Семестр 2016/17 учебного года
МГУ имени М.В. Ломоносова
ФИЛОСОФСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
ПРОГРАММА
дисциплины СОВРЕМЕННОЕ ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ
Семестр 2016/17 учебного года
Квалификации (степени) выпускника бакалавр
Для направлений подготовки
Культурология
Реклама и связи с общественностью
030200 политология (образовательная программа Стратегическое управление и экономическая политика)
Москва, 2016
1. Цели и задачи дисциплины. Целью изучения дисциплины являетсязнакомство студентов с современным уровнем знаний о природе, особенностями естественнонаучной сферы культуры, основаниями противопоставления естественнонаучной и гуманитарных сфер науки и необходимостью их синтеза на основе целостного взгляда на окружающий мир.
Задачи курса: содействовать получению широкого базового высшего университетского образования; формировать компетенции, связанные с возможностью анализировать ключевые этапы развития естествознания; выявлять социальную и культурную обусловленность научного знания, характер научного знания в конкретные исторические периоды; формировать системное представление о комплекс проблем и специфике современного этапа развития естествознания; помочь студенту в овладении содержанием основных концепции естествознания, которые определяют облик современного естествознания и задают место научного подхода в культуре, а также нуждаются в правовом регулировании научных исследований и практического применения полученных результатов; Курс направлен на формирование у студентов представлений о направлениях влияния основных концепций и законов естествознания на осмысление и разрешение проблем общественной жизни, связанных с областью будущей профессиональной деятельности; на развитие способности критического восприятия и оценки различных источников научной информации, приемами ведения дискуссии, полемики, диалога по важнейшим проблемам развития современной науки; развитие мировоззренческой культуры учащихся, способности решать мировоззренческие проблемы; на развитие умений применения основы и результаты естественнонаучного опыта, а так же использования естественнонаучных методов и при принятии решений в профессиональной области. Кроме этого, курс способствует овладению культурой мышления, умением логично формулировать и излагать собственное видение проблем и способов их разрешения, способностью в письменной и устной форме правильно и аргументировано представлять результаты своей мыслительной деятельности.
2. Место дисциплины в структуре ООП.
Курс относится к следующему структурному элементу ООП ВПО Б1 Общекультурный блок, дисциплина относится к базовой части цикла. Изучение дисциплины рассчитано на 3 семестра (3, 4, 5 семестры обучения).
Курс относится к следующему структурному элементу ООП ВПО
для направлений подготовки
033000 культурология –Б-ОН, Базовая часть, общенаучный блок
031600 реклама и связи с общественностью Б-ОН, Базовая часть, общенаучный блок
030200 политология (образовательная программа Стратегическое управление и экономическая политика)-Б-МЕН: Базовая часть, Математический и естественнонаучный блок
Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям устанавливается на уровне требований полного курса среднего образования
5.1. Содержание разделов дисциплины, изучаемых в 3 семестре
№ п/п | Наименование раздела дисциплины | Содержание раздела |
1. | Тема 1. Наука как форма духовного освоения действительности. | Наука как знание, наука как вид деятельности и наука как социальный институт. Функции научного познания. Наука и другие формы духовного освоения мира. Природа научного знания и его основные характеристики. Специфика предмета науки. Основные методы научного познания. Особенности научного языка. Естественнонаучные и гуманитарные дисциплины. Проблема предмета естественных наук. Цели и задачи естествознания. Методы, приемы и средства естественнонаучных исследований. Познавательные функции естествознания. Естествознание как единая наука о природе: система естественнонаучных дисциплин. |
