Фазовые переходы. Уравнение Клайперона-Клаузиуса.11
Фазовые переходы, переходы вещества из одной фазы в другую при изменении параметров состояния, характеризующих термодинамическое равновесие. Значение температуры, давления или какой-либо другой физической величины, при котором происходят фазовые переходы в одно-компонентной системе, называют точкой перехода.
1-го рода: изменение агрегатных состояний вещества( кипение, плавление и т.д.), а также многие превращения одной кристаллической модификации в другую.
2-го рода: При фазовом переходе второго рода плотность и внутренняя энергия не меняются, так что невооружённым глазом такой фазовый переход может быть незаметен. Скачок же испытывают их производные по температуре и давлению: теплоёмкость, коэффициент теплового расширения, различные восприимчивости и т. д.
=
33. Процессы истечения газов, паров и жидкостей.
34.Режимы истечения.
35. Режимы истечения и профиль канала.
Процесс дроселирования. Эффект Джоуля-Томсона
Необратимый термодинамический процесс перетекания, ж, г, п из области большего давления в область меньшего без совершения работы:
-протекает очень быстро, без теплообмена. =0
-нет полезной работы
Процесс дросселирования не квазистатический, равновесны только начальное и конечное, но не промежуточные состояния. Рассмотрение процесса дросселирования как квазистатического возможно только потому, что путь перехода из начального состояния в конечное здесь не важен, и можно заменить его некоторой теоретической квазистатической абстракцией.
При дросселировании происходит адиабатное расширение от давления P1 до давления P2 без совершения работы, то есть дросселирование — существенно необратимый[2]процесс, сопровождающийся увеличением энтропии и объёма при постоянной энтальпии.
37. Сжати газов в компрессоре. Одноступенчатый поршневой компрессор.
Циклы поршневых двигателей.
Тепловые двигатели работа которых осуществляется за счет энергии топлива, сжигаемого в цилиндре самого двигателя, называется поршневыми двигателями внутреннего сгорания (ДВС)
ДВС подразделяются на:
-двигатели с принудительным воспламенением горючей смеси, работающие с подводом теплоты при постоянном объеме (цикл Отто) для бензиновых, карбюраторных ДВС
-двигатели с самовоспламенением работающие с подводом теплоты при постоянном давлении (цикл Дизеля)
-со смешанным подводом теплоты в начале при постоянном объеме, а затем при постоянном давлении (цикл Тринклера).
Рабочие процессы реального двигателя нельзя исследовать термодинамическим методом. Его исследуют в основном экспериментально специальными методами, но метод термодинамики используют для анализа циклов тепловых двигателей. Их результаты используют при конструировании ДВС и для исследования работы тепловых двигателей. Для этого вводится понятие идеального теплового двигателя и представляет его рабочий процесс в форме индикаторной диаграммы.
В идеальном двигателе рабочим телом является идеальный газ, потери протекают без потерь.