Достоинство и нагрузка морских навигационных карт
Достоинство морской навигационной карты определяется ее масштабом, давностью и методом производства описи, подробностью промера, а также сроком корректуры.
Масштаб карты. Чем крупнее масштаб карты, тем подробнее она сможет быть. Поэтому на каждом участке перехода штурман должен пользоваться картами наибольшего масштаба. Если имеется только карта меньшего масштаба, то на нее следует перенести с карт наиболее крупного масштаба все данные, касающиеся ориентиров, приметных мест и навигационных опасностей. Это особенно важно при плавании в районах малых глубин и при недостаточной видимости.
Давность и метод производства описи. На картах указывают время производства описи данной местности, т. е. работ, по которым карта составлена. Так как многие данные с течением времени могут измениться, а техника работ совершенствуется, то карте с более поздним сроком описи следует отдать предпочтение.
Метод описи также имеет значение. Если на карте при отсутствии пометок о постоянных опорных пунктах нанесены триангуляционные знаки, то карта, видимо, составлена по первому классу точности. Если на карте отмечены только астрономические пункты, то это говорит об описи облегченного типа — по второму классу точности. Если же на карте показана береговая полоса с объектами, видимыми только с моря, и обозначены промерные галем в расстоянии около 2 миль от берега, то это значит, что опись произведена по способу морской съемки, т. е. с судна, и относится к третьему классу точности. Такая карта исчерпывающими сведениями для судовождения не обладает.
Подробность промера. Подробное и достоверное изображение рельефа морского дна имеет первостепенное значение для безопасности плавания. Рельеф дна устанавливают с помощью промеров. Если глубины на карте нанесены часто и равномерно (заметно направление промерных галсов) и изобаты непрерывны, то промер можно считать подробным.
Обычно промеры делают не сплошь по всей местности, охватываемой картой. Глубоководные и малопосещаемые районы могут содержать на карте белые пятна.
Если на карте всего 1—2 промерных галса, и глубины вне их не указаны, а также изобаты нанесены отрывками или отсутствуют, то промер является рекогносцировочным.
Необходимо учитывать, что белые пятна на карте не означают больших глубин, недоступных лоту. Они говорят лишь о том, что промеры в данных участках не производили.
Сроки корректуры. Карта пригодна к использованию только в откорректированном виде, т. е. когда в ней учтены все изменения, происшедшие в местности, о чем сообщается в последних «Извещениях мореплавателям».
Нагрузка карты. Нагрузкой карты называют общий объем содержащихся в ней сведений. Сюда входит рельеф морского дна, грунт, береговая зона, средства навигационного оборудования и некоторые другие сведения.
Рельеф морского дна оценивают с помощью карты не только по величине глубин, но и по характеру их изменений. Если глубины на карте изменяются равномерно, не образуют резких понижений, то его можно считать благоприятным для плавания. Если же глубины то увеличиваются, то уменьшаются, то такой рельеф считают опасным для плавания.
Поэтому на карты наносят так называемые предостерегательные изобаты, заход за которые опасен. Их наносят в зависимости от крутизны дна и масштаба карты. Так, 10- и 20-метровые изобаты считают предостерегательными для судов с соответствующей осадкой.
Показать опасные глубины на всем районе, охваченном картой, трудно. Поэтому на карты наносят наименьшие глубины и изобаты в основном районе рекомендованных курсов и фарватеров. Особенно важно для мореплавателей, чтобы на карте были нанесены такие опасности, как банки, подводные скалы, затонувшие суда.
Если положение ©пасности установлено недостоверно или имеется сомнение в самом ее существовании, то в ее месте на карте делают пометку «ПС» (положение сомнительно) либо «СС» (существование сомнительно).
Наиболее подробно глубины наносят на планах. На частных картах навигационные опасности наносят подробно, но обобщенно — в местах наибольшего их скопления. На путевых картах навигационные опасности наиболее подробно наносят в, районах фарватеров и рекомендованных курсов. На генеральных картах указывают в основном главнейшие формы рельефа дна. Из навигационных опасностей наиболее полно показывают отдельные понижения глубин в открытом море; у берегов навигационные опасности наносят лишь обобщенно (для общей характеристики).
Грунт морского дна по возможности указывают на навигационных картах, что важно знать для опознания местности и якорной стоянки. Дополнительные сведения о характере грунта можно получить в лоции данного моря.
Береговая зона — это прилегающая к воде узкая полоса суши, содержащая пляж, мысы, косы и осушные, т. е. обнажающиеся при отливе, участки. На береговой зоне указывают и характер берега — низменный или возвышенный, обрывистый, голый или лесистый, ледниковый и т. д. Это имеет значение не только для опознания местности, но и на случай высадки на берег со шлюпок, например при вынужденном оставлении судна.
За береговую линию в морях с приливами принят урез наибольшего приливного уровня, для бесприливных морей — урез воды при среднем многолетнем уровне.
На навигационных картах показывают и элементы суши, пригодные в качестве ориентиров и для опознания местности.
Средства навигационного оборудования (СНО) обязательно наносят на навигационные карты. К ним относятся как объекты (маяки и знаки), специально предназначенные в качестве ориентиров, так и прочие объекты, пригодные для этого, но положение которых точно определено (геодезические знаки, горные пики и пр.). Кроме того, наносят радиомаяки, радиолокационные и гидроакустические станции, аэромаяки, лоцманские станции, средства туманной сигнализации, ведущие кабели.