2. | Тема 2. История естествознания: традиции изучения природы. | Этапы развития естественнонаучного мышления. Смена парадигм в развитии естествознания. Смена типов научной рациональности. Революции в развитии естествознания Социокультурные основания развития естествознания. Влияние исторических особенностей общественной практики, парадигм философского мышления, научной картины мира и т.д. на формирование исследовательских задач, форм приемов, методов и результатов естественнонаучного познания. Единство социокультурных и внутренних факторов развития науки. Особенности античного понимания природы: мир как организм. Понимание природы в средневековье: природа как текст. Синтез науки и искусства в эпоху Возрождения. Классическая новоевропейская наука: формирование экспериментального естествознания. Неклассическая наука ХХ века. Научно-технический прогресс и развитие науки. Дифференциация и интеграция научного знания. Феномен междисциплинарности. Современное естествознание и проблемы социума. |
Тема 3. Современная научная космология. | Космология и космогония. Конкретно-научное содержание и мировоззренческие основания космологических концепций (Птолемей, Коперник). Космос. Галактика. Метагалактика. Конкретно-научное содержание и мировоззренческие основания космогонических теорий. Эволюция Вселенной Концепция Большого взрыва. Хаос. Модели происхождения Солнечной системы. Современные модели будущего Вселенной. Современные методы изучения Вселенной. Проблема бесконечности. Антропный принцип в космологии ХХ века. Космическая мифология ХХ века: рациональный смысл и место в культуре. | |
Тема 4. Современная физическая картина мира. | Основные законы классической механики. Законы Ньютона. Закон всемирного тяготения. Законы сохранения: механической энергии, импульса и момента импульса. Центр масс (центр инерции). Преобразования Галилея и принцип относительности Галилея. Колебания и волны, основные понятия. Звуковые волны. Акустический спектр. Тембр звука. Скорость звука. Электромагнетизм. Закон Кулона. Напряженность электрического поля. Потенциал и разность потенциалов. Постоянный ток. Закон Ома и правила Кирхгофа. Переменный ток. Закон Ома для переменного тока. Магнитные свойства всего живого и неживого. Современные представления о природе магнитных взаимодействий. Электромагнитная индукция. Магнитное поле Земли. Основные положения теории Максвелла. Электромагнитные волны. Сущность специальной теории относительности. Преобразования Лоренца. Относительность понятия одновременности. Сложение скоростей в теории относительности. Cтроение атома. Модель атома Резерфорда. Постулаты Бора. Корпускулярно-волновой дуализм. Гипотеза де Бройля. Уравнение Шредингера и волновая функция. Квантование энергии. Собственные значения энергии и собственные функции задачи. Соотношение неопределенностей Гейзенберга. Становление современной физической картины мира. Корпускулярная и континуальная концепции описания природы. Поле и вещество. Понятие «элементарные частицы» и их основные характеристики. Классификация элементарных частиц. Физическое взаимодействие. Виды физических взаимодействий: гравитационное, электромагнитное, слабое, сильное. Теории большого и суперобъединения. Основные законы современной физики (закон сохранения энергии вмакроскопических процессах, взаимодействия, близкодействия, дальнодействия, состояния). Динамические и статистические закономерности в природе. Принципы современной физики, их характеристика (принцип симметрии, принцип соответствия, принцип относительности, принцип дополнительности и соотношение неопределенностей, принцип возрастания энтропии, принципсуперпозиции). | |
