Рабочие характеристики двигателя
Рабочими характеристиками называются зависимости частоты вращения, вращающего момента и кпд от тока якоря, т. е. , , при и .
Примерный вид рабочих характеристик показан на рис. 5.1.
Рис. 5.1. Примерный вид рабочих характеристик двигателя параллельного возбуждения
5.1.3. Регулировочная характеристика
Регулировочная характеристика (рис. 5.2) – это зависимость частоты вращения от тока возбуждения при ,
Ia = Io.
Снимается характеристика следующим образом. При холостом ходе двигателя и номинальном напряжении постепенно уменьшают ток возбуждения.
Порядок выполнения работы
1. Собрать схему двигателя (рис. 5.3).
2. Ознакомиться с пускорегулирующей аппаратурой, порядком пуска и остановки двигателя, определить пределы измерения приборов.
Рис. 5.3. Схема двигателя параллельного возбуждения
3. Ознакомиться с принципом работы электромагнитного тормоза и порядком его включения в сеть.
4. Путем постепенной нагрузки двигателя тормозом, начиная с холостого хода, снять рабочие характеристики двигателя. Данные испытаний двигателя под нагрузкой свести в табл. 5.1.
Таблица 5.1
Исходные данные для построения рабочих характеристик
№ п/п | Измерено | Вычислено | Расчетные формулы | ||||||
U, В | Ia, А | iв, А | М, кгм | n, об/мин | Р1, Вт | Р2, Вт | |||
3 и т.д. | Р1 = U (Iа – I0) Р2 = 1,028 Мn h = Р2 / Р1 |
5. Путем постепенного уменьшения тока возбуждения при холостом ходе снять регулировочную характеристику двигателя при . Результаты опыта записать в табл. 5.2.
Таблица 5.2
Исходные данные для построения регулировочной характеристики
iв, А | |||
n, об/мин |
6. По результатам опытов построить рабочие и регулировочную характеристики.
7. Сформулировать краткие выводы.
Рекомендуемая литература: [1, §10.4; 2, §10].
Лабораторная работа № 6
ИССЛЕДОВАНИЕ ДВИГАТЕЛЯ ПОСТОЯННОГО ТОКА
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОГО ВОЗБУЖДЕНИЯ
Цель работы: изучение реостатного способа пуска двигателя последовательного возбуждения; способов регулирования скорости вращения; снятие рабочих, механических и регулировочной характеристик двигателя; определение кпд и оценка свойств двигателя на основании опытных данных.
Содержание работы
У двигателей последовательного возбуждения обмотки якоря и возбуждения соединены последовательно. Особенностью этого двигателя является зависимость его магнитного потока от нагрузки. До режима магнитного насыщения магнитный поток полюсов пропорционален току якоря . Но так как вращающий момент двигателя , то можно считать, что он пропорционален квадрату тока якоря . Это обеспечивает хорошие тяговые свойства двигателя, способность выдерживать большие перегрузки, что наиболее ценно при пуске двигателя. Поэтому двигатели последовательного возбуждения применяют в тех случаях, когда необходимы хорошие тяговые свойства, например, на электротранспорте, в электроподъемниках и т. п.
Зависимость частоты вращения от параметров двигателя и сети имеет вид . Пуск двигателя последовательного возбуждения производится путем постепенного увеличения напряжения. Данные двигатели ни в коем случае нельзя включать вхолостую или с малой нагрузкой, так как при малом токе, а следовательно, и магнитном потоке, скорость достигает недопустимых значений (двигатель «идет вразнос»). Наименьшая допускаемая нагрузка на валу у этого двигателя обычно соответствует току .
Для изменения направления вращения надо изменить направление тока или в обмотке якоря, или в обмотке возбуждения, меняя местами концы проводов, присоединенных к одной из этих обмоток.
Нагрузка двигателя осуществляется электромагнитным тормозом.
