Карты и пособия для плавания

Карты для плавания. Эти карты принято называть лоцмански­ми, так как плавание по ним осуществляют с помощью глазомер­ной ориентировки по знакам судоходной обстановки без проклад­ки пути (к ним не относятся РК, описанные в § 89).

Карты внутренних судоходных путей составляют в поперечной цилиндрической проекции Гаусса-Крюгера. В этой проекции весь земной шар делится по долготе на 60 зон, каждая из которых проектируется на боковую поверхность цилиндра, касающегося осевого (среднего) меридиана данной зоны. Если данный участок поверхности цилиндра развернуть на плоскость, то меридианы, кроме осевого, и параллели изобразятся на нем кривыми линиями с небольшими искажениями по краям. Вид карты для плавания по внутренним судоходным путям приведен в приложении 19.

Карты внутренних судоходных путей составляет Главное уп­равление водных путей Министерства речного флота РСФСР по согласованию с ГУНиО МО. Их издают обычно в виде атласов. В начале каждого атласа приводят сведения об источниках для составления карты; лист условных знаков; схему расположения листов карт (т. е. их сборный лист); необходимые пояснения, от­носящиеся к уровням глубин, габаритам мостов и воздушных пе­реходов и пр. Поясняются общие условия судоходства в данном районе, условия плавания в затруднительных местах, пристанях, шлюзах и правила шлюзования. Атласы имеют алфавитный ука­затель пунктов с указанием расстояний их от начального пункта и номеров соответствующей карты.

После вводных сведений следует основное содержание атласа, т. е. все его отдельные карты (листы). При этом на картах участ­ков, затруднительных для плавания, приводят сведения из их ло­ции. На свободных местах карт или на оборотной стороне их поме­щают предупреждения о режиме и навигационных условиях пла­вания на данном участке. Кроме того, могут быть даны важные предупреждения, выполненные красным шрифтом. Упоминается об опасностях судового хода, виде берегов, течениях, семафорных и сигнальных мачтах, приметных пунктах, якорных местах и даны краткие указания для плавания на данном участке.

Пособия для плавания. Лоции внутренних судоходных путей дополняют карты. Они содержат общие сведения о навигационных опасностях и судоходной обстановке, физико-географическое опи­сание данного бассейна, описание плесов и препятствий для судо­ходства, приложения со справочными данными и алфавитным ука­зателем.

Радиолокационные схемы содержат изображения проходимых местностей (их вид на экранах радиолокаторов). Даются рекомен­дации по опознанию местности и выбору пути следования.

Краткое описание судового хода обычно прилагают к атласам карт. Они содержат сведения общего характера о маршруте.

Описание основных убежищ на водохранилищах издают отдель­ными брошюрами. Они описывают места для укрытия судов.

Извещения судоводителям — выпускают по мере накопления сведений и изменений в условиях плавания. Они содержат настав­ления для плавания по участкам озер и водохранилищ, в част­ности с использованием РЛС, указывают рекомендованные кур­сы и места ставных неводов.

Справочные пособия. Сюда относятся схемы внутренних вод­ных путей сообщения, марилрутники со сведениями о протяжен­ности водных путей; графики колебаний уровня воды в нижних бьефах ГЭС; атласы карт и картограммы изолиний ветрового волнения, позволяющие определять высоты волн на озерах и круп­ных водохранилищах.

Глава XVI. ПРОРАБОТКА ПЕРЕХОДА.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕРЕХОДА

ПРОРАБОТКА ПЕРЕХОДА

Проработка перехода заключается в подборе карт, лоций и других пособий, содержащих сведения о навигационной обстанов­ке на всем пути следования судна, изучении их, предварительной прокладке безопасного и выгодного пути, а также расчет продол­жительности перехода и расход топлива.

Для проработки прибрежных переходов можно пользоваться имеющимися в лоциях Наставлениями для плавания генеральны­ми курсами и Указаниями для выбора генеральных курсов. По данным материалам можно произвести предварительную проклад­ку на картах. При отсутствии достаточных сведений судоводите­ли должны выполнить прокладку, выбрав путь самостоятельно так, чтобы он проходил в достаточном удалении от прибрежных опасностей, но в то же время позволял определять место судна визуальными способами и опознавать местность.