Тема 5. Становление и развитие химической картины мира. | Алхимия и зарождение научной химии. Теория флогистона. Химия как наука. Предмет познания химической науки и ее проблемы. Методы и концепции познания в химии. Д.И. Менделеев и системный подход в химии. Концептуальные системы химических знаний: учение о составе; структурная химия; учение о химических процессах; эволюционная химия. Основные проблемы элементного и молекулярного состава и их решение. Проблема химического элемента в работах Р. Бойля, А.Л. Лавуазье, Д.И. Менделеева. Решение проблемы химического соединения. Проблема вовлечения новых химических элементов в производство материалов. Понятие «структурная химия». Теория химического строения органических соединений А.М. Бутлерова. Становление и развитие органического синтеза. Проблемы структурной неорганической химии: поиск путей синтеза кристаллов с приближение к идеальной решетке; создание методов получения кристаллов с заданными свойствами. Учение о химических процессах: проблемы и их решения. Реакционная способность веществ. Н.Н Семенов как основатель этого направления в химии. Труды Я. Вант-Гоффа и химическая термодинамика. Химическая кинетика и проблема управления скоростью химических процессов. Химический катализ и революция в химической промышленности. Рождение химии плазмы, Радиационной химии, химии высоких давлений и температур. Эволюционная химия как высший уровень развития химических знаний. Взаимосвязь химии с биологией, ее отражение в трудах А.М. Бутлерова и А.И. Опарина. Проблема биокатализа ( Й.Я Барцелиус, Ю. Либих, П.Э.М. Бертло, Н.Н. Семенов). | |
Тема 6. Образы мира живого. Проблема происхождения жизни. Сущность жизни. | Проблема определения жизни. Основные этапы развития представлений о сущности и происхождении живого. Религиозно-мифологические представления (креационизм). Концепция спонтанного, самопроизвольного зарождения жизни (Аристотель, Реди). Жизнь как свойство Вселенной (концепция панспермии). Панспермия направленная и ненаправленная. Концепция эволюционного происхождения жизни на основании физико-химических закономерностей. Эволюционная модель происхождения жизни: гипотеза Опарина-Холдейна. Проблема экспериментального подтверждения представлений о происхождении жизни. Современные исследования проблемы происхождения жизни. Современные представления о сущностных характеристиках живого.Отличия живого и неживого в вещественном, структурном и функциональном аспектах. Проблема идентификациивирусов как природных объектов. |
Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:
а) основная литература
Е.В.Брызгалина Концепции современного естествознания. М., Проспект, 2012 (переиздание 2013, 2014 г)
Е.В.Брызгалина Индивидуальность человека М., 2003
Е.В.Брызгалина Методические рекомендации по курсу «Концепции современного естествознания» М., изд-во Юридического Колледжа МГУ, 1996.
Е.В.Брызгалина «Концепции современного естествознания» Курс лекций М., изд-во Юридического Колледжа МГУ,1997
б) дополнительная литература
Учебники, учебные пособия
1. Ахлибининский Б.В., Храленко Н.И. Основные концепции современного естествознания. 2000
2. Бабушкин А.Н. Концепции естествознания. 2000
3. Горелов А.А. Концепции современного естествознания 2000
4. Грядовой Д.И. Концепции современного естествознания: структурный курс основ естествознания. М., 2000
5. Данилова В.С., Кожевников Н.Н. Основные концепции современного естествознания. 2001
6. Жигалов Ю.И. Концепции современного естествознания 2002
7. Ивашковская Т.В., Павлов В.А. Концепции современного естествознания. Конспект лекций. 2001
8. Канке В.А. Концепции современного естествознания 2001
9. Карпенков С.Х. Концепции современного естествознания 2000
10. Концепции современного естествознания. Для студентов вузов. Под редакцией С.И.Самыгина. Издание 3-е.2001
11. Концепции современного естествознания. Учебник для вузов. Под редакцией Скоробогатова В.А.) Издание 3-е.2001
12. Лобачев А.И. Концепции современного естествознания 2001
13. Соломатин В.А. История и концепции современного естествознания. 2002
14. Торосян В.Г. Концепции современного естествознания 2002
Справочники, словари, энциклопедии
1. Акимов М.Л., Логвинов В.В. Словарь современного естествознания: современные естественнонаучные термины. Выдающиеся деятели науки и техники. М., Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2010
2. Бобик Дж. Как устроен мир. 1600 фактов. Пер. с англ., М., изд-во Мир энциклопедий Аванта+, Астрель, 2009
3. Бол Ф., Критическая масса. Как одни явления порождают другие. Пер с англ., М., Гелеос, 2008
4. Брайсон Б. Краткая история почти всего на свете. Пер с англ., М., изд-во «Гелеос», 2007