Регулирование частоты вращения двигателя производят либо изменением напряжения, подведенного к нему, либо реостатом, включенным параллельно обмотке возбуждения (для ослабления магнитного поля). В этом случае ток двигателя равен сумме токов в шунтирующем сопротивлении и обмотке возбуждения, т. е. . Чем меньше шунтирующее сопротивление , тем меньше ток в обмотке возбуждения и тем больше частота вращения двигателя. Изменяя сопротивление , можно регулировать частоту вращения двигателя. Отношение называется коэффициентом ослабления поля.
Рабочие характеристики (рис. 6.1) – это зависимости частоты вращения двигателя, вращающего момента, мощности на валу, кпд от тока при номинальном напряжении на зажимах двигателя, т. е. , , или f( ) при .
Механические характеристики – это зависимости частоты вращения от момента двигателя при неизменном напряжении на зажимах якоря, т. е. при .
На рис. 6.2 показаны механические характеристики двигателя последовательного возбуждения.
Рис. 6.2. Примерный вид механических характеристик: 1 – естественная механическая характеристика , Rш = ¥; 2 – искусственная механическая характеристика при пониженном напряжении , Rш = ¥; 3 – искусственная механическая характеристика при = const и включенном сопротивлении Rш |
Регулировочная характеристика показывает зависимость частоты вращения от приложенного напряжения при .
Порядок выполнения работы
1. Собрать схему (рис. 6.3).
2. Ознакомиться с пускорегулирующей аппаратурой, порядком пуска и остановки двигателя, принципом работы электромагнитного тормоза.
3. Снять рабочие характеристики двигателя при полном поле (рубильник разомкнут. Эти характеристики снимаются следующим образом. После пуска двигателя устанавливают наименьшее допустимое значение тормозного момента, при котором и .
Рис. 6.3. Схема электромагнитного двигателя последовательного возбуждения
Нагружая тормозом двигатель, делают замеры для пяти-шести точек нагрузки в пределах измерения тока , записывая значения частоты вращения , тока и силы на тормозе .
Данные заносятся в табл. 6.1.
Таблица 6.1
Результаты исследования двигателя с нагрузкой
№ п/п | Измерено | Вычислено | |||||||
U, В | Ia, А | n, об/мин | F, кг | , м | М, кгм | Р1, Вт | Р2, Вт | h, о.е. | |
и т. д. |
– полезный вращающий момент, кгм; F – сила на плече тормоза, кг; – длина плеча тормоза, м; n – частота вращения двигателя, об/мин; Р1 – потребляемая мощность, Вт, Р1 = U I; Р2 – полезная мощность, Вт, .
По данным построить рабочие характеристики.
4. Произвести тот же опыт при ослаблении поля, ключ К замкнут.
Результаты опыта свести в табл. 6.2 и построить характеристики совместно с рабочими характеристиками.
Таблица 6.2
Результаты исследования двигателя
при шунтировании обмотки возбуждения
№ п/п | U, В | Ia, А | iв, А | Iш, А | n, об/мин |
и т. д. |
– общий ток двигателя; – ток в шунтирующей цепи; – ток в обмотке возбуждения.
5. Снять и построить механические характеристики двигателя (естественную и искусственную).
Естественная механическая характеристика может быть построена по уже имеющимся данным (табл. 6.1). Для снятия искусственной механической характеристики необходимо снизить напряжение, приложенное к двигателю до .
Результаты измерений свести в табл. 6.3.
Таблица 6.3
Данные для построения механической характеристики
№ п/п | U, В | Ia, А | n, об/мин | М, кгм |
и т. д. |
6. Сформулировать краткие выводы.
Рекомендуемая литература: [1, §10.5; 2, §10].
