ДЕ 2. Панорама современного естествознания

2.4 Тема: История жизни на Земле и методы исследования эволюции

401. Морфологические методы исследования эволюции живой природы включают изучение …

ДЕ 2. Панорама современного естествознания - student2.ru реликтовых форм, то есть небольших групп организмов с комплексом признаков, характерных для давно вымерших видов

ДЕ 2. Панорама современного естествознания - student2.ru взаимной приспособленности видов друг к другу в природных сообществах

ДЕ 2. Панорама современного естествознания - student2.ru недоразвитых и утративших свое основное значение рудиментарных органов, которые могут указать на предковые формы

ДЕ 2. Панорама современного естествознания - student2.ru ранних стадий онтогенеза, на которых обнаруживается больше сходства между различными группами организмов

Морфологические методы. Использование морфологических (сравнительно-анатомических, гистологических и др.) методов изучения эволюции основано на принципе: глубокое внутреннее сходство организмов может показать родство сравниваемых форм.

Гомология органов. Органы с общим планом строения, развивающиеся из сходных зачатков, находящиеся в сходном соотношении с другими органами и выполняющие как сходные, так и различные функции, называются гомологичными. Другими словами, это органы, имеющие глубокое сходство в строении, основанное на единстве происхождения соответствующих организмов.

Различные по внешнему виду и функциям конечности млекопитающих состоят из сходных элементов: лопатки, костей плеча, предплечья, запястья, пясти, фаланг пальцев. Во всех случаях сохраняются единый план строения, сходства во взаимоотношении конечностей с остальными органами и онтогенетического развития.

402. Объектом действия естественного отбора является …

ДЕ 2. Панорама современного естествознания - student2.ru конкретный признак

ДЕ 2. Панорама современного естествознания - student2.ru фенотип организма

ДЕ 2. Панорама современного естествознания - student2.ru отдельная хромосома

ДЕ 2. Панорама современного естествознания - student2.ru отдельный ген

Объектом естественного отбора является отдельная особь, кто сильнее тот выживет и больше наплодит потомков.

404. Согласно синтетической теории эволюции, элементарным эволюционным явлением служит изменение …

ДЕ 2. Панорама современного естествознания - student2.ru генотипа организма

ДЕ 2. Панорама современного естествознания - student2.ru генофонда популяции

ДЕ 2. Панорама современного естествознания - student2.ru отдельного гена

ДЕ 2. Панорама современного естествознания - student2.ru хромосомного набора организма

Разнообразные изменения на популяционном уровне, ведущие к видообразованию, по сути, представляют микроэволюцию (термин Ю.А. Филипченко, 1927). Обобщение данных генетики, систематики, экологии, биогеографии, сравнительной морфологии, палеонтологии, «математической» генетики и их синтез с идеями и концепциями дарвинизма привел к формированию синтетической теорией эволюции. Ее предпосылки и развитие связаны с работами Р.Фишера, С.Райта, Н.И.Вавилова (закон гомологических рядов) и др.

707.Согласно синтетической теории эволюции и теории Ч. Дарвина, главным движущим фактором эволюции является(-ются) …

ДЕ 2. Панорама современного естествознания - student2.ru мутационный процесс

ДЕ 2. Панорама современного естествознания - student2.ru популяционные волны

ДЕ 2. Панорама современного естествознания - student2.ru изоляция

ДЕ 2. Панорама современного естествознания - student2.ru естественный отбор

К основным факторам процесса эволюции Дарвин и последующие теоретики относили изменчивость, наследственность и борьбу за существование. В настоящее время к ним добавляют множество других дополнительных, неосновных факторов, которые, тем не менее, оказывают свое влияние на эволюционный процесс. Кроме того, сами основные факторы теперь понимаются по-новому и поэтому к ведущим факторам относят сейчас мутационные процессы.

615. Эволюционным фактором, который называется в синтетической теории эволюции и которого не было в теории Ч. Дарвина, является (-ются) …
ДЕ 2. Панорама современного естествознания - student2.ru популяционные волны

ДЕ 2. Панорама современного естествознания - student2.ru естественный отбор

ДЕ 2. Панорама современного естествознания - student2.ru изменчивость

ДЕ 2. Панорама современного естествознания - student2.ruборьба за существование

Самого первого не было в теории Дарвина.

