;
- коэффициент, учитывающий подрезы сердечника полюса по углам для лучшего вписывания во внутреннюю полость катушки, .
Ширина опорной полочки:
Высота сердечника предварительно оценивается:
Расчет остова двигателя.
Диаметр внутренней поверхности круглого остова, согласно [1, с. 136] равен:
мм.
Внешний диаметр остова ориентировочно намечаем, согласно [1, с. 137]:
где g w:fareast="EN-US"/></w:rPr><m:t>h</m:t></m:r></m:e><m:sub><m:r><w:rPr><w:rStyle w:val="FontStyle17"/><w:rFonts w:ascii="Cambria Math" w:h-ansi="Cambria Math"/><wx:font wx:val="Cambria Math"/><w:spacing w:val="0"/><w:sz w:val="28"/><w:sz-cs w:val="28"/><w:lang w:val="EN-US" w:fareast="EN-US"/></w:rPr><m:t>j</m:t></m:r></m:sub></m:sSub></m:oMath></m:oMathPara></w:p><w:sectPr wsp:rsidR="00000000"><w:pgSz w:w="12240" w:h="15840"/><w:pgMar w:top="1134" w:right="850" w:bottom="1134" w:left="1701" w:header="720" w:footer="720" w:gutter="0"/><w:cols w:space="720"/></w:sectPr></w:body></w:wordDocument>"> - радиальная толщина остова, которую оценивают:
Длина расчетного сечения ярма в осевом направлении:
Расчетное сечение ярма:
Индукция в расчетном сечении ярма:
Величина поднятой осевой линии двигателя над осевой линей колесной пары, согласно [1,с. 138]:
где – расстояние от нижнего, частично или полностью подрессоренного, элемента локомотива до головки рельса, .
Принимаем , тогда:
Магнитная система двигателя представлена рисунке 4.1.
Расчет намагничивающей силы главного полюса и определение магнитного напряжения зубцового слоя полюса.
Определяем магнитное сечение зубцов якоря на высоте 1/3:
где - коэффициент полюсного перекрытия.
Рис. 4.1 Магнитная система двигателя.
Расчетная индукция в зубцах:
По данным [1, с. 599] Приложения №2, находим соответствующую этой индукции напряженность поля . Длина магнитного пути в зубцах .
Магнитное напряжение зубцов:
Аналогично определяем магнитное напряжение других элементов магнитной цепи:
Сечение ярма (спинки) якоря:
Так как магнитный поток в якоре раздваивается, то индукция в ярме якоря:
Длина магнитного пути в ярме якоря .
Магнитное напряжение в ярме якоря:
Сечение сердечника главного полюса:
где 0,93 - коэффициент, учитывающий подрезы сердечника по торцам, вызванные большим радиусом закругления при намотке меди катушки на узкое ребро.
Индукция в сердечнике полюса:
где - коэффициент рассеяния для полюса и остова.
Длина магнитного пути .
Магнитное напряжение сердечника:
Для остова:
а) на участке между полюсами:
По ранее рассчитанной индукции , по табл. 2.8 [1, с. 599], Приложение №2 находим , длина магнитного пути между полюсами .
Магнитное напряжение участка между полюсами:
б) на участке выхода потока из полюса в остов:
Длина магнитного пути .
Магнитное напряжение сердечника:
Для воздушного зазора:
Средняя длина сечения воздушного зазора:
Средняя индукция в воздушном зазоре:
Магнитное напряжение воздушного зазора:
где - заданный расчетный коэффициент использования мощности;
- коэффициент устойчивости при наименьшей степени возбуждения;
- намагничивающая сила обмотки якоря, согласно [1, с. 117]:
Расчет числа витков катушки главного полюса и проверка потенциальных условий на коллекторе.
Намагничивающая сила главного полюса при холостом ходе с запасом 3% на неточность расчета:
На размагничивающее действие реакции якоря, вследствие неточности компенсации прибавляем 5% поперечной намагничивающей силы якоря.
Полная намагничивающая сила главного полюса:
Поперечное сечение катушки:
где – степень возбуждения при номинальном режиме;
- плотность тока в проводнике.
Выбираем для обмотки главных полюсов медную шину размерами 3,05x 25 сечением 76,25 . Число витков обмотки на полюс равно:
вит.
Длина среднего витка катушки главного полюса, согласно [1, с. 153]:
где - радиус закругления катушки:
Сопротивление обмотки возбуждения главных полюсов при t = 20° С:
где - коэффициент подреза, так как катушка подрезана меньше, чем на 1/3 ее высоты, согласно [1, с. 153].
Ом.
Массу меди определяем, согласно [1, с. 153]:
кг.
Размеры катушки главного полюса
Ширина:
Медь 25x1 = 25 мм
Корпусная изоляция 0,16x4x2x2 = 2,08 мм Выступ межвитковой изоляции 0,5 мм Ширина паза в штампе мм
Высота:
Медь 3,05x7 = 21,35 мм
Межвитковая изоляция 0,5х11 = 5,5 мм Корпусная изоляция 0,16x4x2x2 = 2,08 мм Распушение 2,42 мм
Высота в катушке мм
5 Расчет щеток, определение рабочей длины коллектора, расчет реактивной э.д.с.
Длина рабочей части коллектора определяется числом и размерами щеток в одном щеткодержателе, а также поверхностью коллектора, необходимой для его охлаждения. В тяговых двигателях число щеткодержателей обычно равно числу полюсов .
Контактная поверхность щеток одного щеткодержателя, согласно [1, с. 86]:
(5.1)
где - плотность тока под щеткой, согласно [1, с. 87] . Принимаем .
см2.
Установим максимально допустимую ширину щетки, согласно [1, с. 87]:
где - укорочение обмотки,
Принимаем
Общая длина щеток:
мм.
Намеченная длина щетки:
где - число щеток в щеткодержателе, .
мм.
Выбираем , так как только при такой длине щетки рабочая длина
коллектора удовлетворяет условию нагрева.
Выбираем щетки по размеру .
Уточняем плотность тока под щетками:
А/см2.
Рабочая длина коллектора:
Рабочая длина коллектора оценивается по условию нагрева, [1, с. 88]:
, то есть условие выполняется.
Определяем щеточное перекрытие, согласно [1, с. 87] :
Ширину коммутационной зоны по якорю:
где - ширина проводников в пазу.
Ширина наконечника дополнительного полюса:
Число витков дополнительного полюса:
где - степень компенсации якоря,
Принимаем число витков дополнительного полюса .
Уточняем степень компенсации:
Определение реактивной э.д.с.
Реактивную э.д.с. определяем по формуле Иоффе. Определяем пазовую проводимость:
где - магнитная проницаемость воздуха, ;
- коэффициент, учитывающий увеличение магнитной проводимости от наличия бандажей, ;
- высота участка от верха паза до меди верхнего проводника,
где - коэффициент, учитывающий возникновение вихревых токов в толщах отдельных проводников, оказывающих экранирующие влияние и определяемый в зависимости от приведенной высоты проводника;
- высота паза, занятая медью,
Коэффициент проводимости путей потока рассеяния для лобовых частей:
Коэффициент проводимости потока рассеяния по коронкам зубцов, определяем согласно [1, с. 104]:
где - воздушный зазор между якорем и добавочным полюсом;
- коэффициент воздушного зазора, согласно [1, с. 122].
Расчетная дуга добавочного полюса:
Определяем общую проводимость потока рассеяния:
Определяем реактивную э.д.с:
В.