Лабораторная работа № 7
ИССЛЕДОВАНИЕ СОВМЕСТНОЙ РАБОТЫ ГЕНЕРАТОРОВ
ПОСТОЯННОГО ТОКА ПАРАЛЛЕЛЬНОГО ВОЗБУЖДЕНИЯ
Цель работы: практическое ознакомление с порядком включения генераторов постоянного тока на параллельную работу и испытание их в режиме внешней и регулировочной характеристик.
Содержание работы
В ряде случаев нагрузка питается двумя или несколькими генераторами постоянного тока, работающими совместно. Целесообразность совместной работы генераторов заключается в следующем:
а) в периоды малых нагрузок часть генераторов отключается, тем самым обеспечивается номинальная нагрузка генераторов, вследствие чего увеличивается их кпд;
б) достигается экономия эксплуатационных расходов;
в) имеется возможность выводить генераторы в плановый или аварийный ремонт без серьезного нарушения бесперебойного обеспечения потребителей электроэнергией;
г) мощность резервного генератора меньше, чем мощность генератора, предусмотренного для автономной работы на нагрузку.
Во избежание больших бросков тока генераторов и ударных механических усилий на первичный двигатель, что может повести к аварии, необходимо при включении генераторов на параллельную работу выполнить следующие условия:
а) полярность работающего и включаемого генераторов должна быть одинакова, т. е. плюс первого генератора и плюс второго генератора включаются на одну шину, а минус с минусом – на другую;
б) напряжения работающего и включаемого генераторов должны быть равны.
Кроме того, в рабочем режиме генераторы нужно нагружать пропорционально их номинальным мощностям; в противном случае отдельные генераторы будут перегружаться при недогрузке остальных.
Порядок выполнения работы
1. Ознакомиться с лабораторным стендом и записать паспортные данные машин и измерительных приборов.
2. Собрать электрическую схему включения генераторов на параллельную работу (рис. 7.1); при сборке схемы необходимо подобрать регулировочные реостаты и измерительные приборы в соответствии с паспортными данными испытуемых машин.
Рис. 7.1. Схема исследования совместной работы генераторов параллельного возбуждения
3. При разомкнутых рубильниках 1, 2 и 3 пустить генераторы на холостом ходу и возбудить их до номинального напряжения путем изменения сопротивлений регулировочных реостатов , в цепях возбуждения генераторов. Если какой-либо из генераторов не возбуждается, следует поменять концы обмотки возбуждения соответствующего генератора.
4. Добившись номинальных напряжений обоих генераторов, проверить соблюдение полярности и затем включить генераторы на параллельную работу, замкнув рубильники 1 и 3.
Напряжение у потребителя определяется следующим выражением:
, ,
где , – эдс соответственно первого и второго генераторов; , – сопротивления обмоток якоря этих генераторов.
На основании вышеприведенных уравнений имеем:
; .
В момент включения рубильника 1 , поэтому .
Полярность генератора может быть определена при помощи магнитоэлектрического вольтметра. Вольтметр подключается поочередно к одному и к другому генератору.
5. Испытать генераторы в режиме внешней характеристики и построить кривые: , , , , где при , , , .
Замкнув рубильник 2, нагрузить параллельно работающие генераторы, сохраняя сопротивления цепей возбуждения генераторов неизменными. Данные опыта занести в табл. 7.1.
Таблица 7.1
Опытные данные режима внешней характеристики
, А | , А | , А | , А | ||
Анализируя внешние характеристики испытуемых машин, обратить внимание на распределение тока нагрузки между генераторами. Токи генераторов должны изменяться пропорционально их номинальным мощностям. Сделать соответствующие выводы.
6. Испытать генераторы в режиме регулировочной характеристики путем перевода нагрузки с одного генератора на другой при , и по данным опыта построить зависимости , .
Приведя во вращение один из генераторов, например № 2, возбудить его до напряжения при разомкнутых рубильниках 1, 2 и 3. Затем, замкнув рубильники 2 и 3, нагрузить генератор до номинального тока , поддерживая постоянным напряжение и частоту вращения . После этого включить на параллельную работу генератор № 1 способом, описанным выше.
