Многообразие живых организмов - основа организации и устойчивости биосферы
31) Сформулируйте понятия «экосистема» и «биогеоценоз». В чем различие этих понятий?
32) Какие элементы входят в экосистему? Какова биотическая структура экосистем?За счет чего обеспечивается целостность экосистем?
33) Что такое биоразнообразие? Какова его рольдля живых систем?Назовите виды природных экосистем.
34) Что такое пищевые (трофические) цепи и пирамиды?Как проходят энергетические потоки в экосистемах? В чем заключается правило 10%?
35) Назовите основные экологические факторы. Приведите примеры.Что такоетолерантность и пределы толерантности?
36) Назовите основныеформы биотических отношений.
37) Что такое местообитание и экологическая ниша? В чем различие этих понятий?
38) Что такое биосфера и каковы ее границы? Какие компоненты входят в состав вещества биосферы? Назовите системные свойства биосферы.Назовите функции живого вещества в биосфере.
39) Как осуществляется биогенная миграция атомов химических элементов? Каковы биогеохимические принципы миграции?
Человек в биосфере
40) Что такое антропогенез? Какиепалеонтологические находки предков человекообразных обезьян и человека известны современной науке?Назовите основные этапы эволюции рода Homo и его предшественников. Какие гипотезы существуют о происхождении Человека разумного? Каковы генетические доказательства?Каковы основные закономерности антропогенеза?Укажите последовательность происхождения рас Человека разумного.
41) Охарактеризуйте место вида Человек разумный(Homosapiens) в системе живого. В чем сходства и отличия человека от других животных?
42) Назовите основные концепции, характеризующие нервную систему человека.Каковы основные принципы клеточной организации и функционирования мозга? Как проявляется функциональная асимметрия головного мозга человека?Что такое сознание? Как соотносится сознательное и бессознательное?
43) В чем проявляется коэволюция человека и биосферы? Когда произошла неолитическая революция и каковы ее экологические последствия?
Глобальный экологический кризис (экологические функции литосферы, экология и здоровье)
44) Что такое деградация окружающей среды? Каковы ее составляющие?Что такое глобальный экологический кризис и каковы его индикаторы?
45) Что понимают под термином «ноосфера»?Что такое устойчивое развитие?
Письменный контроль
Темы, включенные в контрольную работу:
1. Динамические и статистические закономерности в природе.
2. Принцип возрастания энтропии.
3. Концепция целостности природы.
4. Закономерности самоорганизации. Принципы универсального эволюционизма..
5. Космология (мегамир).
6. Геологическая эволюция.
7. Эволюция и развитие живых систем.
8. Генетика и эволюция.
9. Многообразие живых организмов - основа организации и устойчивости биосферы.
10. Человек в биосфере.
11. Глобальный экологический кризис.
2. Перечень тем самостоятельных заданий
2.1. Темы презентаций докладов(выполняется обязательно, текущий контроль)
1. Наука древнего мира.
2. Естествознание в эпоху Средневековья и Возрождения.
3. Естествознание Нового времени (XVII-XIXвв.).
4. Естествознание XX – XXIвв.
5. Эффект бабочки в теории хаоса.
6. Вселенная в разных масштабах: микро-, макро- и мегамиры.
7. Многообразие живых организмов - основа организации и устойчивости биосферы.
8. Генетический паспорт человека.
9. История жизни на Земле.
Методические указания:
ü !!! ОБЯЗАТЕЛЬНО!!! Краткие пояснения к содержанию докладов – см. в соответствующих темах (Планы практических занятий).
ü В течение семестра студент может выполнить однупрезентацию по предложенным вопросам.
ü Общие требования к выполнению презентаций – см. п.2.5.
Рейтинговая оценка:
ü до 10 баллов за презентацию доклада
2.2. Вопросы для написания эссе(выполняется по желанию, для премиальных баллов):
ü В течение семестра студент может выполнить от одного до четырех эссе по предложенным вопросам (но не более одного эссе из каждого раздела).
Рейтинговая оценка:
ü до 5 баллов за одно эссе
Раздел 1
1. Почему в XXI веке до сих пор жива псевдонаука (лженаука)?
2. Математика как язык естествознания: почему математику называют «царицей наук»?
3. Естественнонаучная и гуманитарная культуры – проблема двух культур в науке. Путь к единой культуре.
4. Когда и где возникла наука как сфера человеческой деятельности?
5. Роль науки на разных исторических этапах.
6. Роль естественных наук в XXI веке.
Раздел 2
7. Значение нарушений симметрии в эволюции живого.
8. Проблема времени в естественных и гуманитарных науках.
Раздел 3
9. Углерод – главный элемент живого.
10. Вода и ее роль для живой природы.
11. Симметрия и асимметрия живого. Хиральность молекул живого.
Раздел 4
12. Что было в начале и что будет в конце – порядок или хаос?
13. «Энтропийный капкан» для современной цивилизации.
14. Иерархичность природных структур как отражение системности природы.
Раздел 5
15. Проблемы эволюции Вселенной.
16. Проблемы эволюции Солнечной системы.
17. Проблемы эволюции планеты Земля.
18. Проблема возникновения жизни на Земле.
19. Человек – существо биологическое или социальное?
20. Трансгенные организмы: проблема жизни в генетически модифицированном мире
21. Клонирование и его возможности: вымысел и реальность.
Раздел 6
22. Проблемы коэволюции человека и биосферы.
Методические указания:
Эссе (рассуждение на заданную тему, 1,5-2 стр.) должно включать:
- во-первых, АРГУМЕНТАЦИЮ одной из позиций по данному вопросу, почерпнутой из учебной и специальной литературы - с цитатами и ссылками;
- во-вторых, с СОБСТВЕННЫМИ ОРИГИНАЛЬНЫМИ рассуждениями и собственной мотивированной позиции в дискуссии по данной теме.
Эссе выполняется на отдельных листах.
Рекомендации по написанию эссе – см. п. 2.3. и Приложение 2
2.3. Общие требования к самостоятельным работам:
ü Индивидуальные темы для самостоятельной работы по курсу предлагаются студентам на выбор в начале семестра. Каждую тему готовят 1-4 студента.
ü Самостоятельная работа, оформленная в виде ПРЕЗЕНТАЦИИMicrosoftPowerPoint, должна соответствовать изложенным ниже требованиям к презентации, в противном случае балльная оценка снижается. (см. также Приложение 1)
Файл презентации должен быть выполнен в программе MSPowerPoint 2003, 2007 либо в программе, выполняющей аналогичные функции. Такой файл должен либо открываться в MSPowerPoint, либо иметь возможность просмотра без использования сторонних программ. В последнем случае файл должен позволять получать доступ к ЛЮБОМУ из слайдов презентации в произвольном порядке.
Файл презентации должен быть предоставлен на CD или с флеш-карты.