Формы фиксации теоретического знания

Вопрос – форма познания, которая выражает требование найти неизвестное, получить информацию о каком-либо объекте. Постановка вопроса и поиск ответа на него – особая форма развития познания.

Проблема – вопрос, который не разрешен в рамках данной теории. Проблема возникает в случае множества решений и существует необходимость выбора одного из них.

Неизвестное – важнейший элемент проблемы.

Гипотеза – предположительное суждение о закономерной (причинной) связи явлений. Роль гипотезы связана с двумя обстоятельствами:

1. Гипотеза выступает как форма перехода знаний от эмпирических к теоретическим. Факты – гипотеза – теория.

2. Гипотеза в широком смысле представляет собой прорыв в неизвестное и является передним краем науки.

Связь методологии с формальной логикой

Основу формальной логики составляют:

1. Понятие – одна из форм отражения мира в мышлении, с помощью которой познается сущность явления.

2. Суждение – высказывание, мысль.

3. Умозаключение – умственное действие на основе индивидуального сознания, определенные нормы, выводы.

Методы:

Аксиоматический – способ построения научной теории в виде аксиом, путем дедукции

Дедукция – умозаключение от общего к частному.

Индукция – умозаключение от фактов к гипотезе.

Анализ (разложение) – расчленение мысли на отдельные элементы. Анализ связан с синтезом.

Синтез – метод познания (соединение).

Моделирование (модель, мера, образец) – это теоретический образ, используемый в качестве “заместителя” и “представителя” какого-либо процесса, явления или объекта.

Широко распространенным методом является глобальное моделирование, машиностроительное моделирование.

Перечисленные методы исследования используются в совокупности, комплексе.

«Левополушарное» мышление.

Формы фиксации теоретического знания - student2.ru

Научное творчество

Научное творчество – это очень широкое понятие, охватывающее практически всю область научной деятельности, причем, основной упор делается на важный элемент научного творчества, который называется научным открытием.

Творчество вообще – процесс создания чего-то нового.

“Говорят: “одним разумом можно все постигнуть” – не верьте... Одна нить – разум, другая – чувства, и всегда они друг с другом соприкасаются в творчестве». В.И. Вернадский

Творчество имеет место там, где воображение свободно от оков логики за счет эмоций.

Если говорят о творческом мышлении, то можно выделить следующие характерные черты:

1. Оно пластично, т. е. дает множество решений вместо одного-двух при обычном мышлении.

2. Творческое мышление подвижно, т. е. позволяет переходить от одного аспекта проблемы к другому, не ограничиваясь одной точкой зрения.

3. оригинально (дает нестандартные решения).

4. Творческое мышление многогранно, это новое, перевод в новую форму , пересечение двух идей одновременно

Мечта – вид творческого воображения, связанный с осознанием желанного результата и требует нашего воображения.

Воображение – психический процесс, заключается в создании новых образов, представлений путем переработки материала, восприятие представлений, полученных в предшествующем опыте.

Формы фиксации теоретического знания - student2.ru

Приемы творчества.

Можно выделить такие формы синтеза как:

1. Агглюцинация – “склеивание” различных, в повседневной жизни не соединимых качеств, частей.

2. Гиперболизация – это увеличение или уменьшение предмета, его частей. Один из худших приемов.

3. Схематизация – представления сливаются, а различия сглаживаются, черты сходства четко выступают.

4. Типизация – выделение существенного, повторяющегося в однородных образах.

5. Заострение – подчеркивание отдельных признаков образа.

« Формы фиксации теоретического знания - student2.ru Правополушарное» мышление

Проблемы научного творчества изучаются психологией научного творчества, предмет рассмотрения которого методы решения проблем.

Метод мозговой атаки (разработал А. Осборн, 1938 г)

Психология научного творчества рассматривает схемы творческих процессов.

Самая простая трехактная модель творчества:

– возникновение творческой идеи

– “вынашивание” замысла

– реализация замысла

Пятиэтапная модель включает

- накопление знаний

- сосредоточение усилий

- участие интуиции

- озарение (инсайт)

- проверка результата.

Методы активации творческих мыслительных процессов.

Применяются следующие методы:

- “мозговой штурм”

- метод фокальных объектов

- метод морфологического анализа (рассматриваются варианты, главная характеристика элемента)

- метод контрольных (наводящих) вопросов.

Этапы в творческом мышлении:

1. Возникновение творческой идеи

2. Вынашивание замысла

  1. Реализация замысла

Лекция 4. Современная физическая картина мира

Картина мира – совокупность мировоззренческих знаний о мире. ФКМ – представления о мире и его процессах, вырабатываемые физикой на основе эмпирических исследований и теоретическом их осмыслении

Вопрос о «генезисе» (происхождении, становлении) данного уровня материи.

Наши рекомендации