518. Примером адаптации, возникшей у животных, является …

ДЕ 2. Панорама современного естествознания - student2.ru существованиерудиментарных органов

ДЕ 2. Панорама современного естествознания - student2.ru возникновение эукариотов

ДЕ 2. Панорама современного естествознания - student2.ru изменение окраски шерсти

ДЕ 2. Панорама современного естествознания - student2.ru появление атавизма

Окраска шерсти помогает приспособится к окружающей среде и спрятаться.

545. Возможность выхода жизни на сушу связана с таким важнейшим ароморфозом в истории жизни, как появление …

ДЕ 2. Панорама современного естествознания - student2.ru фотосинтеза

ДЕ 2. Панорама современного естествознания - student2.ru гетеротрофного питания

ДЕ 2. Панорама современного естествознания - student2.ru анаэробного дыхания

ДЕ 2. Панорама современного естествознания - student2.ru эукариот

(Фотосинтез обеспечил создание пригодной для жизни атмосферы )

Возможность выхода жизни на сушу связана с фотосинтезом. Первичная атмосфера древней Земли была восстановительной, в ней практически отсутствовал свободный кислород, не было озонового слоя, который бы защищал живые организмы от жесткого ультрафиолетового излучения Солнца. В бескислородной атмосфере в отсутствие озонового экрана жизнь могла развиваться только под защитой слоя воды толщиной около 10 метров. Фотосинтез, осуществляемый в океане планеты синезелеными водорослями в течение миллиардов лет, медленно, но неуклонно повышал содержание свободного кислорода. Когда содержание кислорода в атмосфере достигло 0,01 от современного значения, начал формироваться озоновый экран, который защитил от жесткой ультрафиолетовой радиации сначала верхние слои гидросферы, а потом и сушу. В результате появилась возможность заселения живыми организмами суши.

560. Метод исследования эволюции, основанный на сопоставлении строения органов организмов разных групп, относится к …

ДЕ 2. Панорама современного естествознания - student2.ru генетическим

ДЕ 2. Панорама современного естествознания - student2.ru биогеографическим

ДЕ 2. Панорама современного естествознания - student2.ru морфологическим

ДЕ 2. Панорама современного естествознания - student2.ru палеонтологическим

Форму и строение организмов изучает биологическая наука морфология(от греч. – форма). Метод исследования эволюции, основанный на сопоставлении строения органов организмов разных групп, относится к морфологическим. Морфологическими методами устанавливается родство сравниваемых форм по степени сходства в их строении, при этом изучаются гомологичные органы, рудименты, атавизмы. Гомологичные органы – это органы, имеющие глубокое сходство в строении, которое основано на единстве происхождения соответствующих организмов. Рудименты (от лат. – остаток) – сравнительно недоразвитые органы, утратившие своё прежнее значение в процессе филогенеза, но которые продолжают выполнять какие-либо менее значительные функции в организме. Например, факт происхождения китов и дельфинов от наземных четвероногих животных с развитыми задними конечностями подтверждают небольшие косточки в туловище мускулатуры на месте заднего пояса конечностей. У человека рудиментарными органами являются ушные мышцы, копчик, наружный волосяной покров, червеобразный отросток слепой кишки. Колючки кактусов, чешуйки на корневище папоротника – рудиментарные листья. Атавизм (от лат. «атавус» – предок) – это орган, показывающий возврат к предкам, появляющийся у редких особей данного вида и не выполняющий каких-либо функций, важных для вида. Хвост, мощный волосяной покров, которые могут появиться у человека, являются атавизмами.

459.Укажите высказывание, которое верно отражает ход эволюции некоторых таксономических групп животных.
ДЕ 2. Панорама современного естествознания - student2.ru Птицы могли дать начало рептилиям.

ДЕ 2. Панорама современного естествознания - student2.ru Амфибии могли дать начало рыбам.

ДЕ 2. Панорама современного естествознания - student2.ru Рептилии могли дать начало амфибиям.

