Карты и пособия для плавания
Карты для плавания. Эти карты принято называть лоцманскими, так как плавание по ним осуществляют с помощью глазомерной ориентировки по знакам судоходной обстановки без прокладки пути (к ним не относятся РК, описанные в § 89).
Карты внутренних судоходных путей составляют в поперечной цилиндрической проекции Гаусса-Крюгера. В этой проекции весь земной шар делится по долготе на 60 зон, каждая из которых проектируется на боковую поверхность цилиндра, касающегося осевого (среднего) меридиана данной зоны. Если данный участок поверхности цилиндра развернуть на плоскость, то меридианы, кроме осевого, и параллели изобразятся на нем кривыми линиями с небольшими искажениями по краям. Вид карты для плавания по внутренним судоходным путям приведен в приложении 19.
Карты внутренних судоходных путей составляет Главное управление водных путей Министерства речного флота РСФСР по согласованию с ГУНиО МО. Их издают обычно в виде атласов. В начале каждого атласа приводят сведения об источниках для составления карты; лист условных знаков; схему расположения листов карт (т. е. их сборный лист); необходимые пояснения, относящиеся к уровням глубин, габаритам мостов и воздушных переходов и пр. Поясняются общие условия судоходства в данном районе, условия плавания в затруднительных местах, пристанях, шлюзах и правила шлюзования. Атласы имеют алфавитный указатель пунктов с указанием расстояний их от начального пункта и номеров соответствующей карты.
После вводных сведений следует основное содержание атласа, т. е. все его отдельные карты (листы). При этом на картах участков, затруднительных для плавания, приводят сведения из их лоции. На свободных местах карт или на оборотной стороне их помещают предупреждения о режиме и навигационных условиях плавания на данном участке. Кроме того, могут быть даны важные предупреждения, выполненные красным шрифтом. Упоминается об опасностях судового хода, виде берегов, течениях, семафорных и сигнальных мачтах, приметных пунктах, якорных местах и даны краткие указания для плавания на данном участке.
Пособия для плавания. Лоции внутренних судоходных путей дополняют карты. Они содержат общие сведения о навигационных опасностях и судоходной обстановке, физико-географическое описание данного бассейна, описание плесов и препятствий для судоходства, приложения со справочными данными и алфавитным указателем.
Радиолокационные схемы содержат изображения проходимых местностей (их вид на экранах радиолокаторов). Даются рекомендации по опознанию местности и выбору пути следования.
Краткое описание судового хода обычно прилагают к атласам карт. Они содержат сведения общего характера о маршруте.
Описание основных убежищ на водохранилищах издают отдельными брошюрами. Они описывают места для укрытия судов.
Извещения судоводителям — выпускают по мере накопления сведений и изменений в условиях плавания. Они содержат наставления для плавания по участкам озер и водохранилищ, в частности с использованием РЛС, указывают рекомендованные курсы и места ставных неводов.
Справочные пособия. Сюда относятся схемы внутренних водных путей сообщения, марилрутники со сведениями о протяженности водных путей; графики колебаний уровня воды в нижних бьефах ГЭС; атласы карт и картограммы изолиний ветрового волнения, позволяющие определять высоты волн на озерах и крупных водохранилищах.
Глава XVI. ПРОРАБОТКА ПЕРЕХОДА.
ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕРЕХОДА
ПРОРАБОТКА ПЕРЕХОДА
Проработка перехода заключается в подборе карт, лоций и других пособий, содержащих сведения о навигационной обстановке на всем пути следования судна, изучении их, предварительной прокладке безопасного и выгодного пути, а также расчет продолжительности перехода и расход топлива.
Для проработки прибрежных переходов можно пользоваться имеющимися в лоциях Наставлениями для плавания генеральными курсами и Указаниями для выбора генеральных курсов. По данным материалам можно произвести предварительную прокладку на картах. При отсутствии достаточных сведений судоводители должны выполнить прокладку, выбрав путь самостоятельно так, чтобы он проходил в достаточном удалении от прибрежных опасностей, но в то же время позволял определять место судна визуальными способами и опознавать местность.
Предварительную прокладку на участках открытого моря ведут на мелкомасштабных картах. Все курсы следует пронумеровать, надписать их направление и протяженность. Это позволит рассчитать продолжительность перехода на каждом курсе, наметить моменты подхода к проливам, точкам поворота и пр. Если при этом окажется, что судно подойдет к трудным участкам в темное время суток, то необходимо заранее выбрать якорное место.
Осуществляя предварительную прокладку, необходимо ознакомиться по карте со всеми навигационными опасностями на пути следования, проложить ограждающие их истинные пеленги, отметить ориентиры в точках поворота, рассчитать расстояния, с которых должны открыться высотные объекты (вершины гор, маяки), выявить убежища, места укрытия от штормов и наличие лоцманов. Очень важно предварительно ознакомиться с характеристикой огней маяков и знаков.
В местах предстоящей якорной стоянки с приливами следует ознакомиться с величиной последних и проверить, не понижаются ли глубины до опасных при имеющейся осадке судна. Также следует учесть трудность прохождения районов и проливов с интенсивным судоходством.
Для уменьшения возможности столкновений судов в таких районах международными соглашениями введено разделенное движение, например в Гибралтарском проливе (рис. 183). В них устанавливают зону, разделяющую движение судов, следующих во
встречных направлениях; полосы следования судов в одном направлении; зоны прибрежного плавания, расположенные между полосой одностороннего движения и береговой линией.
Устанавливают также рекомендованные пути и фарватеры, предназначенные только для судов с большой осадкой.
Сведения о таких районах публикуют в «Извещениях мореплавателям». Описаны они в книге «Рекомендации для плавания в районах разделения движения».
Пособием для предварительной проработки перехода по установившимся линиям (маршрутам) могут служить издаваемые ГУНиО МО описания, например «Описание маршрута Севастополь — Владивосток». В них на каждом участке перехода особо отмечают приметные пункты, объекты радиолокационного опознавания, глубины, грунты, магнитное склонение, ориентиры, места укрытия, районы туманов, течения, границы распространения плавучих льдов.
В конце описаний каждого участка помещают Наставление для плавания, где приводятся рекомендованные курсы и номера со- ответетвующих путевых карт. Рекомендованные курсы в океанах могут даваться в нескольких вариантах для различных сезонов и типов судов. В описаниях приводятся также выдержки из правил, касающихся режима плавания в данных водах.
Выбор пути в океанах. Плавание по дуге большого круга, как уже отмечалось, сокращает расстояние по сравнению с плаванием по локсодромии, однако лишь в том случае, если путь не проходит через районы сильных штормов, противных течений, частых туманов и плавучих льдов.
В практике мирового мореплавания применяют стандартные пути между главнейшими портами земного шара, учитывающие как кратчайшие расстояния, так и гидрометеорологические условия на переходе соответственно времени года. Эти пути показаны на специальных картах. Для парусных судов и судов со слабосильными двигателями разработаны отдельные варианты путей. Существуют также справочники кратчайших расстояний между многими портами мира.
Руководство «Океанические пути мира» составлено для выбора путей через океаны с учетом гидрометеорологических условий и мощности двигателей, в частности со скоростью хода до 10 узлов. Суда со скоростью хода свыше 15 узлов, как полагают, способны держаться кратчайших расстояний при любых гидрометеорологических условиях, но использовать данное руководство желательно.
К руководству прилагают карты основных путей в океанах.
Путь, выбранный по этому руководству на участках прибрежного плавания, необходимо уточнять по крупномасштабным картам, лоциям и другим пособи ям.