Предварительную прокладку на участках открытого моря ве­дут на мелкомасштабных картах. Все курсы следует пронуме­ровать, надписать их направление и протяженность. Это позволит рассчитать продолжительность перехода на каждом курсе, наме­тить моменты подхода к проливам, точкам поворота и пр. Если при этом окажется, что судно подойдет к трудным участкам в тем­ное время суток, то необходимо заранее выбрать якорное место.

Осуществляя предварительную прокладку, необходимо озна­комиться по карте со всеми навигационными опасностями на пути следования, проложить ограждающие их истинные пеленги, отме­тить ориентиры в точках поворота, рассчитать расстояния, с которых должны открыться высотные объекты (вершины гор, мая­ки), выявить убежища, места укрытия от штормов и наличие лоц­манов. Очень важно предварительно ознакомиться с характерис­тикой огней маяков и знаков.

В местах предстоящей якорной стоянки с приливами следует ознакомиться с величиной последних и проверить, не понижаются ли глубины до опасных при имеющейся осадке судна. Также сле­дует учесть трудность прохождения районов и проливов с интен­сивным судоходством.

Для уменьшения возможности столкновений судов в таких районах международными соглашениями введено разделенное дви­жение, например в Гибралтарском проливе (рис. 183). В них ус­танавливают зону, разделяющую движение судов, следующих во

карты и пособия для плавания - student2.ru

встречных направлениях; полосы следования судов в одном на­правлении; зоны прибрежного плавания, расположенные между полосой одностороннего движения и береговой линией.

Устанавливают также рекомендованные пути и фарватеры, предназначенные только для судов с большой осадкой.

Сведения о таких районах публикуют в «Извещениях море­плавателям». Описаны они в книге «Рекомендации для плавания в районах разделения движения».

Пособием для предварительной проработки перехода по ус­тановившимся линиям (маршрутам) могут служить издаваемые ГУНиО МО описания, например «Описание маршрута Севасто­поль — Владивосток». В них на каждом участке перехода особо отмечают приметные пункты, объекты радиолокационного опоз­навания, глубины, грунты, магнитное склонение, ориентиры, мес­та укрытия, районы туманов, течения, границы распространения плавучих льдов.

В конце описаний каждого участка помещают Наставление для плавания, где приводятся рекомендованные курсы и номера со- ответетвующих путевых карт. Рекомендованные курсы в океанах могут даваться в нескольких вариантах для различных сезонов и типов судов. В описаниях приводятся также выдержки из пра­вил, касающихся режима плавания в данных водах.

Выбор пути в океанах. Плавание по дуге большого круга, как уже отмечалось, сокращает расстояние по сравнению с плаванием по локсодромии, однако лишь в том случае, если путь не проходит через районы сильных штормов, противных течений, частых ту­манов и плавучих льдов.

В практике мирового мореплавания применяют стандартные пути между главнейшими портами земного шара, учитывающие как кратчайшие расстояния, так и гидрометеорологические усло­вия на переходе соответственно времени года. Эти пути показаны на специальных картах. Для парусных судов и судов со слабо­сильными двигателями разработаны отдельные варианты путей. Существуют также справочники кратчайших расстояний между многими портами мира.

Руководство «Океанические пути мира» составлено для выбо­ра путей через океаны с учетом гидрометеорологических условий и мощности двигателей, в частности со скоростью хода до 10 уз­лов. Суда со скоростью хода свыше 15 узлов, как полагают, способны держаться кратчайших расстояний при любых гидро­метеорологических условиях, но использовать данное руковод­ство желательно.

К руководству прилагают карты основных путей в океанах.

Путь, выбранный по этому руководству на участках прибреж­ного плавания, необходимо уточнять по крупномасштабным кар­там, лоциям и другим пособи ям.

Наши рекомендации