ДЕ 2. Панорама современного естествознания - student2.ru Амфибии могли дать начало рептилиям

Согласно данным биологии, эволюция животного мира происходила в следующей последовательности: рыбы → земноводные (амфибии) → пресмыкающиеся (рептилии) → птицы → млекопитающие. Отсюда вытекает, что рыбы могли дать начало амфибиям.

514. Изучая процессы эволюции, в молекулярной биологии …
ДЕ 2. Панорама современного естествознания - student2.ru устанавливают внутреннее сходство органов организмов сравниваемых форм

ДЕ 2. Панорама современного естествознания - student2.ru анализируют число различий в последовательности мономерных звеньев биополимеров

ДЕ 2. Панорама современного естествознания - student2.ru исследуют особенности строения хромосом в группах близких видов

ДЕ 2. Панорама современного естествознания - student2.ru устанавливают родство организмов разных групп на основе анализа крови

1019. Установите соответствие между таксономической группой организмов и принадлежностью этой группы к этапу эволюционного развития:
1) рыбы
2) амфибии
3) рептилии

Поздний этап

- боковая ветвь

Ранний этап

Промежуточный этап

1020. Согласно современной теории происхождения Солнечной системы,

Наиболее правдоподобные современные взгляды о возникновении Солнечной системы, как и гипотеза Канта–Лапласа, основаны на представлении о том, что Солнце и планеты возникли из одной и той же разреженной туманности. Однако дальнейшая история представляется как сложный комплекс разнообразных взаимоувязанных процессов – механических (движение микрочастиц, планетезималей, протопланет и планет по орбитам вокруг молодого Солнца, их гравитационное взаимодействие с Солнцем и друг с другом, приводившее к сильным изменениям орбит, столкновения между собой), ядерных (разогрев внутренностей Солнца термоядерными реакциями и внутренностей планет радиоактивным распадом), тепловых (нагрев туманности при ее гравитационном сжатии и столкновении фрагментов вещества между собой; плавление минералов при столкновениях и сжатии протопланет), электромагнитных (взаимодействие магнитного поля Солнца с ионизированными частицами туманности) и тому подобных.

1021. Метод исследования эволюции, связанный с опытами на модельных популяциях по изучению роли конкретных адаптаций, например, окраски и формы тела некоторых насекомых, относится к …

ДЕ 2. Панорама современного естествознания - student2.ru эмбриологическим

ДЕ 2. Панорама современного естествознания - student2.ru генетическим

ДЕ 2. Панорама современного естествознания - student2.ru экологическим

ДЕ 2. Панорама современного естествознания - student2.ru биохимическим

Экология,изучая условия существования и взаимоотношения между живыми организмами, играет важную роль в познании процессов эволюции. Вся эволюция является процессом возникновения и развития адаптаций. Экология вскрывает значение конкретных адаптаций для эволюционного процесса. Изучение роли конкретных адаптаций у различных видов проводится в ныне существующих биосферных системах и на модельных экосистемах. Исследование взаимной приспособленности организмов друг к другу, условий динамического равновесия и устойчивости биосферных систем позволяет определить направление эволюционных изменений. Таким образом, метод исследования эволюции, связанный с опытами на модельных популяциях по изучению роли конкретных адаптаций, относится к экологическим.

1022. Cогласно небулярной гипотезе Канта–Лапласа, …

Гипотеза Канта–Лапласа рассматривает формирование Солнечной системы как сугубо механический процесс гравитационного сжатия (коллапса) разреженного газопылевого облака (туманности, по-латыни – небулы). Если небула исходно вращалась, то по мере сжатия она должна была вращаться все быстрее и сплющиваться в направлении оси вращения. Все ускоряющееся вращение должно было отрывать от внешней части туманности кольца, вещество которых, также под действием собственной гравитации постепенно собралось в компактные тела – планеты. Повторение того же процесса в меньших масштабах привело к возникновению спутниковых систем вокруг некоторых планет. Из центральной части туманности затем сформировалось Солнце. Это была первая научно обоснованная модель естественного происхождения Солнечной системы.

Наши рекомендации