5. Витковски Н. Сентиментальная история науки. Пер с фр., М., Изд-во «КоЛибри», 2007
6. Естественные науки. Основные понятия. Пер. с англ., М., ООО «Издательство Астрель», ОО Издательство АСТ, 2004
7. Ортоли С., Витковски Н. Ванна Архимеда. Краткая мифология науки. Пер с фр., М., изд-во «КоЛибри», 2007
8. Трефил Дж., 200 законов мироздания. Пер. с англ., М., Гелеос, 2007 Уиггинс А., Уинн Ч. Пять нерешенных проблем науки, Пер. с англ., М., изд-во ФАИР-ПРЕСС, 2005
9. Флауэрс Ч. 10 заповедей нестабильности. Замечательные идеи ХХ века. Пер с англ., М., Изд-во «БИНОМ. Лаборатория знаний», 2007
10. Энциклопедия знаний/сост. В.И.Короткевич. М: АСТ, СПб.: Сова, 2006
11. Эткинз П. Десять великих идей науки. Как устроен наш мир. Пер. с англ., М., АСТ:Астрель, 2008
Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы
Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru/
Britannica - www.britannica.com
Постнаука - http://postnauka.ru
Журналы
Вопросы истории естествознания и техники
Высшее образование в России
Вопросы философии
Наука и жизнь
Науковедение
Природа
Рекомендации по подготовке к семинарам по курсу (3 семестр)
Задания к семинарам разделены на две части: часть А) для выполнения в ходе домашней подготовки по теме и часть Б) для подготовки к работе на семинаре.
Задания части А) должны быть выполнены дома в ходе подготовки к семинару. Задания части А) сдаются в печатном виде.
На основании части Б) преподавателем формулируются конкретные задания, которые выполняются во время семинара. Задания, выполненные на семинаре, сдаются в рукописном виде строго в день проведения семинара по теме.
Выполненные дома задания части А) без посещения семинара и выполнения работы на семинаре не принимаются.
Внимание! Работа студента должны иметь фамилию автора, указание на номер учебной группы, порядковый номер и тему семинара, дату семинара. Все страницы работы должны быть скреплены между собой.
Литература к семинару.
1. Брызгалина Е.В. Концепции современного естествознания, 2013 год, гл. 1
2. Моисеев Н.И. Идеи естествознания в гуманитарной науке. // Человек, 1992, №2
3. Огурцов А.П. Дисциплинарная структура науки. М., 1988
4. Философия и методология науки М., 1996 С. 7-30
Задание к семинару.
Часть А)
Задание 1 для студентов направления Культурология
Проанализируйте роль культурного уровня в успешности профессиональной карьеры.
В 70-ые годы ХХ века в ряде стран Европы и США были проведены сравнительно-биографические исследования успешности профессиональной карьеры. Проведенные исследования показали, что на успешность карьеры влияют такие факторы, как например, полученное образование и самообразование, стремление к созданию новых технологий профессиональной деятельности, умение сотрудничать и организовывать отношения с людьми и многие другие. Однако, у всех без исключения успешных людей ученые обнаружили ярко выраженный интерес к тем или иным формам культуры и стремление к культурному саморазвитию. Великие юристы, финансисты, бизнесмены, менеджеры увлекались литературой, музыкой, театром, кино, живописью, часто сами творили. И чем сильнее было увлечение культурными произведениями, тем выше были успехи в профессиональной карьере. И наоборот, чем меньше человек увлекался произведениями культуры, тем скромнее были его успехи в профессиональной карьере. Приведите 2 примера из истории юриспруденции, подтверждающий результаты данного исследования. Каким образом приобщение к культуре, по-Вашему, влияет на профессиональную карьеру?
Задание 2 для студентов направления Стратегическое управления и экономическая политика
Сравните науку и другие сферы духовного освоения действительности (по Вашему выбору).
Укажите черты, позволяющие отделить науку от других сфер духовного освоения действительности (искусства, религии). Сравните естественнонаучные и гуманитарные дисциплины. Укажите черты сходства и различия. Какие функции выполняет математика по отношению к естествознанию? Укажите основные направления математизации науки? Почему разные отрасли естествознания не удается одинаково хорошо математизировать? Выделите особенности общенаучных методов. В чем преимущества и недостатки каждого метода?
