Формы фиксации эмпирических знаний

Факт – это то, что произошло, имело место. В принципе, не важно, зафиксирован факт или нет. Факты фиксирует человек. В этом проявляются отношения субъекта и объекта.

Факты – специфические проявления. Они могут быть как предметными формами материи, так и социальным действием личности.

Факт – нечто случайное, единичное, индивидуализированное, поскольку в фактах фиксируется не весь процесс, а какой-то фрагмент, потому при обращении к фактам надо быть осторожными, т. к. всегда возникают издержки, отдельные разрозненные факты, которые субъект может принять за всю их сумму и таким образом отождествить частное, случайное с целым, закономерным. Произвольная выборка фактов для сопоставления с какой-либо гипотезой может исказить реальное положение дела. Можно посчитать факт за истину или видимые проявления принять за сущность яви. Фиксация факта связана с наличием экспериментально-измерительных средств, методик, достоверных источников. Факты относительны, факт и закон – соотносительные познавательные формы, поэтому факты являются формой проявления и сущности закона. Обобщение фактов имеет смысл при создании закона, не факты нужно приспосабливать к законам, а закон должен выводить (предсказывать) факты.

Эмпирический закон является высшей формой эмпирического знания. (Законы Ома, Ньютона) Цель познания и практики – обнаружение и использование законов. Закон – необходимая, универсальная, всеобщая относительно устойчивая и повторяющаяся связь между явлениями. Закон – форма всеобщности.

Основные группы законов:

– специфические (частные)

– общие

– всеобщие (универсальные).

Между ними существует глубокое диалектическое взаимоотношение (взаимосвязь). Общие действуют через частные, а частные – это проявление общих. Законы носят объективный характер. Познание законов – задача науки, основа преобразования природы и общества.

Различают эмпирические и теоретические законы. Эмпирический закон является заготовкой для теоретического, но он ограничен, так как не дает фундаментального и всеобщего обоснования. Эмпирический уровень – необходимый первичный уровень постижения мира, на этом уровне еще не раскрываются и не обосновываются связи и отношения между предметами исследования – всеобщность и причинность связей. Ограничение эмпирического уровня в том, что он не позволяет построить модель, которая могла бы дать всестороннее объяснение реальности.

Методы теоретического исследования

Переход от эмпирического к теоретическому уровню представляет собой скачок в развитии познания. В силу своей специфичности теоретический уровень имеет свои собственные формы отражения действительности и методы.

Средства и приемы построения теории следующие:

1. Абстрагирование – мысленное отбрасывание тех свойств и связей, которые не существенны для цели исследования

2. Идеализация – мысленное конструирование таких объектов, которых не существует в действительности, но с помощью которых можно изучать отношения между реальными объектами, событиями

С помощью абстрагирования и идеализации проводят мысленный эксперимент.

Теория (греч. – умозрение (умозреть с помощью мышления)) – важнейший элемент теоретического познания, высшая форма научного знания. Природу теории можно понять исходя из трех уровней понимания:

– общее понимание теории как способа организации знаний, системы связи, достоверности, обоснованности положений, опосредованно – идеализированного отображения действительности;

– тип теории: с помощью этого уровня фиксируется то общее, что присуще теориям отдельных наук (естествознание, история, математика);

– индивидуальная теория: с помощью этого уровня фиксируется существование большого разнообразия конкретных теорий (общенаучных, естественнонаучных).

Структура теории

Внутренняя структура включает эмпирический базис (основу), теоретический базис, формально-логический аппарат, т. е. определенные правила, выводы, математический формализм, логические критерии истинности, логически возможные средства, которые допускают эмпирическую проверку.

Внешняя структура образует структурную систему взаимоотношений теории с другими познавательными формами.

Логическое и историческое рассмотрение теории показывает, что более общие теории включают в себя предшествующие частные теории, как частный предельный случай (принцип соответствия).

Наши рекомендации