Панорама современного естествознания.
БИОСФЕРА И ЧЕЛОВЕК.
План занятия:
1) Работа в микро-группах
2) Обсуждение проблемных вопросов
3) Письменный / устный контрольный опрос
Рейтинговая оценка:
ü до 8 баллов за обзор статьи и до 7 баллов за подготовку презентации к докладу (баллы текущего контроля)
ü до 3 баллов за участие в обсуждении (баллы текущего контроля)
ü до 10 баллов за письменную контрольную работу (баллы текущего контроля)
1. Обзор статей:
1) Пациентам об эволюции
2) Дольник. В.Д. Пляски жизни и смерти на сцене Большого театра Природы и Истории
Методические указания:
1) Подготовка к семинару:
В подготовке обзора по одной статье и возможной презентации к ней могут принимать участие несколько студентов.
Обзор статьи предусматривает не зачитывание её текста, а ПОЛНОСТЬЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ материала с ПОЯСНЕНИЕМ всех указанных в задании к статье терминов, концепций и т.п.
Опорой при ответе может служить только САМОСТОЯТЕЛЬНО составленный КРАТКИЙ ПЛАН и СЛОВАРИК по статье. Использование копий и распечаток при ответе не допускается.
Допускается подготовка презентации к докладу. Баллы за презентацию начисляются только в случае соблюдения указанных требований к ней.
Докладчики также готовят два проблемных вопроса по теме доклада для аудитории.
Общие требования к подготовке презентаций:
Основная задача презентации – перевести Ваш доклад ввизуальные образы, которые воспринимаются и запоминаются гораздо лучше, чем обычный текст.
Название файладолжно совпадать с фамилией докладчика (одного из соавторов) и номером группы.
Не пишите текст доклада целиком на кадре. На слайдах размещают схемы, таблицы, диаграммы, графики с краткими комментариями, а уж подробно об этих объектах Вы расскажете в процессе доклада.
Материал на слайдах должен быть представлен в виде:
ü основных определений, положений, тезисов – не более 140 символов на одном слайде! Длинный тезис сокращайте до 2-3 (максимум 6) слов.
ü схем, таблиц, рисунков, фотографий – максимальное количество графической информации на одном слайде – 2 рисунка / фотографии / схемы / таблицы с текстовыми комментариями (не более 140 символов на одном слайде!)
Не перегружайте слайд информацией, если уж так получилось, что все, что хотели не удается разместить на одном кадре – разделите на 2 и более кадров, но предложения и смысл должны быть законченным на каждом слайде.
Каждый слайд (кроме первого) должен иметь название.
Слайд №1 должен содержать следующую информацию:
- Название доклада.
- Фамилия, Имя, Отчество автора и соавторов, номер группы.
Последний слайд, используемый в докладе, должен содержать выводы (заключение) по проделанной работе.
Предпочтительное оформление презентации – применение цветовых схем «светлый текст на темном фоне» или «темный текст на белом фоне».
Допускаемый размер шрифта – не менее 20 пт. Рекомендуемый размер шрифта ≥ 24 пт.
2) Работа на семинаре:
ü Студент (или группа студентов) выступает с подготовленным обзором и презентацией, комментирует (демонстрирует и объясняет) свои материалы. После доклада студенты организуют дискуссию по анализируемым проблемам.
ü Время выступления – 7-10 мин.Если время доклада превышено, выступление прерывается, а балльная оценка докладчикам снижается.
ü Остальные студенты участвуют в дискуссии и должны быть готовы задавать вопросы или предложить собственные комментарии к чужим материалам.
2. Контрольные вопросы для самостоятельной подготовки(аудиторный и электронный курс лекций, учебная литература):
1) Универсальный эволюционизм как научная программа современности, его принципы.
2) Космологическая стрела времени: основная идея космологической модели Фридмана и ее экспериментальные доказательства; основной тезис модели горячей Вселенной Гамова, понятие космологическая сингулярность.
3) Геологическая стрела времени: отличия Земли как планеты от других планет земной группы; методы исследования внутреннего строения Земли; возраст Земли и методы его оценки; концепция тектоники литосферных плит; концепции возникновения океанов и атмосферы на Земле.
4) Биологическая стрела времени: исторические концепции происхождения жизни; голобиоз и генобиоз; состав первичной атмосферы Земли; понятие абиогенеза; эффект Пастера; прокариоты и эукариоты; гетеротрофы и автотрофы; анаэробы и аэробы; филогенез и онтогенез.