Далее следует перевести нагрузку со второго генератора на первый, полностью разгрузив второй генератор, для чего необходимо посредством регулировочных реостатов , постепенно увеличивать ток возбуждения первого и уменьшать ток возбуждения второго. При токе якоря (момент, соответствующий отключению генератора № 2) питание нагрузки осуществляется генератором № 1. Если же продолжать увеличение и уменьшение , то машина № 2 перейдет в режим двигателя.
Данные опыта занести в табл. 7.2.
Таблица 7.2
Результаты перевода нагрузки с одного генератора на другой
Режим работы | , А | , А | , А | , А | , А | , В |
, | ||||||
, |
Окончание табл. 7.2
Режим работы | , А | , А | , А | , А | , А | , В |
, | ||||||
, | ||||||
, |
7. На основании полученных данных и построенных графиков составить краткие основные выводы.
Рекомендуемая литература: [1, §9.7; 2, §5.9].
Лабораторная работа № 8
ОПРЕДЕЛЕНИЕ Коэффициента полезного
действия МАШИН ПОСТОЯННОГО ТОКА
МЕТОДОМ ВОЗВРАТНОЙ РАБОТЫ
Цель работы: изучение теоретически и освоение практически наиболее распространенного косвенного метода определения кпд машин постоянного тока любой мощности.
Содержание работы
Суть метода возвратной работы заключается в том, что две однотипные машины одинаковой мощности связаны между собой механически и электрически, причем одна из них работает двигателем, а другая – генератором параллельно с сетью. Генератор возвращает в сеть энергию, потребляемую двигателем из сети, за исключением суммарных потерь в обеих машинах, т. е. из сети потребляется только мощность, затрачиваемая на компенсацию суммарных потерь мощности в агрегате.
Таким образом, задача по определению кпд сводится к измерению величины мощности, потребляемой из сети агрегатом. Половина этой мощности и есть суммарные потери в одной машине. Зная эти потери, легко рассчитать кпд машины по выражениям:
или ,
где – суммарные потери мощности в машине; – потребляемая мощность; – полезная мощность.
Первым выражением удобно пользоваться при определении кпд двигателей, а вторым – генераторов.
Метод возвратной работы особенно удобно применять тогда, когда испытываются машины большой мощности. В этом случае нет необходимости иметь мощную сеть, а также механические тормозные устройства, рассчитанные на полную мощность машины, при испытании ее в режиме двигателя или же большие нагрузочные реостаты при испытании машины в режиме генератора, что практически не всегда можно и осуществить. Кроме того, прямое испытание машин связано со значительным расходом электроэнергии.
Порядок выполнения работы
1. Собрать монтажную схему испытания машины методом возвратной работы согласно принципиальной схеме, приведенной на рис. 8.1.
Рис. 8.1. Схема опыта определения кпд машины методом возвратной работы
2. Пустить двигатель в ход, возбудить генератор и включить его на параллельную работу с сетью, для чего необходимо выполнить следующие условия:
а) уравнять напряжения генератора и сети, что проверяется по показаниям вольтметров, включенных на зажимы генератора и двигателя (сети);
б) проверить соответствие полярности генератора полярности сети. Проверка производится с помощью вольтметра, включенного на зажимы ключа , при выполненном вышеназванном условии. Вольтметр должен быть рассчитан на двойное напряжение сети. Если полярность сети и генератора одинакова, стрелка вольтметра останется на нуле, а если полярность различна, то вольтметр покажет удвоенное напряжение сети.
3. Провести испытание двигателя по методу возвратной работы. Для этого нужно постепенно увеличивать ток возбуждения генератора до полной загрузки двигателя. Скорость вращения двигателя при этом следует поддерживать постоянной путем изменения тока возбуждения двигателя.
Результаты испытания свести в табл. 8.1.