Задание 3 для студентов направления Реклама и связи с общественностью
Проанализируйте роль науки в обществе, ее влияние науки на политический статус отдельных стран.
В своей книге «Физика и жизнь» (СПб, 200 год) лауреат Нобелевской премии, советский и российский физик, автор фундаментальных работ в области физики и квантовой электроники Жорес Иванович Алфёров пишет: «Все, что создано человечеством, создано благодаря науке. И если уж суждено нашей стране быть великой державой, то она ею будет не благодаря ядерному оружию или западным инвестициям, не благодаря вере в Бога или Президента, а благодаря труду ее народа, вере в знание, в науку, благодаря сохранению и развитию научного потенциала и образования». Допустим, что вы не согласны с мнением ученого. Какие аргументы против Вы можете предложить? Оформите свои рассуждения в виде эссе.
Часть Б)
1. Сравните естественнонаучные и гуманитарные дисциплины. Укажите черты сходства и различия.
2. Какие функции выполняет математика по отношению к естествознанию? Укажите основные направления математизации науки? Почему разные отрасли естествознания не удается одинаково хорошо математизировать?
3. Выделите особенности общенаучных методов. В чем преимущества и недостатки каждого метода.
Литература к семинару.
1. Брызгалина Е.В. Концепции современного естествознания, 2013 год, гл. 2
2. Гайденко П.П. Эволюция понятия науки. М, 1980
3. Кузнецов В.И., Идлис Г.М., Гутина В.Н. Естествознание. М., 1996, гл.1
4. Миронов В.В. Образы науки в современной культуре и философии. М. 1997
Задание к семинару.
Часть А)
Задание 1 для студентов для студентов направления Стратегическое управления и экономическая политика
Приведите исторический пример попытки регулирования науки со стороны государственных властей.
Выбранный Вами пример должен относиться к историческому периоду до ХХ века. Можете опираться как на отечественную историю, так и на историю зарубежных стран. Подсказка: в поиске примера Вы можете обратиться к истории патентного права (патенты в венецианской республике, первые патенты в России) – текст доступен по ссылке: http://postnauka.ru/longreads/23583. Опишите свой пример по следующей схеме: 1. Ситуация, вызвавшая необходимость регулирования науки (исторический период; проблемная ситуация; социально-политический контекст; существовавшие на момент возникновения проблемы регулирования науки). 2 Нормативный акт (год, наименование, кем принят, основное содержание). 3. Последствия принятия данной нормы (норм) для развития науки, социума, права.
Задание 2 для студентов направления Культурология
Сравните антикваристскую и презентистcкую традиции изучения истории науки.
Прочтите текст и определите в какой традиции изучения истории науки дано описание работ Г.Менделя. «В качестве экспериментальных растений Мендель использовал разные сорта декоративного гороха внутри одного рода Pisum. В качестве экспериментальных признаков Мендель выбрал простые качественные признаки типа «или/или» (например, кожура горошины может быть либо гладкой, либо сморщенной), которые, как потом выяснилось, контролируются одним геном. Подлинная удача (или гениальное предвидение?) Менделя заключалось в том, что выбранные им признаки контролировались генами, содержавшими истинно доминантные аллели».
Охарактеризуйте антикваристскую и презентистсткую традиции изучения истории науки. Укажите преимущества и недостатки этих традиций, в том числе используя в качестве примера приведенное описание.
Задание 3 для студентов направления Реклама и связи с общественностью
Опишите характеристики понятия «научная революция»
В истории науки выделите событие, которое Вы могли бы назвать «научной революцией». Выбранный Вами пример должен относиться к историческому периоду до ХХ века. Обоснуйте свой выбор. Какими характеристиками должно обладать научное открытие, чтобы оно было научной революцией? С чего обычно начинается научная революция, чем сопровождается и чем заканчивается? Продемонстрируйте эти закономерности на примере выделенного Вами события.
Часть Б)
1. Каковы особенности развития европейской науки в античности, средневековье, Возрождении и новом времени?
2. Какие факторы влияют на формирование образа науки в каждый из исторических периодов?