5) Экологическая стрела времени: концепции униформизма, катастрофизма, ламаркизма; основные положения дарвинизма и «триада Дарвина»; основные положения синтетической теории эволюции; микроэволюция и макроэволюция; ароморфозы и идиоадаптации (приведите примеры).
6) Генетика и эволюция: ген, аллель; рецессивные и доминантные гены; свойства генетического материала; геном, генотип и фенотип, генофонд; наследуемая и ненаследуемая изменчивость.
7) Многообразие живых организмов – основа организации и устойчивости биосферы: экосистема и биогеоценоз; элементы экосистемы; биотическая структура экосистем; биоразнообразие и его роль для живых систем; виды природных экосистем; пищевые (трофические) цепи и пирамиды; энергетические потоки в экосистемах; правило 10%; основные экологические факторы; основные формы биотических отношений; местообитание и экологическая ниша.
8) Биосфера: понятие биосферы, ее границы, состав; системные свойства биосферы; функции живого вещества в биосфере; биогенная миграция атомов химических элементов.
9) Человек в биосфере: место вида Человек разумный (Homo sapiens) в системе живого; сходства и отличия человека от других животных; антропогенез; современные палеонтологические находки предков человекообразных обезьян и человека; основные этапы эволюции рода Homo и его предшественников; гипотезы о происхождении Человека разумного, генетические доказательства; современные взгляды на происхождение рас Человека разумного.
10) Учение В.И. Вернадского о ноосфере. Коэволюция человека и биосферы. Неолитическая революция и ее экологические последствия. Глобальный экологический кризис (экологические функции литосферы, экология и здоровье).
Методические указания:
ü В контрольном опросе по участвуют все студенты. Каждому студенту будет предложен один из указанных выше вопросов, на который он должен представить РАЗВЕРНУТЫЙ ОТВЕТ.
ü При подготовке рекомендуется использовать материалы аудиторных лекций, электронного курса лекций, а также указанную ниже учебную и дополнительную литературу.
Рекомендуемые источники
Статьи
Пациентам об эволюции // Блог Russian doctor in tropics / Русский доктор в тропиках. – Режим доступа: http://botalex.livejournal.com/115471.html
Дольник В.Р. Непослушное дитя биосферы. Беседа восьмая: Пляски жизни и смерти на сцене Большого театра Природы и Истории. – СПб.: ЧеРо-на-Неве, Паритет, 2003. – с. 264 – 297.
Основная литература
Горелов А.А. Концепции современного естествознания. – М.: Владос, 2010. Рек.МО.
Рыбалов Л.Б. Концепции современного естествознания: Учеб. пособие. – М.: Юнити-Дана, 2010. Рек.МО.
Рыбалов Л.Б. Концепции современного естествознания: [Электронный ресурс]. – М.: Юнити-Дана, 2011.
Карпенков С.Х. Концепции современного естествознания. – М.: Кнорус, 2009. Рек.МО.
Найдыш В.М. Концепции современного естествознания. – М.: Альфа-М, 2009. Рек.МО.
Концепции современного естествознания./ Под ред. С.И.Самыгин. – Ростов н/Д.: Феникс, 2009. Рек.МО.
Дополнительная литература
Гусейханов, М. К. Концепции современного есестествознания. – М.: Дашков и К, 2010.
Горелов А.А. Концепции современного естествознания. – М.: ВЛАДОС, 2000, 2008
Дубнищева Т.Я. Концепции современного естествознания: Учеб. пособие. – М.: Издательский Центр «Академия», 2000, 2006.
Канке В.А. Концепции современного естествознания. – М.: Логос, 2007.
Рузавин Г.И. Концепции современного естествознания. – М.: Культура и спорт: ЮНИТИ, 1997.
Солопов Е.Ф. Концепции современного естествознания. – М.: ВЛАДОС, 1998.
Суханов А.Д., Голубева О.Н. Концепции современного естествознания. – М.: Дрофа, 2004.
Интернет-источники
Элементы большой науки // Сайт о фундаментальной науке. – Режим доступа: http://elementy.ru/
Информационное агентство РИА Новости. Наука и технологии // Официальный сайт. – Режим доступа: http://www.rian.ru/science/
Новости науки // Сайт научных новостей. – Режим доступа: http://novostinauki.ru/
Википедия // Свободная энциклопедия.– Режим доступа: http://ru.wikipedia.org