Таблица 8.1
Исходные данные для определения кпд
№ п/п | Измерено | Вычислено | |||||||||
, В | , А | , А | , А | , А | , А | , Вт | , Вт | , Вт | , о. е. | , о. е. | |
и т. д. |
Расчетные формулы: , , , , , , а так как , то .
Те же значения кпд должны получиться и по выражениям, приведенным в начале работы, например , здесь вместо
следует взять половину мощности, потребляемой из сети, т. е. , а вместо – мощность генератора, т. е. , тогда .
4. Остановить агрегат. Для остановки агрегата необходимо:
а) снять нагрузку с генератора путем уменьшения тока его возбуждения;
б) после снятия нагрузки отключить генератор от сети, выключив рубильник K;
в) остановить двигатель.
5. По данным испытаний и расчетов построить следующие графические зависимости:
, ,
, .
6. Сформулировать краткие выводы.
Рекомендуемая литература: [1, §7.2; 2, §1.16].
Лабораторная работа № 9
ИССЛЕДОВАНИЕ ЭЛЕКТРОМАШИННОГО УСИЛИТЕЛЯ
С ПОПЕРЕЧНЫМ ПОЛЕМ
Цель работы: ознакомление с принципом действия электромашинного усилителя (ЭМУ), его основными характеристиками и методами их снятия.
Содержание работы
ЭМУ поперечного поля представляет собой специальные генераторы постоянного тока, в которых поперечный магнитный поток реакции якоря тока цепи короткозамкнутых щеток служит главным потоком возбуждения. ЭМУ приводятся во вращение встроенными в их корпус (или отдельными) высокоскоростными асинхронными двигателями или двигателями постоянного тока со скоростью от 1450 до 5000 об/мин.
Входная мощность ЭМУ составляет 0,43¸0,9 Вт, а выходная – от 1¸11 кВт и более.
ЭМУ – двухполюсная машина, на коллекторе ее установлены под углом 90° относительно друг друга две пары щеток (рис. 9.1). Щетки поперечной оси А–А замкнуты накоротко, а к щеткам продольной оси В–В присоединяется нагрузка. На статоре ЭМУ расположено несколько обмоток:
1) независимого возбуждения, называемая обмоткой управления или задающей обмоткой (ОУ–1);
2) дополнительных полюсов (ДП), служащая для улучшения коммутации машины;
3) компенсационная (КО), служащая для компенсации размагничивающего действия продольной (по оси щеток В–В) реакции якоря;
4) от одной до трех обмоток управления (ОУ–2, ОУ–3, ОУ–4), автоматически воздействующих на магнитный поток обмотки возбуждения (ОУ–1) при изменении тех или иных параметров, с которыми их связывают регулирующие схемы.
Принцип работы ЭМУ заключается в следующем: при протекании по обмотке возбуждения (управления) ОУ–1 небольшого тока управления (обычно порядка 10–20 мА) возникает магнитный поток управления и во вращающемся якоре наводится относительно небольшая эдс (несколько вольт). Направление этой эдс в проводниках условно показано знаками (рис. 9.1), расположенными в кружках, которыми обозначена обмотка якоря. Так как поперечные щетки А–А замкнуты накоротко, то в обмотке якоря возникает значительный ток , создающий поперечный магнитный поток , соответствующий по величине потоку возбуждения обычных генераторов, равной с ЭМУ мощностью.
Рис. 9.1 Принципиальная схема ЭМУ с поперечным полем
При пересечении проводниками якоря силовых линий этого потока в них наводится эдс , направление которой отмечено знаками, показанными на рис. 9.1 рядом с проводниками якоря.
Наибольшее значение эдс , равное обычно 110–220 В, получается между продольными щетками В–В.