3. Какими характеристиками отличается наука в ХХ-ХХ1 веках?
Литература к семинару.
1. Астрономия: век ХХI/ред.-составитель В.Г.Сурдин, Фрязино: «Век 2», 2007
2. Брызгалина Е.В. Концепции современного естествознания, 2013 год, гл. 3
3. Вайнберг С. Первые три минуты: современный взгляд на происхождение Вселенной. М., 1981
4. Вайнберг С. Мечты об окончательной теории: Физика в поисках самых фундаментальных законов природы. М., Изд-во ЛКИ, 2008
5. Фейнман Р. Дюжина лекций: шесть попроще и шесть посложнее. Перевод с англ., М, изд-во «Бином. Лаборатория знаний», М., 2010
6. Хокинг С. Теория всего. Происхождение и судьба Вселенной, пер. с англ., СПб, Амфора, ТИД Амфора, 2009
7. Хокинг С. Краткая история времени: От Большого взрыва до черных дыр, пер. с англ., СПб, Амфора, ТИД Амфора, 2007
8. Хокинг С. Черные дыры и молодые Вселенные, пер. с англ., СПб, Амфора, ТИД Амфора, 2008
9. Шильник Л Космос и хаос. Что должен знать современный человек о прошлом, настоящем и будущем Вселенной, М., ЭНАС, 2008
Задание к семинару.
Часть А)
Задание для студентов всех направлений
На ресурсе Постнаука в разделе астрономия (http://postnauka.ru/themes/astronomy) просмотрите не менее 2-х интервью ученых по теме семинара.
Опишите каждое из просмотренных интервью по схеме:
· Фамилия ученого, запись беседы с котором вы посмотрели
· Основная тема сюжета.
· Основные научные понятия, использованные в сюжете, определения этих понятий (не менее 3 штук).
· Приведите 3 основных тезиса сюжета.
· Какими методами получен результат (результаты), о котором (-ых) идет речь в сюжете?
· Какое значение имеет проблема для развития современной науки?
· Имеет ли решение проблемы практическое значение для человечества? Если нет, почему? Если да, в чем это выражается?
Задание в письменном виде сдается в день семинара.
Часть Б)
1. Укажите характеристики геоцентрической и гелиоцентрической модели устройства мира?
2. Какие методы используются для исследования космоса в ХХ веке?
3. Опишите концепцию Большого взрыва. Какие проблемы остаются нерешенными в современной научной космогонии?
4. В чем сущность антропного принципа? Почему антропный принцип является предметом острой моды в естествознании ХХ века?
Литература к семинару.
1. Брызгалина Е.В. Концепции современного естествознания, 2013 год, гл. 4
2. Хокинг С., Пенроуз Р. Природа пространства и времени, пер. с англ., СПб, Амфора, ТИД Амфора, 2007
Задание к семинару.
Часть А)
Задание для студентов всех направлений
Проведите анализ современных интернет-публикаций по теме семинара и подготовьте интернет-реферат (краткое изложение в письменном виде результатов изучения проблемы, содержащее обзор соответствующих интернет-ресурсов).
Структура интернет-реферата:
Раздел 1. Формулировка темы, краткое обоснование ее выбора.
Раздел 2
1. Общий обзор результатов поиска (сколько было найдено сайтов, какого рода в основном представлена информация и т.п.).
2. Описание процедуры поиска в поисковых системах (какими поисковыми системами пользовались, ключевые слова, синтаксис запросов).
3. Результаты поиска (аннотация 1 сайта со ссылкой на соответствующий ресурс).
Структура анализа сайта
А) адрес сайта, его название, дата обращения
ü частота ссылок (релевантность)
ü автор (имеется ли)
ü тип ресурса: справочно-информационный, коммуникативный, исследовательский, образовательный, нормативный и т.п.
ü наличие и качество рекламы
Б) Главная идея сайта
ü сайт посвящен определенной тематике или представленная информация разноплановая и точная специализация сайта не определена
В) Анализ аргументации авторов найденных материалов
ü сопоставление с официальными источниками (если с таковыми знаком автор реферата)
ü сопоставление с иными имеющимися знаниями и другими источниками по теме (смотри список литературы).