При этом на генеральные карты наносят маяки с дальностью видимости огня не менее 15 миль и без их характеристик, радиомаяки и вершины гор. На путевые карты — маяки и светящие знаки с дальностью видимости огня до 10 миль с их характеристиками, плавучие маяки, радиомаяки, буи открытой части моря, аэромаяки. На частных картах, кроме того, указывают плавучие предостерегательные знаки и портовые огни.
Прочие объекты — это гидротехнические сооружения, причалы, волноломы, прибрежные участки железных дорог, подводные кабели, которые наносят на крупномасштабные карты.
§ 91. ЧТЕНИЕ МОРСКИХ КАРТ. '
УСЛОВНЫЕ ЗНАКИ НА КАРТАХ
Чтение морских карт. Оно состоит в распознавании того, что на них изображено в виде условных обозначений.
Морские карты имеют номера, присвоенные при издании (адмиралтейский номер). Кроме того, нумеруют каждый оттиск (экземпляр) карты как документ строгой отчетности.
В заголовке карты, ниже ее названия, указывают масштаб и параллель, по которой он считается; год, к которому приведено магнитное склонение, и величина годового изменения последнего, если оно одинаково для всего района, охваченного картой (в противном случае это указывают в соответствующих местах карты); меры, в которых выражены высоты и глубины, и уровень, к которому они приведены (так называемый нуль глубин).
За рамкой карты (обычно внизу) схематически изображают в мелком масштабе данную карту и перекрывающие ее соседние, что необходимо для удобства подбора карт и перехода при прокладке с одной на следующую.
В пределах береговой полосы и на водных участках, где не обозначены глубины, иногда помещают изображения вида берегов, маяков и знаков, а также планы портов и гаваней.
В свободных местах карты имеются текстовые примечания и предупреждения о вновь обнаруженных опасностях, нововведениях в режиме плавания, дополнительных условных обозначениях и пр.
При изображении характера берегов недостоверной береговой линией считают линию, снятую приближенно или нанесенную по устаревшим сведениям.
Глубины, а также высоты обсыхания объектов указывают в метрах от принятого нуля глубин. Отличительными глубинами считаются те, что больше или меньше окружающих на 10% и более при ровном и на 20% при неровном рельефе дна. Гарантированной глубиной считают в канале или на фарватере наименьшую глубину, поддерживаемую на определенное время года и доступную для плавания.
Глубины, обозначаемые на картах изобатами, указаны цифрами.
Грунты и их характеристики обозначают текстом в сокращенном виде, например: В — валун; Гк — галька; Гл — глина; ГлИ — глинистый ил; Гр — гравий; И — ил; ИП — илистый песок; К — камень; Кор — коралл; П —песок; ПИ — песчаный ил; Пл — плита; Ск — скала. Так же сокращенно обозначают цвет, состав и свойства грунтов: бл — белый; бр — бурый; гл — голубой; жл — желтый; зл — зеленый; кр — красный; сн — синий; б — битый; ж — жидкий; же — жесткий: мг — мягкий; нч — нечистый; тв — твердый и т. д. Под нечистым грунтом понимают, что он засорен тросами, обломками судов и другими предметами и не подходит для якорной стоянки и тралового лова.
Условные знаки на картах. Наиболее употребительные условные знаки и обозначения, служащие для чтения карт, часть которых требуется знать, приведены на отдельных листах приложения 15.
Ниже приведены пояснения к ним.
Навигационные опасности. Приведены знаки основных естественных и искусственных опасностей. Следует обратить внимание на характеристику затонувших судов, на высоты осыхания объектов и пр.
Навигационные ориентиры. Здесь приведены объекты, не являющиеся специально установленными как ориентиры, но пригодные для этого.
Радиотехнические средства навигационного оборудования. Здесь кроме морских навигационных средств приведены и авиационные, годные для использования судами.
Промышленные и социально-культурные объекты. Железные дороги. Объекты, указанные данными знаками, могут оказать помощь в опознании местности.
Опорные пункты, границы и ограждения. Входящие сюда объекты (триангуляционные пункты и др.) можно использовать как навигационные ориентиры, так как положение их точно определено.
Стационарные средства навигационного оборудования. Сюда относятся специально установленные в качестве этих средств как береговые, так и подводные объекты, например ведущий кабель. Местоположением на карте знаков правильной ф(5рмы принимается их центр, остальных — середина их основания.
Высоты ориентиров и несветящих знаков показаны дробью: на месте числителя указывают высоту их от принятого нуля глубин, на месте знаменателя — от основания.
У огней маяков и знаков на картах масштаба крупнее 1:1 000 000 показаны их секторы. Окраска огней дается действительным их цветом, кроме белого, желтого и оранжевого. Белые огни приведены без надписей, желтые помечены буквами жл, оранжевые— ор. Огни на картах масштаба 1:1 000 000 изображены рожками одной окраски независимо от действительного их цвета.
Плавучие средства навигационного оборудования. Буи любой формы изображают единым знаком. Огни буев изображают только рожками с окраской их действительного цвета. Являясь всего лишь предостерегательными знаками, буи и вехи могут быть нанесены на карты менее точно, чем береговые ориентиры.
Рельеф суши. Приведены обозначения вершин гор, отметок высот, так как эти объекты также пригодны для опознания местности и как ориентиры.