При подсоединении к щеткам В–В внешней нагрузки по обмотке якоря потечет ток нагрузки , который создает продольный поток реакции якоря , направленный по оси щеток В–В встречно потоку управления . Для того, чтобы поток управления не изменялся от продольного потока реакции якоря , в ЭМУ предусмотрена его компенсация с помощью компенсационной обмотки КО, включаемой последовательно в цепь тока нагрузки. Создаваемый компенсационной обмоткой поток направлен так же, как и поток . Ввиду того, что потоки и значительно превосходят по величине поток управления , то компенсация должна быть очень точна, что осуществляется путем шунтирования компенсационной обмотки реостатом (рис. 9.2).
Рис. 9.2. Схема испытания ЭМУ
Отдаваемая ЭМУ мощность регулируется изменением магнитного потока управления путем изменения тока в обмотке управления. А так как всякое изменение небольшого потока вызывает возникновение тока и потока , во много раз превосходящего по величине поток , то, следовательно, небольшому изменению мощности управления соответствует большое изменение мощности на выходе ЭМУ.
Коэффициентом усиления ЭМУ называется отношение управляемой мощности к мощности сигнала управления .
Величина ЭМУ поперечного поля колеблется в пределах (1¸4)×104.
Исследование ЭМУ заключается в снятии его основных характеристик, а именно: характеристики холостого хода, внешней характеристики, а также в определении коэффициента усиления .
Характеристикой холостого хода ЭМУ называется зависимость напряжения на зажимах машины от тока возбуждения при разомкнутой цепи нагрузки: при и .
Снимается она следующим образом: напряжение на выходе ЭМУ повышается до 1,3 номинального. Затем при постепенном уменьшении тока управления снимается нисходящая ветвь (рис. 9.3, кривая 1) при прямой полярности тока управления .
Далее меняется полярность и снимаются восходящая 2 и нисходящая 3 ветви обратной полярности, затем снова меняется полярность и снимается восходящая ветвь 4.
Внешней характеристикой называется зависимость напряжения на зажимах от тока нагрузки при постоянном токе возбуждения, соответствующем номинальному напряжению при холостом ходе и постоянной скорости вращения: при , . Снимается характеристика путем постепенного увеличения тока нагрузки.
Вследствие того, что магнитный поток компенсационной обмотки направлен так же, как и поток , то компенсационная обмотка оказывает такое же влияние на величину выходного напряжения, как последовательная обмотка в генераторах смешанного возбуждения. Поэтому внешние характеристики ЭМУ аналогичны внешним характеристикам генераторов смешанного возбуждения (рис. 9.4).
При полной компенсации, когда ампервитки компенсационной обмотки равны ампервиткам продольной реакции якоря, т. е. , эдс ЭМУ незначительно уменьшается только за счет падения напряжения в продольной цепи якоря (рис. 9.4, кривая 1).
При недокомпенсации, т. е. когда , внешняя характеристика имеет вид кривой 2, а при перекомпенсации, т. е. когда – кривой 3. Перекомпенсация, как правило, не допускается.
Обычно принимают такую степень компенсации, чтобы при росте нагрузки от до напряжение машины снижалось на 15¸20 % его номинального значения.
Порядок выполнения работы
1. Собрать схему испытания ЭМУ (см. рис. 9.2).
Снять характеристику холостого хода ЭМУ. Результаты свести в табл. 9.1.
Таблица 9.1
Результаты снятия характеристики холостого хода
№ п/п | , mА | , В | , В | Примечание |
Нисходящая ветвь 1 | ||||
Восходящая ветвь 2 | ||||
Нисходящая ветвь 3 | ||||
Восходящая ветвь 4 |
3. Снять внешние характеристики ЭМУ для нормальной компенсации, перекомпенсации, недокомпенсации. Результаты свести в табл. 9.2.
Таблица 9.2
Опытные данные внешних характеристик
№ п/п | , B | , A | , mA | , B | Примечание |
Нормальная компенсация – среднее положение реостата |
Окончание табл. 9.2
№ п/п | , B | , A | , mA | , B | Примечание |