Объем интернет-реферата не более 2 страниц А4. Реферат сдается в распечатанном виде в день семинара.
Часть Б)
1. Что такое физическая картина мира?
2. Какие основные типы взаимодействий выделяются в микромире?
3. В чем состоит проблема измерения для физической науки?
4. Назовите характерные особенности квантово-полевой картины мира.
5. Дайте определения принципа неопределенности и принципа дополнительности, какова их роль в развитии современного физического знания?
Литература к семинару.
1. Брызгалина Е.В. Концепции современного естествознания, 2013 год, гл.4
2. Кузьменко Н.Е., Еремин В.В., Попков В.А. Начала химии для поступающих в вузы 16-е изд., дополненное и переработанное М. : Лаборатория знаний, 2016.
3. Пригожин И., Кондепуди Д. Современная термодинамика. От тепловых двигателей до диссипативных структур. М., Мир, 2002
4. Электронная библиотека Химического факультета МГУ http://www.chem.msu.ru/rus/library/welcome.html
Задание к семинару.
Часть А)
Задание 1 для студентов направления Реклама и связи с общественностью.Проанализируйте сайт электронной Библиотеки Химического факультета МГУ http://www.chem.msu.ru/rus/library/welcome.html и в ходе анализа определите основные направления развития химии как науки, которые могут быть представлены в качестве разделов химического знания. Воспользуйтесь материалами библиотеки, чтобы заполнить следующую таблицу:
Раздел химии | Предметная область исследований (краткое определение) |
Увеличьте количество строк.
Задание 2 для студентов направления Культурология и направления Стратегическое управление и экономическая политика.
Опишите любой химический опыт, который можно произвести в домашних условиях, и дайте объяснение этого опыта с научной точки зрения.
Часть Б)
1. Дайте оценку вклада Д.И. Менделеева в развитие химии как науки.
2. Перечислите известные Вам термодинамические закономерности и приведите примеры характеризующие проявление этих закономерностей.
3. Что является предметом каталитической химии?
4. Почему эволюционная химия может рассматриваться как высший уровень развития химических знаний?
Литература к семинару.
1. Брызгалина Е.В. Концепции современного естествознания, 2013 год, гл. 5
2. Галимов Э.М. Феномен жизни: между равновесием и нелинейностью. Происхождение и принципы эволюции. М., Едиториал УРСС, 2006
3. Серебровская К. Сущность жизни. История поиска. М. 1994
4. Шредингер Э. Что такое жизнь с точки зрения физика. М., Наука, 1972
Задание к семинару.
Часть А)
Задание для студентов всех направлений
Составьте кроссворд по теме семинара. При составлении кроссворда используйте имена ученых, понятия, термины, относящиеся к теме. Используйте не менее 30 слов.
На семинар необходимо принести кроссворд в распечатанном виде, в двух экземплярах (каждый экземпляр разместите на одной странице А4). Один экземпляр надо сдать с полностью заполненными графами, второй экземпляр – с чистыми графами.
Задание сдается в день семинара.
Часть Б)
1. Какие варианты постановки и решения проблемы происхождения жизни Вам известны. Опишите естественнонаучное содержание и методологические принципы решения проблемы в каждом из вариантов.
2. В чем причины сохранения в современной культуре креационистских представлений? Возможно ли их исчезновение по мере развития науки?
3. Объясните, почему любая концепция происхождения жизни должна ответить на вопрос: «Случайно или с необходимостью возникла жизнь?»
4. Сформулируйте трудности, которые испытывает современное естествознание, пытаясь описать происхождение жизни.
МГУ имени М.В. Ломоносова
ФИЛОСОФСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
ПРОГРАММА
дисциплины СОВРЕМЕННОЕ ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ
семестр 2016/17 учебного года
Квалификации (степени) выпускника бакалавр
Для направлений подготовки
Культурология